«Человек не чиновничьего мышления входит в жесткую систему»

Деятели театра о назначении Ольги Любимовой на пост министра культуры

 

Во вторник, 21 января, президент Владимир Путин подписал указ о составе нового правительства. Пост министра культуры заняла Ольга Любимова, ранее возглавлявшая в Минкульте департамент кинематографии.
 
Ольга Любимова – представительница знаменитой театральной династии. Ее прадед по материнской линии – великий артист Художественного театра Василий Качалов, дед – завпост МХАТа Вадим Шверубович. Дед и бабушка по линии отца –переводчики. Николай Любимов перевел многих классиков французской и испанской литературы. Отец Борис Любимов – театровед и педагог, ректор Высшего театрального училища им. Щепкина, заведующий кафедрой истории театра России в ГИТИСе, заместитель худрука Малого театра.
 
Ольга Любимова окончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа. С начала 2000-х работала на телевидении (специализировалась на православной тематике). В Минкульт пришла в 2015 году в качестве советника в департамент кинематографии. С января 2018 года возглавляла этот департамент. Со страниц «Театрала» своим мнением о кадровом решении делятся ведущие деятели театра.
 
Иосиф Райхельгауз, худрук «Школы современной пьесы»:

– Я Ольгу Борисовну знал еще маленькой: когда я работал режиссером в театре «Современник», ее мама, Маша Шверубович, была артисткой и участвовала в моих спектаклях. Как и многие люди, которые занимаются театральным делом, я хорошо знаком с их семьей. Дедушка Ольги Борисовны, заведующий постановочной частью Художественного театра Вадим Шверубович, был всеобщим любимцем, оставил после себя фантастическую книгу. Борис Любимов – выдающийся театровед, мой товарищ, человек честный, интеллигентный, профессиональный. Среда, в которой растет и воспитывается личность, конечно, очень важна… Поэтому надежды сейчас большие. Тем более, что перед назначением, когда ходили слухи (о возможных кандидатах на пост министра культуры. – «Т»), звучали варианты сродни катастрофе.
 
Есть надежда, что под руководством Ольги Борисовны министерство займется тем, чем оно и должно заниматься, – будет помогать работать. Желаю успехов на этом поприще. Надеюсь, что совет при министерстве перестанет печатать «нужные» решения и постановления, перестанет быть «картонным».
 
Надо сказать, что Московский департамент культуры в этом смысле выгодно отличается. Нас видят, слышат, на нас не давят. Для нас создается, скажем так, режим наибольшего благоприятствования. Надеюсь, что и федеральное министерство займется тем же.
 
В то же время в министерстве прекрасно работает проект «Большие гастроли». Это, по-моему, единственный проект, который принес реальную пользу – при нынешней бесконечной дезорганизованности театрального дела, когда некоторые директора руководят театрами как овощными базами. На этом фоне «Большие гастроли» возродили замечательную советскую традицию доступности театра в отдаленных географических точках. Я бы в этом проекте ничего не менял.
 
Марк Варшавер, директор и худрук «Ленкома» им. Марка Захарова:
 

– Обратить внимание сегодня надо на многое. В первую очередь, на финансирование провинции, где театры вынуждены вести нищенское существование. Конечно, грамотный руководитель сможет изыскать средства, привлечь меценатов и спонсоров. Но даже в этом случае театр будет не жить, а выживать, потому что без госфинансирования он существовать не может.
 
Но самая большая проблема – это отсутствие режиссеров такого уровня, как, например, Марк Анатольевич Захаров. Очень хочется, чтобы на талантливых молодых людей обращали внимание, приглашали в театры и, главное, давали им право на ошибку.
 
Ольга Борисовна – толковый, талантливый человек. Если ее назначили, значит, есть уверенность, что она сделает много полезного. В министерстве она не новичок, посмотрим, как она будет строить свою работу в новой должности. Я думаю, она сама поймет, с кем пообщаться, кому задать вопросы.
 
Евгений Князев, ректор Театрального института им. Бориса Щукина:
 
– Вопросов, которые стоят на повестке, очень много. Хотелось бы, например, чтобы качество образования в театральных вузах оценивалось по тому, как в действительности проходит процесс обучения, а не по бумагам; хотелось бы, чтобы обратили внимание на материально-техническую базу. Но это все текущие вопросы жизнедеятельности, а главное – чтобы искусство было настоящим, чтобы людям хотелось ходить в музее, театры и кино.
 
Ольга Любимова окончила театральный вуз. И в связи с этим есть определенные надежды, да. Наш институт получил от министерства много хорошего. Мне бы хотелось, чтобы впредь во время работы нас не штормило, все было интеллигентно. Чтобы нравственность присутствовала. Культура – это вещь не халдейская.
 
Евгений Писарев, худрук Театра им. Пушкина:
 
 – Не хочу высказывать никаких предположений, могу только поделиться своим ощущением от той эйфории, которая вдруг возникла у деятелей культуры вокруг этого назначения. Многие с большим рвением поддерживают нового министра, в основном, ссылаясь на прекрасную родословную. Безусловно, это замечательно, но я бы не впадал в крайности и подождал конкретных решений. Человек, вероятно, не чиновничьего мышления, образованный входит в довольно жесткую и далеко не свободную систему. Как он поведет себя там – это вопрос. Мне, скорее, за этим интересно понаблюдать. Хочется пожелать удачи, терпения – но и стойкости.
 
Вообще, есть вероятность, что у театральных людей сейчас возникнет даже некоторая ревность. Для театра лучше министра, чем Михаил Швыдкой, за последнее время не было. Не только потому что он был хороший министр, но и потому, что он театральный человек, главная его любовь – это театр. А Ольга Борисовна раньше занималась кинематографом, документальным кино; вполне возможно, ее интересы в наибольшей степени сосредоточены в этой сфере. Короче говоря, я бы ответил простым и осторожным словом: посмотрим.
 
Больше мнений и подробности по теме читайте в ближайшем (мартовском) номере «Театрала»

  • Нравится



Самое читаемое

  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • «Звезда театрала» представляет шорт-лист

    Дирекция международной премии «Звезда Театрала» завершила обработку результатов зрительского голосования по лонг-листу и сформировала шорт-лист премии. Теперь в каждой из номинаций осталось по три претендента на награду, и голосование начинается с нуля. ...
  • «МХТ порадует новыми названиями и известными именами»

    До открытия театрального сезона в МХТ им. Чехова остается совсем немного времени. 7 сентября на традиционном сборе труппы Сергей Женовач объявит о творческих планах на новый сезон. А сегодня о готовности театра к встрече со зрителями рассказывает первый заместитель художественного руководителя-директора Марина Андрейкина. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также