Хрупкая фигура в строгом черном платье выходит из затемненной глубины сцены под мелодию скрипки и кажется, что звучит и поет само это тело – изящное и утонченное, как сама Франция.
В свои 70 лет Фанни Ардан, знаменитая кинодива и муза Франсуа Трюффо, выглядит роскошно. В ней столько жизни, азарта и победительной женственности, что хватило бы на пару-тройку молодых актрис. Целый час она проводит на сцене одна, без партнеров, без музыки, почти без декораций, и держит внимание зала одним только голосом, низким и хрипловатым, демонстрируя мастерство французской декламации.
Москвичи получили счастливую возможность увидеть звезду в Театре Олега Табакова благодаря её давней дружбе с Владимиром Машковым. Они вместе играли императорскую чету в историческом русско-французском фильме «Распутин», где заглавную роль исполнял Жерар Депардье. Съемки проходили в Санкт-Петербурге и Машков сам знакомил актрису, обожающую русскую культуру, с городом на Неве.
Спектакль Бертрана Маркоса, премьера которого была сыграна совсем недавно, в июне 2019 в парижском Театре де Буфф, поставлен по сценарию Маргерит Дюрас к фильму Алена Рене «Хиросима – любовь моя», получившему Золотую пальмовую ветвь 1959 года в Каннах и «Оскар» как раз за лучший сценарий. Он рассказывает о коротком, но бурном романе японского архитектора и французской актрисы, приехавшей в Хиросиму на съемки. Этот первый игровой фильм Алена Рене выстроен по принципу музыкальной полифонии – с системой лейтмотивов, тем и вариаций, повторов и поэтических образов. Но если в кино развернута целая панорама жизни, где жаркие любовные сцены соседствуют с видами разрушенного города, а лирические эпизоды с кадрами-вспышками военного времени, то спектакль предельно минималистичен.
Единственный партнер Ардан – это голос ее давнего друга и коллеги Жерара Депардье, который звучит в записи. Она ведет с ним беседу, обращаясь к лучу света, отчего кажется, что ее возлюбленный уже давно не рядом, а может быть, его и нет в живых. Актриса словно продолжает прерванный когда-то диалог и признается в том, о чем, возможно, молчала раньше. Она говорит не только о городе, уничтоженном ядерным взрывом, – об этом она знает лишь косвенно, из книг и музеев, но и о своей личной, выстраданной «хиросиме». Во время войны её юная героиня умудрилась полюбить врага – немецкого солдата, такого же мальчишку, которого убили по дороге на свидание, а её обрили наголо и заклеймили «фашистской подстилкой». Сложный букет чувств – горе, ненависть, стыд и любовь – чуть не свели девушку с ума, её запирали в подвал, чтобы не пугала криками соседей, а потом навсегда выслали из города детства.
Любовь и боль неразлучны – и в Хиросиме, как и в Невере, они встретились снова. Но любовь все же оказалась сильнее. Слово, которое для всего мира является синонимом страшной трагедии и преступления против человечества, для героини стало символом любви. И Фанни Ардан произносит его с почти эротическим наслаждением, по слогам, словно подставляя лицо солнцу, ветру и поцелуям.
Тут театралы наверняка вспомнили недавние гастроли Робера Лепажа на Чеховском фестивале со спектаклем «Семь притоков реки Ота» о любви американского солдата и ослепшей в результате взрыва японки. Семичасовая эпопея, в которой причудливо переплетаются судьбы нескольких поколений людей по разные стороны океана, конечно, не сравнима с камерной лирической зарисовкой. Но их роднит какое-то основополагающее, глубинное чувство приятия жизни несмотря на все её чудовищные проявления. Чувство, которое позволяет нам дышать и смеяться, и заниматься искусством в том числе.
В свои 70 лет Фанни Ардан, знаменитая кинодива и муза Франсуа Трюффо, выглядит роскошно. В ней столько жизни, азарта и победительной женственности, что хватило бы на пару-тройку молодых актрис. Целый час она проводит на сцене одна, без партнеров, без музыки, почти без декораций, и держит внимание зала одним только голосом, низким и хрипловатым, демонстрируя мастерство французской декламации.
Москвичи получили счастливую возможность увидеть звезду в Театре Олега Табакова благодаря её давней дружбе с Владимиром Машковым. Они вместе играли императорскую чету в историческом русско-французском фильме «Распутин», где заглавную роль исполнял Жерар Депардье. Съемки проходили в Санкт-Петербурге и Машков сам знакомил актрису, обожающую русскую культуру, с городом на Неве.
Спектакль Бертрана Маркоса, премьера которого была сыграна совсем недавно, в июне 2019 в парижском Театре де Буфф, поставлен по сценарию Маргерит Дюрас к фильму Алена Рене «Хиросима – любовь моя», получившему Золотую пальмовую ветвь 1959 года в Каннах и «Оскар» как раз за лучший сценарий. Он рассказывает о коротком, но бурном романе японского архитектора и французской актрисы, приехавшей в Хиросиму на съемки. Этот первый игровой фильм Алена Рене выстроен по принципу музыкальной полифонии – с системой лейтмотивов, тем и вариаций, повторов и поэтических образов. Но если в кино развернута целая панорама жизни, где жаркие любовные сцены соседствуют с видами разрушенного города, а лирические эпизоды с кадрами-вспышками военного времени, то спектакль предельно минималистичен.
Единственный партнер Ардан – это голос ее давнего друга и коллеги Жерара Депардье, который звучит в записи. Она ведет с ним беседу, обращаясь к лучу света, отчего кажется, что ее возлюбленный уже давно не рядом, а может быть, его и нет в живых. Актриса словно продолжает прерванный когда-то диалог и признается в том, о чем, возможно, молчала раньше. Она говорит не только о городе, уничтоженном ядерным взрывом, – об этом она знает лишь косвенно, из книг и музеев, но и о своей личной, выстраданной «хиросиме». Во время войны её юная героиня умудрилась полюбить врага – немецкого солдата, такого же мальчишку, которого убили по дороге на свидание, а её обрили наголо и заклеймили «фашистской подстилкой». Сложный букет чувств – горе, ненависть, стыд и любовь – чуть не свели девушку с ума, её запирали в подвал, чтобы не пугала криками соседей, а потом навсегда выслали из города детства.
Любовь и боль неразлучны – и в Хиросиме, как и в Невере, они встретились снова. Но любовь все же оказалась сильнее. Слово, которое для всего мира является синонимом страшной трагедии и преступления против человечества, для героини стало символом любви. И Фанни Ардан произносит его с почти эротическим наслаждением, по слогам, словно подставляя лицо солнцу, ветру и поцелуям.
Тут театралы наверняка вспомнили недавние гастроли Робера Лепажа на Чеховском фестивале со спектаклем «Семь притоков реки Ота» о любви американского солдата и ослепшей в результате взрыва японки. Семичасовая эпопея, в которой причудливо переплетаются судьбы нескольких поколений людей по разные стороны океана, конечно, не сравнима с камерной лирической зарисовкой. Но их роднит какое-то основополагающее, глубинное чувство приятия жизни несмотря на все её чудовищные проявления. Чувство, которое позволяет нам дышать и смеяться, и заниматься искусством в том числе.