«Считайте, что мы начали жить по-новому»

Александр Калягин подвел итоги Года театра

 

В среду, 12 февраля, в пресс-центре РИА Новости состоялась пресс-конференция, на которой глава Союза театральных деятелей Александр Калягин подвел итоги Года театра и рассказал о направлениях дальнейшей работы. «Театрал» публикует это выступление целиком.

– Мы несколько лет добивались того, чтобы в России был объявлен Год театра. Слава богу это случилось, за что огромная благодарность президенту. <…> Государство, которое позволяет себе провести Год литературы, Год добровольца, это не слабое государство. Но, честно говоря, Год театра начался не очень хорошо: в феврале, когда уже был создан оргкомитет, вдруг объявили, что в стране слишком много театров. И пора провести оптимизацию. Выступление премьера для театральных деятелей прозвучало как угроза, но я думаю, он просто был неверно проинформирован. Страхи не оправдались, никто не решился на такие меры, слава богу, мы это предупредили.

Другая история касается попытки объединения двух театров – Александринского и Волковского. Большая часть театрального сообщества выступила против, и в результате Ярославский театр драмы имени Волкова обрел статус национального достояния. Это великое дело, ведь именно с этого театра и началась профессиональная театральная жизнь России.

Кстати, практически был решен вопрос об открытии в Ярославле Дома актера. Это дело не праздное, потому что Дом актера – это не только место, где может собираться творческая интеллигенция, это еще и возможность чествовать ветеранов сцены, заниматься благотворительностью, приобретать профессиональные навыки молодым артистам и режиссерам; это место, где есть свободное творчество в самых разных жанрах – от капустников до серьезных спектаклей. В то же время во Владивостоке нам пока не удалось решить проблему с открытием Дома актера, хотя нам было это обещано.

Понимаю, всех интересуют результаты – сколько театральны зданий было отремонтировано в Год театра и так далее. Что ж, конечно, невозможно отремонтировать все – слишком велик масштаб работ, но в Год театра было принято очень важное решение: Правительство выделило 1,5 млрд рублей на обустройство театров провинции.

Главной проблемой в театральном деле по-прежнему остается обучение молодых кадров – режиссеров, артистов, драматургов, художников. Сегодня театры переживают бурное технологическое развитие, поэтому важно обучить также и завпостов, и машинистов сцены, в общем, поднять профессиональный уровень. В связи с этим в Год театра СТД провел восемь форумов. Мы впервые по-настоящему охватили всю Россию – Владивосток, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Вологда, Сочи, Грозный, Москва. Три тысячи человек из 400 театров России участвовали в семинарах, мастер-классах, лабораториях по мастерству актера, сценическому движению, сценречи, гриму… Бутафоры, осветители, кукловоды, конструкторы кукол… Это большое достижение.

В числе проблем, о которых хочется сказать, конечно, зарплаты. Мы всегда будем говорить о зарплатах, потому что у нас нищенские зарплаты, особенно в провинции, где подработать можно только елками в Новый год.

Если человек теряет надежду и начинает думать, что так будет всегда, это катастрофа для государства.


Впрочем, Год театра вселил во многих оптимизм – мы не брошены, на нас обратили внимание.

Что еще очень важно? В Год театра впервые состоялся фестиваль национальных театров, организованный СТД. Он прошел в городе Грозном. Спектакли шли на разных языках народов России. Кроме того, был проведен «круглый стол» по развитию национальных театров.

Теперь приведу некоторые цифры. Год театра охватил все 85 регионов страны, было проведено 25 тысяч мероприятий, состоялась Театральная олимпиада. Во Всероссийском театральном марафоне от Владивостока до Калининграда приняли участие 93 театра, это 450 событий. Началась работа над театральной энциклопедией.

Но самое важное, на мой взгляд то, что власти на местах по-настоящему обратили внимание на театр. В регионах поняли, что за этот год нужно будет по-настоящему отчитаться, и, чувствуя ответственность, а, может быть, иногда и испугавшись, по-настоящему включились в работу. Задача была такая.

Мы будем продолжать поддержку театров малых городов – и по линии СТД, и по линии Министерства культуры, но теперь уже, думается, на другом уровне.  Уже написана «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года», надеюсь, мы выпустим и проект закона «О культуре». Старт дан. Считайте, что мы начали жить по-новому. Поэтому я бы не подводил итоги. Работа только начинается. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Помощник бухгалтера «Седьмой студии» заявила о давлении следствия

    В понедельник, 15 июня, на заседании в Мещанском суде помощник бухгалтера «Седьмой студии» Элеонора Филимонова отказалась от данных ранее показаний, она сообщила о давлении на нее следствия.   Свидетель по делу «Седьмой студии» Элеонора Филимонова заявила, что помогала бухгалтеру «Седьмой студии» Нине Масляевой с оформлением документов, о хищениях ей известно в тот период не было. ...
  • «Современник» высказал коллективное отношение к ДТП с Михаилом Ефремовым

    Театр «Современник» прервал недельное молчание и опубликовал официальное заявление по ДТП с участием Михаила Ефремова, назвав случившееся огромной трагедией и общей болью.   «Друзья! Наше молчание было вызвано шоком и попыткой осмыслить то, что произошло с одним из самых близких людей «Современника» – Михаилом Ефремовым. ...
  • Михаил Ефремов записал видеообращение, в котором просит прощения

    Михаил Ефремов обратился к семье погибшего в ДТП и ко всем, кого предал, сев пьяным за руль. Артист просит простить, хотя понимает, что это невозможно. Видео выложено на YouTube-канале "Гражданин поэт". Публикуем полный текст обращения. ...
  • Критики выразили недоверие экспертизе по делу «Седьмой студии»

    Ассоциация театральных критиков ознакомилась с заключением третьей экспертизы по делу «Седьмой студии», результаты которой были оглашены на недавнем заседании суда, и выражает недоверие выводам новых экспертов, согласно которым расходы на реализацию театрального проекта «Платформа» были завышены в 2,5 раза. ...
Читайте также