«Он был человеком большой души»

В Москве открылась выставка-посвящение Николаю Караченцову

 

Николай Караченцов в гримерке, 1982 год. Фото: Владимир Богданов

«Без дублера» – так называется выставка, открывшаяся в Театральном музее им. Бахрушина к 75-летию со дня рождения Николая Караченцова. Он умел без остатка отдаваться любимой профессии и всю жизнь был верен одной семье и одному театру. Столь же преданными оказались и зрители, уверенные: такого, как Караченцов, больше не будет.
 
– Для нас большая радость – открыть выставку, посвященную легендарному артисту, герою нескольких поколений, – отметил на вернисаже генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов. – Готовясь к сегодняшней встрече, я перебирал личные воспоминания, связанные с Николаем Петровичем, и первое, о чем подумал, это премьера рок-оперы «“Юнона” и “Авось”». Помню, как мне, тогдашнему студенту ГИТИСа, удалось пробраться на спектакль и устроиться в конце партера – студенты ухитрялись это делать во все времена. До этого я ходил в «Маяковку», Театр Моссовета, наши прекрасные классические театры, но тут как будто попал в другое измерение – такая на меня обрушилась музыка, такое движение, и, конечно, энергетика Караченцова осталась эмоциональным впечатлением на всю жизнь.

У зрителей Караченцов ассоциировался с образом смелого, мужественного героя. Неслучайно именно он дублировал многие фильмы с Жан-Полем Бельмондо. Этот великий артист удивительно попал в свое время, появился именно тогда, когда был нужен нам всем.

Личными воспоминаниями поделилась и куратор выставки Ирина Баканова:
– Когда-то в юности я должна была делать публикацию о Николае Петровиче для газеты, а он все отказывался, ссылаясь на нехватку времени: тогда только-только начались репетиции спектакля «”Юнона” и “Авось”». Но в итоге все-таки сдался: «Хорошо, согласен, только с одним условием: весь день будешь ездить со мной. Я на репетицию – и ты на репетицию, я в поликлинику – и ты в поликлинику». Любой журналист подтвердит, что такое предложение – настоящий подарок судьбы. И это действительно был необыкновенный день, когда я вывела для себя формулу Николая Петровича Караченцова: ему навстречу открывались люди. И мне бы хотелось, чтобы те, кто придет на нашу выставку, тоже открылись навстречу искусству, которое он дарил.
 
Николай Караченцов родился в Москве, его детство прошло на Чистых прудах, в районе Маросейки. Отец, Петр Яковлевич Караченцов, был художником-графиком, много лет работал в журнале «Огонек», мать, Янина Евгеньевна Брунак, была балетмейстером, ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах.
 
– От своих родителей Коля унаследовал удивительную чистоту и благородство, он умел любить и чувствовать людей, – добавила вдова Караченцова Людмила Поргина (нынешняя экспозиция сложилась во многом благодаря участию семьи Николая Петровича). – Благодаря родителям уже в семь лет он читал «Евгения Онегина». «Выучишь главу до конца – пойдешь гулять», – говорила ему мама.
 
В 1967 году Караченцов окончил Школу-студию МХАТ, после чего попал в Театр имени Ленинского комсомола (с 1991 года – «Ленком»), которому служил всю свою творческую жизнь. Здесь с приходом в 1973 году Марка Анатольевича Захарова, подарившего ему роль хулигана и бунтаря Тиля Уленшпигеля («Тиль», 1974), Караченцов раскрылся как поющий и танцующий драматический артист. Тиля Караченцов играл 17 лет. А главную свою роль – графа Резанова в рок-опере «Юнона и Авось» на музыку Рыбникова и стихи Вознесенского – исполнял без малого четверть века.
 
– С названием выставки невозможно не согласиться: папа действительно всегда жил и работал без дублеров, – отметил сын Николая Петровича Андрей Караченцов. – Он стремился все постичь самостоятельно: занимался единоборствами и ездил на мотоцикле. Конечно, получалось не сразу, бывали и травмы, но он готов был принести себя в жертву профессии. Он очень любил свое дело, и кроме всего прочего, просто был настоящим мужчиной, у которого можно было поучиться жить.
 
 Именно папа привел меня в большой теннис. Мне было семь лет, и я тогда не мог понять, зачем это нужно. Мне не нравилось, что этот спорт развивает только одну часть тела – правую. Я говорил: «Папа, ты занимаешься единоборствами, может, мне тоже начать ходить с тобой?». Но он отвечал: «Нет-нет, теннис – замечательный вид спорта, он продлевает жизнь, со временем ты это поймешь».
 
В итоге я достиг уровня кандидата в мастера спорта и, когда встречаю на турнирах игроков за восемьдесят, убеждаюсь в папиной правоте.  
 
Не скрою, когда наша семья готовилась к этой выставке, меня обуревали страхи: сможем ли мы подобрать вещи? Как их будут перевозить и хранить в музее? Но в итоге весь период подготовки обернулся праздником. Мы вспоминали папу, разбирали фотографии… С каждым днем я все больше узнаю его с разных сторон и все глубже убеждаюсь, что нужно сохранять память о нем не только как о дорогом и любимом человеке, но и как об актере, который внес такой заметный вклад в культуру нашей страны.
 
Экспозиция становится погружением в мир Николая Петровича, где он раскрывается во всем многообразии своей личности: драматический актер, певец, спортсмен, человек с множеством увлечений. Однако начинается все с небольшого раздела, где представлены личные вещи и документы. Детские фотографии из семейного архива, комсомольский билет, подарки друзей и поклонников, компакт-диски и простой «кнопочный» телефон с крупными цифрами, которым Николай Петрович пользовался в последние годы жизни, когда был уже очень болен. В стеклянной витрине – серебряная монета к 30-летию спектакля «“Юнона” и “Авось”». На ней Караченцов изображен в профиль вместе с партнершей по спектаклю Еленой Шаниной.
 
Самый большой раздел посвящен, конечно, театральному периоду: здесь афиши и фотографии спектаклей из фондов Бахрушинского музея и театра «Ленком». «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Оптимистическая трагедия», «Диктатура совести» – целая палитра театральных образов. Рядом с Караченцовым – знаменитые партнеры по сцене: Инна Чурикова, Елена Шанина, Евгений Леонов, Олег Янковский, Александр Абдулов, Александр Збруев… На одной из фотографий – парижские гастроли спектакля «Юнона и Авось» в 83-м году, вместе с командой спектакля на сцене Мирей Матье.
 
Композитор Алексей Рыбников, режиссер Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский и Николай Караченцов в день 20-летия премьеры спектакля «“Юнона” и “Авось”»
 
На противоположной стене – кадры из фильмов: «Белые росы», «Человек с бульвара Капуцинов», «Собака на сене», «Приключения Электроника». Десятки фотографий, однако, здесь лишь малая часть. «В фильмографии Николая Петровича более 150 фильмов – драма, приключения, детектив, вестерн, исторический, музыкальный, фантастика – и во всех он был верен себе: даже в рискованных сценах работал без дублера. Он жил не щадя себя, и, конечно, передать этот «энергетический удар» без его присутствия и голоса очень трудно. Поэтому в пространстве выставки мы оборудовали небольшой кинозал, где можно увидеть отрывки из фильмов и еще раз вспомнить любимые роли», – отметила Ирина Баканова, проводя экскурсию по экспозиции.

Костюмов на выставке – всего два. Это образ из спектакля «“Юнона” и “Авось”» и смокинг от художника-модельера Вячеслава Зайцева. «Интересно, что на подкладке жилета графа Резанова написано имя «Колечка». С такой вот нежностью относились к Караченцову костюмеры. Это неудивительно, ведь он был человеком большой души, который ценил труд каждого сотрудника театра», – пояснила куратор.
 
Костюм из спектакля «“Юнона” и “Авось”»
 
Первую известность в кино Караченову принесла картина «Старший сын» по пьесе Вампилова. Однако запел он впервые в фильме «Собака на сене». «С тех пор режиссеры старались использовать этот его талант. Например, в фильме «Маленькое одолжение» он исполняет песню «Кленовый лист», впоследствии ставшую хитом. В руках у него гитара, которая тоже представлена на нашей выставке. Что же до театра, то по-настоящему Караченцов запел в спектакле «Тиль». Так что Марк Захаров не только открыл его как артиста, но и поверил в его певческое дарование. Сам Караченцов не считал себя певцом, но театральное сообщество доверяло ему быть неизменным членом жюри Конкурса актерской песни имени Андрея Миронова», – рассказала куратор.
 
Ботинки для степа с металлическими набойками
 
«После аварии мы почти пятнадцать лет боролись за Колину жизнь, но это время было очень насыщенным, – поделилась Людмила Поргина. –  Дважды в неделю мы ходили в театр, дважды – на премьеру в кино или на выставку живописи. В нашем доме всегда были гости, читали стихи, пели. Это была не прервавшаяся жизнь, а восстановленная. И хотя Коля сам не играл в спектаклях и фильмах, он следил за творчеством своих друзей – это была потребность его души.

Гитары Николая Караченцова 
 
Последней его мечтой было сыграть Короля Лира. Лира губит доброта: он слишком верил людям. Но Коля хотел сказать в этой роли: не бойтесь верить. Пусть вас обманут, оберут, но, несмотря ни на что, сохраните в себе эту любовь к человеку. К счастью, зрительская любовь к нему не умирает до сих пор».
 
Экспозиция будет работать в Главном здании ГЦТМ им. Бахрушина до 23 февраля. В ближайших планах – творческие встречи с друзьями и коллегами Николая Петровича Караченцова. Об этих событиях музей объявит особо.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Музей Тропинина представит новую экспозицию

    В среду, 15 июля,  в Музее Тропинина открывается выставка редких графических произведений XIX века «Русский романтизм. Графика». В экспозиции будут представлены 54 произведения, среди которых рисунки карандашом и пером, акварель, гравюры, раскрашенные литографии. ...
  • В Москве подготовили выставки, посвященные Толстому

    В канун 110-летия со дня смерти Льва Толстого и к 100-летию со дня основания музея Льва Толстого на двух площадках в Москве откроются выставки, посвященные жизни писателя, членам его семьи, а также людям, которые принимали самое активное участие в создании музея. ...
  • Новая Третьяковка откроется к концу июня

    Новая Третьяковка на Крымском Валу начнет работу ближе к 1 июля, тогда как основное здание - в Лаврушинском переулке - может открыться уже 16 июня, об этом сообщила в СМИ гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. ...
  • Пять московских музеев на фестивале «Интермузей-2020»

    С 27 по 29 мая проходит Двадцать второй международный фестиваль «Интермузей-2020», который в этом году впервые проводится в цифровом формате на портале imuseum.ru. Фестиваль объединил почти 400 участников со всей России. На персональных стендах музеи все вместе создают интерактивную выставку, посвященную главной теме фестиваля: «Хранители мира», к 75-летию Великой Победы. ...
Читайте также