Актриса и режиссер Ася Князева рассказала «Театралу» о том, как вместе с выпускниками Щукинского института создавался спектакль «Идеалисты и циники» по рассказам Чехова. Ближайший показ спектакля состоится 12 февраля, а премьера намечена на 4 марта.
– Этот проект появился, можно сказать, неожиданно для всех. В прошлом году в июле, когда все выпускники актерских факультетов заканчивают обучение, и ходят на показы в разные театры, огромная группа студентов Щукинского института (курс покойного Владимира Петровича Поглазова) осталась без помощи. Обычно художественный руководитель курса всегда помогает ребятам, договаривается с театрами, а этот курс остался сиротой… Им помогали разные профессора института и состоялся показ в Театре Вахтангова. Римас Владимирович Туминас отнесся с уважением к памяти Владимира Петровича и с отеческим чувством к этим ребятам, он дал им шанс и предложил попробовать за летний месяц сделать заявку и подготовить постановку по рассказам Чехова.
Ребята обратились ко мне, потому что мы были с ними знакомы по театральному вузу (они учились на актёрском, а я – на режиссерском), и попросили помочь. За август мы с ними сочинили по рассказам Чехова и подготовили к показу нашу работу, Римас Владимирович нам дал несколько советов, и мы продолжили работать над проектом.
Сценарий написала я, но сначала мы его все вместе сочиняли. Мы размышляли о Чехове как о драматурге и как о враче. Я попросила ребят, чтобы герою каждого рассказа, который мы выбрали, они написали «диагноз». Ведь у каждого персонажа что-то болит или тело, или душа. А так как современная медицина говорит, что в основе всех болезней психосоматика, то надо было подготовить монолог героя, который он мог бы произнести на приеме у своего психотерапевта, чтобы рассказать о том, что у него болит, найти – «точку боли», которая является движущим мотором для актера. Не зерно роли, конечно, но всё же.
Потом что-то из этих текстов мы использовали в спектакле, а что-то нет, но все равно это осталось в основе. Размышляя о Чехове как о враче и как о писателе, мы написали свой рассказ о нем. По сути, это вечный спор между идеалистом (писатель ведь идеалист, он говорит о душе человека и рассматривает человека с точки зрения его божественного начала) и циником (потому что врач зачастую смотрит на человека цинично, но, тем не менее, этот трезвый взгляд помогает человеку выздороветь). Нельзя быть только идеалистом или только циником. И Чехов никогда бы не стал таким писателем, каким мы его знаем, если бы он не был врачом, если бы не видел всю «подноготную» человека. Мы сплели всю эту историю, размышляя о том, где мы сами скептики и циники, а в чем – идеалисты. Это тонкая грань, это вечное противопоставление противоположностей – смешное и грустное, поэзия и проза жизни, писатель-романтик и врач, который изучает человека «под микроскопом»… Из этого переплетения смешного и грустного сложилась наша история. Нам кажется, таким и был Чехов.
– Этот проект появился, можно сказать, неожиданно для всех. В прошлом году в июле, когда все выпускники актерских факультетов заканчивают обучение, и ходят на показы в разные театры, огромная группа студентов Щукинского института (курс покойного Владимира Петровича Поглазова) осталась без помощи. Обычно художественный руководитель курса всегда помогает ребятам, договаривается с театрами, а этот курс остался сиротой… Им помогали разные профессора института и состоялся показ в Театре Вахтангова. Римас Владимирович Туминас отнесся с уважением к памяти Владимира Петровича и с отеческим чувством к этим ребятам, он дал им шанс и предложил попробовать за летний месяц сделать заявку и подготовить постановку по рассказам Чехова.
Ребята обратились ко мне, потому что мы были с ними знакомы по театральному вузу (они учились на актёрском, а я – на режиссерском), и попросили помочь. За август мы с ними сочинили по рассказам Чехова и подготовили к показу нашу работу, Римас Владимирович нам дал несколько советов, и мы продолжили работать над проектом.


