«Обыкновенная богиня»

В Москве открылась выставка к 110-летию Галины Улановой

 

Выставка к 110-летию со дня рождения Галины Улановой открылась в минувшие выходные в Главном здании Театрального музея им. Бахрушина. Уланова не мечтала быть балериной, но в 1919 году поступила в Петроградское хореографическое училище и стала легендой мирового балета. Хотя в этот раз о Галине Сергеевне говорили не только как о танцовщице и педагоге.

«Для меня эта выставка стала открытием, я увидел не только выдающуюся фигуру мирового балета, но личность изысканной женственности, – отметил присутствовавший на вернисаже директор Большого театра Владимир Урин. – Мы довольно хорошо знаем биографию Галины Сергеевны, но я рад, что сегодня мы стремимся взглянуть на нее по-новому. К сожалению, многие годы в нашей стране нам было свойственно забывать прошлое, хотя прошлое чрезвычайно важно для грядущего. Люди, не помнящие родства, не могут ничего создать в настоящем. Замечательно, что сегодня мы смотрим на Уланову новым взглядом».

Пространство выставки поделено на три зала. В первом из них в окружении зеркал – Галина Уланова, одна из самых элегантных женщин своей эпохи. Платья, сумки, туфли, украшения – в  стеклянных витринах модели мировых модных домов Christian Dior, Gucci, Salvatore Ferragamo, Guy Laroche, Bruno Magli…

«Галина Сергеевна одевалась у разных дизайнеров, но особенно любила английский стиль, – рассказал ученик Улановой, ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе. – В Англии Галина Сергеевна была символом начиная с памятного 1956 года (когда в Лондоне прошли гастроли Большого театра с ее участием.– «Т»), и по сей день там существует клуб ее почитателей. Одна из ее английских поклонниц приглашала ее в эксклюзивные дома, где шились платья для королевы. Так что наряды ей создавали индивидуально».

Впрочем, сама Уланова не раз говорила, что походы по магазинам не любит: во время гастролей в редкие минуты отдыха она с удовольствием посещала музеи.

«Находясь в зале с этой грациозной женщиной, я никогда не задумывался, какая у нас на самом деле значительная разница в возрасте. Я это понял только в день ее ухода, когда увидел цифру в некрологе, – поделился Цискаридзе. – Галина Сергеевна оставалась стройной до последнего дня. Она занималась каждый день и никогда не теряла форму (обратите внимание, что все платья в этой экспозиции – одного размера). Когда Галина Сергеевна показывала поддержки и вращения, потрясали ее сила и легкость.

У Галины Сергеевны была небольшая нога, тонкая щиколотка, красивый подъем, и она любила это показать, поэтому всегда носила каблук высотой в шесть-девять сантиметров. Поэтому и все представленные здесь туфли – на высоком каблуке».

Директор ГЦТМ им. Бахрушина Дмитрий Родионов с Николаем Цискаридзе

Есть здесь и два особых экспоната: платьице из тюля, в котором маленькая Галя Уланова поступала в хореографическое училище, а также театральный костюм Тао Хоа из балета «Красный цветок» (собрание Петербургского театрального музея, которому Уланова передала почти все свои сценические костюмы).

«Галина Сергеевна очень любила вспоминать этот образ, – рассказала ученица Улановой, балерина, народная артистка СССР Людмила Семеняка. – Это одна из лучших ее ролей, которая, к счастью, сохранилась на пленке. Ее Тао Хоа была такая подлинная, трогательная. Галина Сергеевна в то время была очень красивой, и ей шел этот костюм. Вообще, во всех ролях она была удивительно естественной. Впервые я увидела ее в «Жизели», когда еще только начала учиться балету. Меня поразило то, что, прежде всего, она выглядела как человек со своими переживаниями и страстями. Она олицетворяла подлинный образ женщины. А уже потом  я обратила внимание на потрясающий для своего времени танец удивительной технической чистоты».

Продвигаясь вглубь экспозиции, мы словно попадаем в гостиную дома на Котельнической набережной, где сейчас находится музей-квартира балерины. Здесь письма поклонников,  фотографии с репетиций легендарного педагога с учениками, которые и сами давно стали легендами: Людмила Семеняка, Екатерина Максимова, Владимир Васильев… Письмо от президента академии наук СССР Сергея Вавилова – благодарность за балет «Ромео и Джульетта». Письмо из Гамбургской государственной оперы – благодарность за согласие стать хореографом-консультантом на постановке балета «Жизель». Письмо из ЮНЕСКО – приглашение в Париж на торжественный вечер в честь Улановой. Письмо от художника с просьбой позировать для портрета… За каждым документом – история. Уникальные свидетельства можно изучить с помощью четырех больших планшетов.

К слову, Галина Уланова была единственной среди звезд своего поколения, чей танец был запечатлен на пленке не только в отдельных балетных номерах. Так, в 1955 году на Мосфильме вышла киноверсия балета «Ромео и Джульетта». Этот балет в пространстве выставки можно посмотреть на большом экране кинозала.

«Галина Сергеевна – человек с неординарной судьбой: ей довелось пережить и утраты, и предательства, и оскорбления в те времена, когда жизнь стала кардинально меняться, – сказал Николай Цискаридзе. – Но я счастлив, что она осталась символом для огромного числа почитателей ее таланта по всему миру. С ее фотографией шли на фронт, оттуда ей писали письма. Это великая женщина, символ красоты, чистоты, духовности и служения своему делу. Лучше всех, мне кажется, о ней сказал Алексей Толстой: обыкновенная богиня.

Галина Сергеевна была очень закрытым человеком. У нее был острый язык и великолепное чувство юмора, но эти качества она не демонстрировала никому, кроме своих. В последние месяцы ее работы со мной мне повезло попасть в узкий круг людей, которым она доверяла. И тем не менее, несмотря на то, что мы с ней часто общались по телефону или вместе возвращались домой, если Большой театр предоставлял нам одну служебную машину, я впервые вошел в ее дом только спустя десять лет после ее кончины. Я всегда уважал ее скрытность. Когда я переступил порог ее квартиры, она открылась мне по-новому. Думаю, те вещи, которые представлены на сегодняшней выставке, помогут каждому открыть свою Галину Улановой. Хотя на самом деле она так и осталась тайной».

Выставка продлится до 22 марта.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Новые проекты московских музеев

    Американский поп-арт, петербургский андеграунд, авангард и реализм в работах классика сценографии Владимира Серебровского, это лишь часть выставочных проектов, которые представят столичные музеи уже в эти выходные. 1. ...
  • Чем порадуют московские музеи на этой неделе

    Выставка комиксов, рисование нитями, индийская расписная керамика, уникальные фотовыставки и произведения из Прибалтики. «Театрал» продолжает рассказывать, какие проекты можно увидеть в столице в предстоящие выходные. ...
  • «Его внутренний свет и внутреннее благородство – главный дар»

    В четверг, 10 сентября, состоялось открытие выставки «Благословляю все, что было…», посвященной 75-летию со дня рождения актера Театра им. Моссовета, народного артиста РФ, первого президента фестиваля «Золотая Маска» Георгия Тараторкина. ...
  • Какие выставки можно увидеть в музеях Москвы

    «Театрал» продолжает знакомить читателей с открывающимися выставками и экспозициями, которые уже открыты в столице.   1. Музей археологии Москвы С 10 сентября открывается выставка «Кто мы? Откуда мы? История миграций в Московском крае с древнейших времен до Средних веков», которая рассказывает о заселении московского региона. ...
Читайте также