Ася Князева: «Нам кажется, таким и был Чехов»

На Симоновской сцене театра им. Вахтангова поставили спектакль «Идеалисты и циники»

 

Актриса и режиссер Ася Князева рассказала «Театралу» о том, как вместе с выпускниками Щукинского института создавался спектакль «Идеалисты и циники» по рассказам Чехова. Ближайший показ спектакля состоится 12 февраля, а премьера намечена на 4 марта.

– Этот проект появился, можно сказать, неожиданно для всех. В прошлом году в июле, когда все выпускники актерских факультетов заканчивают обучение, и ходят на показы в разные театры, огромная группа студентов Щукинского института (курс покойного Владимира Петровича Поглазова) осталась без помощи. Обычно художественный руководитель курса всегда помогает ребятам, договаривается с театрами, а этот курс остался сиротой… Им помогали разные профессора института и состоялся показ в Театре Вахтангова. Римас Владимирович Туминас отнесся с уважением к памяти Владимира Петровича и с отеческим чувством к этим ребятам, он дал им шанс и предложил попробовать за летний месяц сделать заявку и подготовить постановку по рассказам Чехова.

Ребята обратились ко мне, потому что мы были с ними знакомы по театральному вузу (они учились на актёрском, а я – на режиссерском), и попросили помочь. За август мы с ними сочинили по рассказам Чехова и подготовили к показу нашу работу, Римас Владимирович нам дал несколько советов, и мы продолжили работать над проектом.

Сценарий написала я, но сначала мы его все вместе сочиняли. Мы размышляли о Чехове как о драматурге и как о враче. Я попросила ребят, чтобы герою каждого рассказа, который мы выбрали, они написали «диагноз». Ведь у каждого персонажа что-то болит или тело, или душа. А так как современная медицина говорит, что в основе всех болезней психосоматика, то надо было подготовить монолог героя, который он мог бы произнести на приеме у своего психотерапевта, чтобы рассказать о том, что у него болит, найти – «точку боли», которая является движущим мотором для актера. Не зерно роли, конечно, но всё же.

Потом что-то из этих текстов мы использовали в спектакле, а что-то нет, но все равно это осталось в основе. Размышляя о Чехове как о враче и как о писателе, мы написали свой рассказ о нем. По сути, это вечный спор между идеалистом (писатель ведь идеалист, он говорит о душе человека и рассматривает человека с точки зрения его божественного начала) и циником (потому что врач зачастую смотрит на человека цинично, но, тем не менее, этот трезвый взгляд помогает человеку выздороветь). Нельзя быть только идеалистом или только циником.  И Чехов никогда бы не стал таким писателем, каким мы его знаем, если бы он не был врачом, если бы не видел всю «подноготную» человека. Мы сплели всю эту историю, размышляя о том, где мы сами скептики и циники, а в чем – идеалисты. Это тонкая грань, это вечное противопоставление противоположностей – смешное и грустное, поэзия и проза жизни, писатель-романтик и врач, который изучает человека «под микроскопом»… Из этого переплетения смешного и грустного сложилась наша история. Нам кажется, таким и был Чехов.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также