Ася Князева: «Нам кажется, таким и был Чехов»

На Симоновской сцене театра им. Вахтангова поставили спектакль «Идеалисты и циники»

 
Актриса и режиссер Ася Князева рассказала «Театралу» о том, как вместе с выпускниками Щукинского института создавался спектакль «Идеалисты и циники» по рассказам Чехова. Ближайший показ спектакля состоится 12 февраля, а премьера намечена на 4 марта.

– Этот проект появился, можно сказать, неожиданно для всех. В прошлом году в июле, когда все выпускники актерских факультетов заканчивают обучение, и ходят на показы в разные театры, огромная группа студентов Щукинского института (курс покойного Владимира Петровича Поглазова) осталась без помощи. Обычно художественный руководитель курса всегда помогает ребятам, договаривается с театрами, а этот курс остался сиротой… Им помогали разные профессора института и состоялся показ в Театре Вахтангова. Римас Владимирович Туминас отнесся с уважением к памяти Владимира Петровича и с отеческим чувством к этим ребятам, он дал им шанс и предложил попробовать за летний месяц сделать заявку и подготовить постановку по рассказам Чехова.

Ребята обратились ко мне, потому что мы были с ними знакомы по театральному вузу (они учились на актёрском, а я – на режиссерском), и попросили помочь. За август мы с ними сочинили по рассказам Чехова и подготовили к показу нашу работу, Римас Владимирович нам дал несколько советов, и мы продолжили работать над проектом.

Сценарий написала я, но сначала мы его все вместе сочиняли. Мы размышляли о Чехове как о драматурге и как о враче. Я попросила ребят, чтобы герою каждого рассказа, который мы выбрали, они написали «диагноз». Ведь у каждого персонажа что-то болит или тело, или душа. А так как современная медицина говорит, что в основе всех болезней психосоматика, то надо было подготовить монолог героя, который он мог бы произнести на приеме у своего психотерапевта, чтобы рассказать о том, что у него болит, найти – «точку боли», которая является движущим мотором для актера. Не зерно роли, конечно, но всё же.

Потом что-то из этих текстов мы использовали в спектакле, а что-то нет, но все равно это осталось в основе. Размышляя о Чехове как о враче и как о писателе, мы написали свой рассказ о нем. По сути, это вечный спор между идеалистом (писатель ведь идеалист, он говорит о душе человека и рассматривает человека с точки зрения его божественного начала) и циником (потому что врач зачастую смотрит на человека цинично, но, тем не менее, этот трезвый взгляд помогает человеку выздороветь). Нельзя быть только идеалистом или только циником.  И Чехов никогда бы не стал таким писателем, каким мы его знаем, если бы он не был врачом, если бы не видел всю «подноготную» человека. Мы сплели всю эту историю, размышляя о том, где мы сами скептики и циники, а в чем – идеалисты. Это тонкая грань, это вечное противопоставление противоположностей – смешное и грустное, поэзия и проза жизни, писатель-романтик и врач, который изучает человека «под микроскопом»… Из этого переплетения смешного и грустного сложилась наша история. Нам кажется, таким и был Чехов.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Есть надежда?

    Последний спектакль Андрея Могучего как худрука БДТ «Материнское сердце» – о могучей силе русского народа. По-другому не скажешь. Невеселые рассказы Шукшина смонтированы таким образом, чтобы рассказать о материнской муке простой женщины, едущей спасать сына. ...
  • «Рок-звезда Моцарт»

    Ученик Римаса Туминаса, а теперь главный режиссер Театра Вахтангова, Анатолий Шульев сделал спектакль, где всё сыграно, как по нотам, очень технично и чисто, на энергичном allegro в первом действии и траурном andante во втором – сравнения с музыкальным исполнением напрашиваются сами собой. ...
  • Суд принял к производству дело в отношении МДТ

    Куйбышевский суд Санкт-Петербурга принял к производству дело о правонарушении в отношении МДТ-Театра Европы. Об этом сообщает Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга. «Представитель Театра в объяснениях поблагодарил Роспотребнадзор за указания на имеющиеся нарушения. ...
  • Сезон утраченной любви

    В первом летнем номере «Театрала» мы обычно всегда подводили итоги уходящего сезона. И всегда это делали на позитивной ноте, вспоминая лучшие постановки, громкие события и неожиданные открытия. При этом никогда не забывали напомнить зрителям, что 15 июня завершается прием заявок на премию «Звезда Театрала» и что всем, кто еще не успел номинировать своих кумиров, следует поторопиться, чтобы не упустить шанс выразить таким образом свою любовь к театру. ...
Читайте также