Фанни Ардан выступила в Москве

Французская актриса представила в Театре Олега Табакова свой моноспектакль

 

Хрупкая фигура в строгом черном платье выходит из затемненной глубины сцены под мелодию скрипки и кажется, что звучит и поет само это тело – изящное и утонченное, как сама Франция.

В свои 70 лет Фанни Ардан, знаменитая кинодива и муза Франсуа Трюффо, выглядит роскошно. В ней столько жизни, азарта и победительной женственности, что хватило бы на пару-тройку молодых актрис. Целый час она проводит на сцене одна, без партнеров, без музыки, почти без декораций, и держит внимание зала одним только голосом, низким и хрипловатым, демонстрируя мастерство французской декламации.

Москвичи получили счастливую возможность увидеть звезду в Театре Олега Табакова благодаря её давней дружбе с Владимиром Машковым. Они вместе играли императорскую чету в историческом русско-французском фильме «Распутин», где заглавную роль исполнял Жерар Депардье. Съемки проходили в Санкт-Петербурге и Машков сам знакомил актрису, обожающую русскую культуру, с городом на Неве.  

Спектакль Бертрана Маркоса, премьера которого была сыграна совсем недавно, в июне 2019 в парижском Театре де Буфф, поставлен по сценарию Маргерит Дюрас к фильму Алена Рене «Хиросима – любовь моя», получившему Золотую пальмовую ветвь 1959 года в Каннах и «Оскар» как раз за лучший сценарий. Он рассказывает о коротком, но бурном романе японского архитектора и французской актрисы, приехавшей в Хиросиму на съемки. Этот первый игровой фильм Алена Рене выстроен по принципу музыкальной полифонии – с системой лейтмотивов, тем и вариаций, повторов и поэтических образов. Но если в кино развернута целая панорама жизни, где жаркие любовные сцены соседствуют с видами разрушенного города, а лирические эпизоды с кадрами-вспышками военного времени, то спектакль предельно минималистичен.

Единственный партнер Ардан – это голос ее давнего друга и коллеги Жерара Депардье, который звучит в записи. Она ведет с ним беседу, обращаясь к лучу света, отчего кажется, что ее возлюбленный уже давно не рядом, а может быть, его и нет в живых. Актриса словно продолжает прерванный когда-то диалог и признается в том, о чем, возможно, молчала раньше. Она говорит не только о городе, уничтоженном ядерным взрывом, – об этом она знает лишь косвенно, из книг и музеев, но и о своей личной, выстраданной «хиросиме». Во время войны её юная героиня умудрилась полюбить врага – немецкого солдата, такого же мальчишку, которого убили по дороге на свидание, а её обрили наголо и заклеймили «фашистской подстилкой». Сложный букет чувств – горе, ненависть, стыд и любовь – чуть не свели девушку с ума, её запирали в подвал, чтобы не пугала криками соседей, а потом навсегда выслали из города детства.

Любовь и боль неразлучны – и в Хиросиме, как и в Невере, они встретились снова. Но любовь все же оказалась сильнее. Слово, которое для всего мира является синонимом страшной трагедии и преступления против человечества, для героини стало символом любви. И Фанни Ардан произносит его с почти эротическим наслаждением, по слогам, словно подставляя лицо солнцу, ветру и поцелуям.

Тут театралы наверняка вспомнили недавние гастроли Робера Лепажа на Чеховском фестивале со спектаклем «Семь притоков реки Ота» о любви американского солдата и ослепшей в результате взрыва японки. Семичасовая эпопея, в которой причудливо переплетаются судьбы нескольких поколений людей по разные стороны океана, конечно, не сравнима с камерной лирической зарисовкой. Но их роднит какое-то основополагающее, глубинное чувство приятия жизни несмотря на все её чудовищные проявления. Чувство, которое позволяет нам дышать и смеяться, и заниматься искусством в том числе.   

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также