«Он вел дневник более 60 лет»

В ЦИМе показали спектакль про авангардного архитектора

 

В минувшее воскресенье, 9 февраля, в ЦИМе отметили день рождения Всеволода Мейерхольда. По традиции в этот день команда вспоминает самого режиссера, чье имя носит театр, и представляет спектакли, посвященные эпохе исторического авангарда и художникам того времени. На этот раз героем спектакля стал архитектор Константин Мельников, автор планировки партера Парка Горького, а также Дома культуры им. Русакова, где сегодня работает Театр Романа Виктюка, и знаменитого дома-мастерской в Кривоарбатском переулке (ныне – филиал Музея архитектуры им. Щусева). 

Постановку «Мельников. Документальная опера» осуществили режиссер Анастасия Патлай, драматург Нана Гринштейн, художник Шифра Каждан и композитор Кирилл Широков. Одну из главных ролей в спектакле исполняет народный артист РФ Игорь Ясулович.

«Мы рады возможности еще раз сыграть наш любимый спектакль, который был создан в 2017 году по предложению Музея архитектуры имени Щусева, – обратилась к зрителям перед показом Анастасия Патлай. – Несколько раз мы играли его на площадке музея и пару раз в центре Artplay, с радостью и удовольствием осваивая эти нетеатральные пространства театральными методами. Сегодня мы впервые представляем наш спектакль на театральной площадке, и это тоже в некотором смысле эксперимент. Спасибо за него ЦИМу и такому замечательному поводу, как день рожденья Всеволода Мейерхольда».

Константин Мельников был одним из представителей авангарда и уже в начале своей карьеры, в 30-е годы, получил мировое признание. Однако на родине архитектор подвергся острой критике за «формализм» и, по сути, был отлучен от профессии, пережив 40 лет забвения. С Мейерхольдом его роднила и общая эпоха, и в некотором смысле общая судьба – травля за нежелание творить по чужой указке.

Материалом для спектакля стал уникальный документ – дневник, который архитектор вел более 60 лет – с 1911 года по 1974 год. Как рассказала «Театралу» Анастасия Патлай, эти записи до сих пор не изданы, поэтому спектакль стал своеобразной «публикаций» уникальных материалов, по крайней мере их части.

Алиса Дмитриева в роли Анны

«Я немало занималась темой памяти, была куратором лаборатории «Археология памяти» в Сахаровском центре, вместе с Наной Гринштейн поставила в «Театре.doc» документальный спектакль «Кантград». Советская эпоха, особенно тяжелые 20-е и 30-е годы, не могут не вызывать отклика, – отметила Патлай в беседе с «Театралом». – Поэтому мы с интересом отозвались на предложение музея, тем более что речь шла о материалах дневника, который поражает одной только длительностью ведения записей и педантичностью автора в фиксировании деталей жизни. Работа с таким массивом записей, впрочем, как и освоение нетеатрального пространства, представлялась нам вызовом, и не загореться идеей было невозможно».

Перед зрителем проходят центральные события жизни Константина Мельникова – женитьбы на Анне Яблоковой (Алиса Дмитриева), первый успех с павильоном «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве, поездка в Париж для создания павильона СССР на Международной выставке декоративных и промышленных искусств, строительство необычного дома в виде двух цилиндров, прославившего молодого мастера и обеспечившего его заказами, а затем – резкий спад карьеры: обвинения в формализме, жесткая критика в прессе и фактическое отстранение от профессии. Лишенный поддержки, тяжело переживающий безденежье, остро желающий и не имеющий возможности творить, Мельников переключается с архитектуры на живопись. И только на закате дней находит утешение в мысли: «Я свободен».

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова

В спектакле два центральных героя – Мельников-архитектор (Егор Морозов/Николай Мулаков) и Мельников-старик (Игорь Ясулович), это Мельников в разные периоды жизни. Первый живет, дерзает, надеется, борется, страдает. Второй – анализирует прожитое, обращается к прошлому. Эти два Мельникова как будто переносят нас во времени.

«Мельников говорил, что считаться архитектурой может только то, что воплощено в камне или любом другом материале, а чертежи, замыслы, проекты – это все что угодно, только не архитектура. Поэтому всю свою жизнь этот человек делил на две части и считал, что последние 40 лет – годы, когда он был лишен возможности строить – «пребывал в безмолвии». Первая половина дневника рассказывает о человеке смелом, востребованном, с воодушевлением берущемся за работу, вторая половина – о времени горечи, обид, разочарования оттого, что надежды не оправдались. Третий герой, которого озвучивает Тимофей Трибунцев, носит в пьесе имя Мельников-сны. Это персонаж метафизический, он рассказывает о сновидениях архитектора, ведь во снах обнажается нечто очень честное, что терзает человека по-настоящему».

Для своей постановки Анастасия Патлай выбрала жанр документальной оперы. Спектакль проходит при участии хора – ансамбля солистов театра голоса «Ла Гол», и от этого история делается еще более полифоничной и многослойной.

«Хору отведена роль некоего комментатора: он и оплакивает, и травит. Это некая внешняя сила», – поясняет Анастасия Патлай. Сила, безусловно, рассказывающая об эпохе, в которую жил художник, эпохе, от которой веет неуютом и в которой подчас сложно было найти хоть какую-то логику.

«Спектакль «Мельников. Документальная опера» мы ставили во флигеле «Руина» Музея архитектуры, где регулярно играли с декабря 2017 по апрель 2018 года. «Руина» – здание конца XVIII века, реконструированное и адаптированное под выставочное пространство, однако, в нем намеренно сохранены фрагменты старинного интерьера – лестницы, ступени, ворота, – рассказала режиссер. – Зрителей мы посадили на балконе, а актерам отвели площадку на нижнем ярусе. То есть персонажи жили в собственном пространстве, а зрители имели возможность как будто «подглядеть» за этой жизнью. В зале ЦИМа тоже есть балкон, однако нам не удалось сохранить прежнюю рассадку в связи с требованиями противопожарной безопасности. Поэтому артистов и зрителей мы поменяли местами, хор и экраны тоже спустили на нижний ярус. В остальном спектакль мы стремились сохранить.

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения Мельникова и, конечно, у нас есть надежда сыграть спектакль где-нибудь еще, например, в одном из спроектированных им гаражей. Эта идея кажется очень привлекательной».

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также