Губернский театр обратился к Чапеку

 

На Малой сцене Губернского театра 4 и 5 марта покажут премьеру спектакля «Сердце матери» по пьесе «Мать» Карела Чапека. Над постановкой работает режиссер Анна Горушкина.

В центре истории – судьба матери, которая теряет своих близких одного за другим. Сыновья жертвуют своей жизнью во имя общего блага: ради испытания новой вакцины, которая спасет тысячи людей, ради технического прогресса, ради победы своих идеалов. Но мать не может понять и принять, что существуют цели и идеалы, которые стоят жизни ее детей.

«Спектакль предлагает взглянуть на мир глазами матерей, – рассказали в пресс-службе театра. – В самые непростые времена, когда кажется, что рушится весь мир, и брат идет на брата, мать пытается уберечь семью, уберечь своих сыновей. Ведь в мире нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Она начинается с первым биением сердца ребенка, но никогда не заканчивается. И даже пережив самую страшную потерю, сердце матери продолжает любить и вести бесконечный диалог с теми, кого уже нет в живых. Задает вопросы – и не находит ответа. Дозволено ли спасать одну жизнь ценою другой? Почему самые лучшие должны умирать? И разве есть что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь?»

Драма «Мать» стала итогом творчества Карела Чапека. Он написал эту пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу Третий рейх. Пацифистский и антифашистский месседж произведения делали его особенно актуальным в переломные эпохи, когда весь мир оказывался на грани мировой войны.

По словам режиссера спектакля Анны Горушкиной, в пьесе есть важный момент: один из сыновей говорит, что для того, чтобы в стране воцарился мир, необходимо, чтобы кто-то победил. Но мать возражает ему: если бы все думали о семье, о своих родных и близких, – не надо было бы никого побеждать.

«Если бы люди умели вести диалог и слышать друг друга, не нужно было бы убивать, – считает режиссер. – Сейчас уровень агрессии в мире настолько велик, что хочется просто прокричать об этом мужчинам: остановитесь! Именно мужчинам: ведь не женщины же воюют. Мужчины стремятся к завоеваниям, забывая о том, что есть жизнь, есть жены, дети. Но, к сожалению, мы, матери, всегда остаемся в проигрыше. Как бы мы ни хотели сохранить своих детей рядом с собой, – они уходят на войну и гибнут. С одной стороны, мужчины должны быть завоевателями во всех смыслах, для того чтобы двигать историю вперед, но если женщины не будут пытаться остановить их, тогда мир исчезнет. Пока мы, матери, сопротивляемся агрессии, войне, мы спасаем этот мир. Мне бы хотелось, чтобы через спектакль люди ответили для себя на свои вопросы. Как сделать так, чтобы был мир, чтобы люди могли общаться друг с другом, как остановить стремление нашего мира к самоуничтожению? Но, безусловно, мне хочется сохранить надежду на свет в конце, на то, что все придет к гармонии, что мы можем все изменить. В спектакле есть ироничная реплика: «Есть за что умереть, не так ли?» Вот хочется наоборот, – чтобы всегда было, ради чего жить».

Художественный руководитель театра Сергей Безруков отметил, что Анна Горушкина взялась за произведение, которое не так часто ставилось в России. «Мне кажется, пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас, когда по всему миру то и дело вспыхивают войны: большие и маленькие, вооруженные, экономические, информационные, – сказал худрук. – В этом году мы отмечаем не только юбилей Победы в Великой Отечественной войне, но и 75 лет с окончания Второй мировой. И пьеса Карела Чапека – именно тот материал, который даст возможность нам как театру очень эмоционально, без излишнего пафоса высказаться на эту тему. Для меня важно, что эта история не только и не столько о войне, – она о цене человеческой жизни, о том, ради чего стоит жить, и том, ради чего стоит умереть. А кто знает об этом лучше, чем мать, которая приводит нас в этот мир?»

«В главной роли матери, – продолжил он, – актриса Елена Доронина, которая в начале года стала лауреатом нашей премии «Золотой Мухин» за две прекрасные роли, сыгранные в прошлом сезоне: это Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» и Вера Сергеевна в моей постановке «Энергичные люди» по Шукшину. Лена – очень тонкая актриса, с хорошим актерским диапазоном: ей под силу и драма, и трагедия, и фарс, и гротеск. Те, кто бывал в нашем театре, наверняка помнят ее трагическую Биатрис в спектакле «Вид с моста» и Галю из «Бесконечного апреля», где она за полтора часа проживает жизнь своей героини от 9-летней смешной девчушки до 50-летней женщины. К слову, оба эти спектакля ставила Анна Горушкина, сумев раскрыть новые грани актрисы».
 
В ролях – Елена Доронина (Мать), Григорий Фирсов /Александр Фролов (Отец), Евгений Гомоной/Михаил Шилов (Ондра), Алексей Веретин (Иржи), Андрей Щеткин (Корнель), Андрей Исаенков /Данил Иванов (Петр), Кирилл Новышев /Василий Серегин (Тони), Владимир Балдов (Дед), Елена Киркова / Елена Хабарова (Прекрасная незнакомка).

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Опера – всем»

    Откроется международный музыкальный фестиваль, декорациям которого традиционно станут архитектурные ансамбли Петербурга, на Соборной площади Петропавловской крепости. 8 августа здесь прозвучит опера Мусоргского «Борис Годунов» в исполнении оркестра театра «Мюзик-Холл». ...
  • Юрий Бутусов нашел ключ к современной драматургии

    Первой премьерой сезона в РАМТе станет «Сын» в постановке Юрия Бутусова. 11 сентября он представит свое прочтение пьесы Флориана Зеллера. «Самый яркий молодой драматург нашего времени», по мнению The Guardian, «один из самых горячих литературных талантов Франции», по мнению The Independent, обладатель премии «Мольер», Зеллер впервые сочинил настоящую трагедию. ...
  • Алексей Гуськов сыграет главную роль в «Седьмой симфонии»

    В Санкт-Петербурге стартовали съемки 8-серийного художественного фильма «Седьмая симфония» о том, как случилось практически невозможное – 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде, в Большом зале Филармонии, и по радио впервые прозвучала «Седьмая симфония» Дмитрия Шостаковича. ...
  • Мариинский театр покажет три масштабных премьеры

    До конца 2020 года Мариинский театр предполагает представить три премьерных спектакля, и это будут немаленькие постановки. Об этом художественный руководитель и директор Мариинки Валерий Гергиев заявил в онлайн-эфире первого международного дискуссионного форума #ArtSpace. ...
Читайте также