Во временной петле

В «Ленкоме» вышел «Капкан» – последний спектакль Марка Захарова

 

Над текстом и постановкой под условным названием «Параллельная реальность» Марк Захаров работал два года, до последних дней: финал переписал уже в больнице. Но завершать работу пришлось Александре Захаровой – собираться с силами и доводить до конца спектакль по отцовским рисункам и расписанным мизансценам.
 
Главное, что удалось ленкомовцам – захаровский дух, фирменный стиль, который отличает лучшие постановки «Ленкома»: они сделаны по принципу «непрерывного взрыва». И «Капкан» – это серия эффектных актерских «залпов», каскад сцен, где, как детонатор, срабатывает сорокинский гротеск – страшный, но оттого не менее веселый.
 
Последний спектакль Захарова – о временной петле, в которую мы все попали и никак не можем вырваться, о советском прошлом, которое давит, наступает на настоящее и продолжает издавать «красный рёв» – инфразвук «красного режима». О том, что все-таки находятся люди, способные ему сопротивляться, противостоять потокам «идеологического шлака» и системе подавления, устроенной по принципам «опричнины».
 
Образ «красного рёва» пришел в «Капкан» из прозы Владимира Сорокина, как и сам режиссерский замысел: он вырос из книги «Белый квадрат», но вобрал немало других источников, в том числе документальных. Эти вставки должны пояснять, как устроен механизм, запущенный большевиками и разрушающий сам внутренний строй человека, его базовые онтологические свойства – способность свободно мыслить и выбирать. Чтобы их отменить, совершалась последовательная, дьявольская работа.

Её исполнителей – от усатого вождя (Дмитрий Певцов), его личного летчика (Виктор Раков), следователя с Лубянки (Александр Збруев) и до рядовых энкавэдэшников – Марк Захаров сделал частью фантасмагории. Здесь есть место и шпионским страстям с внедрением в Италии своей «итальянской королевы», и виртуозной авантюре с партийным золотом в духе «Двенадцати стульев» (за перехват отвечает искрометный Антон Шагин), и закрытой гей-вечеринке первых лиц НКВД. Мимо «всевидящего» Сталина это, само собой, не прошло. Шоу, похожее на бесовские пляски, он наблюдает в «прямом эфире» на правах единственного зрителя. Впечатляется? Нет, вероятнее всего, просто скучает: уж слишком оно напоминает собственный паноптикум – наваждения больного «сумрачного» сознания – но тянет лишь на бледную копию.
 
«Капкан» – спектакль, где парадоксальным сошлись Владимир Сорокин, который, как давно замечено, пишет о человеке «постнадежды», после надежды, и Марк Захаров, который не мыслил себя без надежды на будущее России – это прозвучит в «послесловии», прямолинейно, а потому немного высокопарно, немного пафосно. Но понятно, что эти авторские слова, вынесенные за скобки собственно спектакля, озвучены как «символ веры» Марка Анатольевича, как своего рода завещание.
 
30-е годы, куда, как в капкан, угодили трое – парапсихолог (Владимир Юматов), метущаяся дама бальзаковского возраста (Александра Захарова) и ее молодой спутник, – обрамлены стальной решеткой. Это и коридоры Лубянки, где множат абсурдные уголовные дела, и тюремные коридоры, да и сама страна, ставшая при Сталине одним большим лагерем. На сцене он является подобно «верховному богу»: выходит из белокаменной головы Ленина грандиозных размеров, как воинственная Афина Паллада из головы Зевса. Но красный отблеск в глазах сразу выдает его инфернальную, вампирскую природу, совершенно далёкую от «голоса разума», которым была Афина.
 
«Капкан» – это по сути спектакль-предостережение: власть, как была вампиром, так и осталась, «советский лагерь» канул в Лету, но принцип власти не изменился. Она по-прежнему не отделена от насилия, держится на «опричниках», чекистах, силовиках и в любую секунду может прижать того, кто демонстрирует нелояльность к власть имущим. Страх перед «органами» (укорененный в сознании и в общем-то исконный) в современной России – обычное дело. Темная энергия «опричнины» сидит сегодня в каждом чиновнике (не говоря уже о неприкосновенных полицейских), а в яростной телепропаганде, которая подспудно превозносит авторитарный Советский Союз, нередко слышится эхо «красного рёва».
 
В ленкомовской премьере «красный рёв» звучит в полную мощь, пенится откровенно нелепой и смешной демагогией в исполнении феерического Александра Збруева – как промывать мозги товарищам политрук знает получше нынешних телеведущих. Речь он толкает на советском корабле, который подбирается к вражеским берегам, и убеждает, что «русская жопа» не сравнится с «буржуазной задницей», даст сто очков вперед. Но это красноречие щедро заправлено ёрничеством и «ядрёным» гротеском.
 
Как работа «органов» сталинского образца соскальзывала в абсурд, с запалом демонстрирует следователь – опять же эксцентричный и «по-ленкомовски» насмешливый Збруев. Допрос летчицы он ведет, смакуя абсурдные подробности смерти ее мужа, летчика, который рухнул на кремлевскую дачу и чуть было не «истребил» своей задницей соратника Сталина. Жестко троллит, многообещающе угощает конфетой: «Нравишься ты мне…» – и, как полагается, стреляет в спину. Вот оно, будничное и заурядное «людоедство» режима, для которого народ не более, чем человеческий материал.
 

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • Театр на Юго-Западе начал сезон премьерой спектакля «Тиль»

    Театр на Юго-Западе открыл 44 театральный сезон премьерой – спектаклем по пьесе Григория Горина «Тиль», режиссер-постановщик Наталия Бухальцева.   Впервые пьеса Горина была поставлена в 1974 году на сцене «Ленкома» и стала началом возрождения театра под руководством Марка Захарова. ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
Читайте также