Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

 

В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. Но пресс-служба театра предоставила «Театралу» текст обращения Виктора Рыжакова к труппе. Публикуем его полностью.
 
– Дорогие коллеги, сказать, что я сейчас волнуюсь – это не сказать ничего. Думаю, вы понимаете, моё состояние.  Именно в такие минуты почему-то хочется говорить о самом важном. О главном. Для меня это почти такая же неожиданность, как и для всех, я не планировал в своей жизни подобной глобальной перемены и не готовился к тому, чтобы взять на себя такую огромную ответственность. Поэтому, сегодня, не о программах. Просто важно посмотреть друг другу в глаза. Побыть вместе.
 
Хорошо понимаю, что театр существовал в своей цельности многие-многие годы. Невероятная история. Это как в семье, жили-жили свою большую понятную полнокровную жизнь, и вдруг раз… Я ощутил эту беду и тревогу в день прощания через тишину и слова, которые проговаривали люди, причём не только со сцены. Когда же понял, что нужно сделать еще и шаг в это пространство, мне стало вдвойне непросто. Понимаю одно, сложно будет всем – и вам, и мне – после столь долгого, органичного и мощного руководства. Конечно, мне никогда не быть таким руководителем. Галина Борисовна это не только сила и величие, это громадный жизненный опыт, да и просто История Современника. Во мне эти качества трудно представить, я другой, совсем другой. Но если научиться быть вместе, не предавая и не разрушая тех этических принципов, на которых строился Современник?!
 
Олег Николаевич Ефремов отстаивал идею Станиславского о том, что театр – искусство коллективное. Это мое! Тот самый принцип, который определяет мою работу уже многие-многие годы. Отлично понимаю, как важно то, что когда-то было сделано семью людьми, которые были первыми и придумывали, создавали «Современник».  Они прожили и прошли вместе невероятный уникальный путь. Сегодня это и есть основа вашего дома, вашего театра. И я знаю все это, не потому что готовился к нашей встрече, а потому что этот опыт – часть и моей жизни, моей природы. Мне посчастливилось иметь много великих учителей. Один из них Олег Табаков – плоть от плоти современниковской школы. И это мой 18-летний опыт работы в московском Художественном театре и в школе-студии МХАТ.  Уверен, что театр может организовываться только через студийность и коллективное.
 
Как удержаться и сохранить эти ценности, которые так быстро выветриваются, тем более если у театра появляется успех? Ответ – вместе, только вместе, в ансамбле. Это невероятный и большой труд, который нужно сделать. Именно «вместе».
 
Попробую быть честным перед вами. Быть с вами. Во фразе основателей современника «присутствие на сцене живого человека» самое главное слово «присутствие».  Зритель тоже приходит за этим в театр и ждет от артиста «человеческого присутствия». Мне кажется это самым важным и необходимым сегодня.
 
У меня лишь есть внутри какое-то представление о нашей будущей жизни. Уверен в одном, что люди здесь должны быть счастливыми. Человек рождается, чтобы быть счастливым. И в театр приходят именно за этим. И мне хочется, чтобы все были счастливыми. Иначе зачем все это?! Понимаю, что это тяжело и совсем не просто сделать. Но у нас же есть невероятный опыт основателей. Они этого добивались.
 
Весь будущий год - год Галины Волчек. Современник был и должен остаться местом притяжения силы.
 
У нас есть еще полгода, необходимо осмыслить опыт громадного и важного периода жизни театра, дальше будем вместе готовиться, вместе думать, вместе мечтать, каким будет наш следующий сезон и наше завтра.
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Евгения Симонова: «Большая семья — мое великое счастье»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгения Симонова: «Не люблю премьерные спектакли…»

    В день юбилея Евгении Павловны Симоновой «Театрал» от души поздравляет актрису и публикует интервью, которое она дала нашему изданию не так давно.  Евгения Симонова – из тех людей, кто не любит шумихи вокруг собственных дел. ...
  • Светлана Немоляева: «У меня были «двойки» по всем предметам»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но так и не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
  • Евгений Писарев: «Я приезжаю к маме — там культ меня!»

    Журнал «Театрал» продолжает публиковать главы из книги «Мамы замечательных детей», которую мы издали нынешней весной, но пока не успели широко представить читателям. Этот уникальный сборник состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов, которые рассказывают о главном человеке в своей жизни — о маме. ...
Читайте также