«В этих текстах можно увидеть себя со стороны»

В «Современнике» объединили две новые пьесы Дмитрия Данилова

 

Режиссер Андрей Маник вместе с молодыми артистами «Современника» представил на Другой сцене премьеру «Что вы делали вчера вечером?». Спектакль, объединивший одноименную пьесу драматурга Дмитрия Данилова с другим его текстом – «Свидетельские показания», вырос из лаборатории «Поиск», которую театр проводит с осени 2018 года. В конце прошлого сезона Маник дебютировал в «Современнике» с эскизом «Свидетельских показаний», а теперь к этому опыту добавилась и вторая часть.

Два текста Дмитрия Данилова перекликаются по структуре: в обоих есть «закадровый» персонаж, который задает остальным героям вопросы. В первом случае это следователь, выясняющий причины гибели молодого человека. Самоубийство? Трагическое стечение обстоятельств? Злой умысел? Перед нами проходит череда событий и лиц – соседи, коллеги по работе, бывшая подружка, редактор издательства, где герой печатал свои книги… Но картина никак не складывается – свидетельские показания то и дело противоречат друг другу и спорят сами с собой. И все же по обрывкам и штрихам вырисовываются обстоятельства человеческой жизни и хоть немного – причины трагедии, а финальный монолог выводит историю за рамки реалистической.

Вторая пьеса написана в духе подражания вербатиму. По сюжету, герой собирает документальный материал для театра, задавая случайным прохожим вопрос: «Что вы делали вчера вечером?». Ему встречается женщина, берущая на дом дополнительную «тупую работу», за которую ей заплатят три тысячи пятьсот рублей, алкоголик, который пьет виски, только чтобы не пить водку, женщина преклонных лет, для которой вечеров уже не существует, а есть только угасание дня… Но история выходит не столько социальная, сколько личная. Личное одиночество, замкнутость жизни, отсутствие смысла и вечер как переход из одного пустого дня в другой. Это такой сводный портрет общества, история в монологах, по-даниловски ироничная и, несмотря на вроде бы мрачную повестку, очень светлая, ведь каждую минуту происходит радость узнавания.

Андрей Маник – студент 5 курса ГИТИСа (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова). Новую работу он обсудил с «Театралом».

– Андрей, почему для своего первого опыта в «Современнике» вы выбрали пьесы Дмитрия Данилова?
– Я люблю этого автора за то, что, с одной стороны, он поэтизирует действительность, с другой, выстраивает абсурдные ситуации. Его тексты – что-то вроде психологического упражнения, когда ты можешь немного расслабиться и просто посмотреть на себя со стороны, ведь все типажи здесь абсолютно узнаваемы. Это срез нынешнего дня, где каждый найдет если не себя, то свое окружение.

– По какому принципу вы объединили пьесы?
– Ну, в первую очередь, они созвучны по теме. Это о наступающей скуке, наползающей серости – и в то же время о том, что жизнь продолжается, даже если кажется, что в ней ничего не происходит. Откладывая жизнь на потом, ты ее упускаешь. Потом, эти два текста рифмуются по форме: и там и там есть персонаж-наблюдатель. Но если в первом случае это статичная фигура, то во втором герой находится в развитии – от человека, вступающего в диалоги в надежде получить ответ на свой вопрос, до человека, который, «наевшись» такого общения, доходит до насилия над людьми.

– Вторая часть вашего спектакля – «Что вы делали вчера вечером?» – выросла из публичной читки. Как вы думаете, почему этот жанр так популярен у зрителей?
– Мне кажется, потому что, как правило, это возможность услышать новую драматургию. Никто же не делает читку «Чайки». Напротив, чаще всего выбирается какой-то новый актуальный материал. Ну, и потом, читки – это все-таки околутусовочная история. Обычно в такой формат включаются люди, которые интересуются театром, широкий зритель на читки, наверно, не очень ходит.

– Публичная читка помогает в постановке будущего спектакля?
– Да, потому что позволяет проверить текст на уровне его звучания. Читая пьесу на зрителя, мы понимаем, верно ли сделали разбор, расставили акценты. Это своего рода подготовка к постановке. Но в данном случае уже на стадии читки получился почти готовый спектакль. За исключением ряда выразительных средств, финальный вариант от читки почти не отличается. Я думаю, это связано с особенностями драматургии Дмитрия Данилова. Текст настолько самодостаточен, что выходит на первый план. Больше практически ничего добавлять и не нужно.

– Чем интересна пьеса, в которой вообще нет описания героев?
– Я это воспринимаю как своего рода режиссерское упражнение, ведь здесь сплошные монологи. В первой пьесе их восемнадцать, во второй – около тридцати. В совокупности огромное количество. И надо эти тексты организовать так, чтобы не потерять зрительское внимание. Режиссер ведь должен уметь поставить что угодно, включая телефонный справочник. Это, наверно, главная сложность – не «веселить» зрителя, не заигрывать с ним, и в то же время не дать ему отвлечься. Для артистов это тоже вызов, потому что им не так часто приходится работать в формате монолога. Не думаю, что я хотел бы заниматься таким материалом всю жизнь, но как опыт он очень интересен. В том числе, кстати, и по жанру. Пьеса «Что вы делали вчера вечером?» выглядит как вербатим, но на самом деле им не является. Данилов сам придумал все монологи. Таким образом он как бы иронизирует над вербатимом, над его псевдосерьезностью, смеется над этим «вторжением» в чужую жизнь. И мы тоже стараемся следовать за его иронией.

– Как началось ваше сотрудничество с «Современником»?
– Когда я учился на 4 курсе, Шамиль Хаматов предложил мне сделать эскиз в рамках лаборатории «Поиск». Я выбрал пьесу «Свидетельские показания». Так совпало, что в ней был заинтересован и театр (уже состоялась читка). В общем, мы в этом сошлись, сделали эскиз, он понравился, и его почти сразу ввели в репертуар с небольшими доработками. Потом возникла вторая пьеса «Что вы делали вчера вечером?», мы провели читку и поняли, что эти вещи можно соединить.

– А по вашим ощущениям, сейчас для молодого режиссера достаточно возможностей, чтобы начать карьеру?
– Очень многое, к сожалению, зависит от везения. Я знаю классных ребят, которым просто не улыбается удача. Возможности вроде есть, но не все интересно и не все достойно оплачивается. Мне кажется, в этом смысле театрам нужно идти на риск, не бояться провалов, в общем-то, неизбежных, если ты берешь человека, который делает за свою жизнь третий спектакль.

– Вам удалось пообщаться с Галиной Борисовной?
– К сожалению, очень недолго. Она принимала первый эскиз, но финальную работу уже не застала. Театр сейчас интенсивно переживает ее уход, это чувствуется, ребятам тяжело, но в то же время все в каком-то собранном состоянии, чтобы не сдать и не утратить все, что было сделано раньше. Мне кажется, это очень сильная, волевая позиция.

– У вас планируется сотрудничество с «Современником»?
– Да, сейчас мы делаем спектакль по пьесе «Крум» израильского автора Ханоха Левина. Это история возращения 40-летнего человека домой после неудавшейся попытки обустроиться в Америке. Он отправляется за лучшей жизнью, но терпит крах. Эта пьеса, как мне кажется, перекликается с предыдущими двумя. Она про принятие себя, осознание того, что жизнь идет, даже когда тебе кажется, что в ней не происходит ничего, что было бы тебя достойно. Смысл в том, что не надо ждать момента: сейчас все плохо, а завтра все наладится. Жизнь только сейчас. Ну, еще это трагикомедия, так что, надеемся, будет смешно.

Когда: 5 Января

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Преподавателя театрального ВУЗа уволили за участие в акции протеста

    Артема Назарова, преподавателя московского Института театрального искусства имени Иосифа Кобзона, уволили из-за участия в акции протеста 23 января. Назарова задержали во время акции. 25 января суд назначил ему штраф в размере 10 тысяч рублей и освободил из-под стражи. ...
  • Научпоп-комедию готовит Пермский театр оперы и балета

    В год 130-летия со дня рождения Сергея Прокофьева Пермский театр оперы и балеты готовит премьеру по одной из самых популярных опер композитора — «Любовь к трем апельсинам». В новой постановке Филиппа Григорьяна, жанр которой обозначен как «научпоп-комедия», разворачивается сюжет о чудаках-ученых, озадаченных идеей преображения человека. ...
  • ЦИМ представит премьеру «Space X» к своему 30-летию

    В 2021 году Центру Мейерхольда исполнится 30 лет, а зданию ЦИМа на Новослободской — 20. Юбилейный год экспериментальной творческой площадки откроется премьерой Space X Дмитрия Волкострелова и «театра post». «В проекте Space X «театр post» вступает на ещё не исследованную им территорию — территорию архитектуры. ...
  • Александр Сокуров представит свой фильм о блокаде

    В среду, 27 января, в день полного освобождения Ленинграда от блокады на киностудии «Ленфильм» состоится спецпоказ документального фильма «Читаем «Блокадную книгу», созданный в 2009 году. Картину представит ее автор, режиссер Александр Сокуров. ...
Читайте также