Фанни Ардан выступила в Москве

Французская актриса представила в Театре Олега Табакова свой моноспектакль

 

Хрупкая фигура в строгом черном платье выходит из затемненной глубины сцены под мелодию скрипки и кажется, что звучит и поет само это тело – изящное и утонченное, как сама Франция.

В свои 70 лет Фанни Ардан, знаменитая кинодива и муза Франсуа Трюффо, выглядит роскошно. В ней столько жизни, азарта и победительной женственности, что хватило бы на пару-тройку молодых актрис. Целый час она проводит на сцене одна, без партнеров, без музыки, почти без декораций, и держит внимание зала одним только голосом, низким и хрипловатым, демонстрируя мастерство французской декламации.

Москвичи получили счастливую возможность увидеть звезду в Театре Олега Табакова благодаря её давней дружбе с Владимиром Машковым. Они вместе играли императорскую чету в историческом русско-французском фильме «Распутин», где заглавную роль исполнял Жерар Депардье. Съемки проходили в Санкт-Петербурге и Машков сам знакомил актрису, обожающую русскую культуру, с городом на Неве.  

Спектакль Бертрана Маркоса, премьера которого была сыграна совсем недавно, в июне 2019 в парижском Театре де Буфф, поставлен по сценарию Маргерит Дюрас к фильму Алена Рене «Хиросима – любовь моя», получившему Золотую пальмовую ветвь 1959 года в Каннах и «Оскар» как раз за лучший сценарий. Он рассказывает о коротком, но бурном романе японского архитектора и французской актрисы, приехавшей в Хиросиму на съемки. Этот первый игровой фильм Алена Рене выстроен по принципу музыкальной полифонии – с системой лейтмотивов, тем и вариаций, повторов и поэтических образов. Но если в кино развернута целая панорама жизни, где жаркие любовные сцены соседствуют с видами разрушенного города, а лирические эпизоды с кадрами-вспышками военного времени, то спектакль предельно минималистичен.

Единственный партнер Ардан – это голос ее давнего друга и коллеги Жерара Депардье, который звучит в записи. Она ведет с ним беседу, обращаясь к лучу света, отчего кажется, что ее возлюбленный уже давно не рядом, а может быть, его и нет в живых. Актриса словно продолжает прерванный когда-то диалог и признается в том, о чем, возможно, молчала раньше. Она говорит не только о городе, уничтоженном ядерным взрывом, – об этом она знает лишь косвенно, из книг и музеев, но и о своей личной, выстраданной «хиросиме». Во время войны её юная героиня умудрилась полюбить врага – немецкого солдата, такого же мальчишку, которого убили по дороге на свидание, а её обрили наголо и заклеймили «фашистской подстилкой». Сложный букет чувств – горе, ненависть, стыд и любовь – чуть не свели девушку с ума, её запирали в подвал, чтобы не пугала криками соседей, а потом навсегда выслали из города детства.

Любовь и боль неразлучны – и в Хиросиме, как и в Невере, они встретились снова. Но любовь все же оказалась сильнее. Слово, которое для всего мира является синонимом страшной трагедии и преступления против человечества, для героини стало символом любви. И Фанни Ардан произносит его с почти эротическим наслаждением, по слогам, словно подставляя лицо солнцу, ветру и поцелуям.

Тут театралы наверняка вспомнили недавние гастроли Робера Лепажа на Чеховском фестивале со спектаклем «Семь притоков реки Ота» о любви американского солдата и ослепшей в результате взрыва японки. Семичасовая эпопея, в которой причудливо переплетаются судьбы нескольких поколений людей по разные стороны океана, конечно, не сравнима с камерной лирической зарисовкой. Но их роднит какое-то основополагающее, глубинное чувство приятия жизни несмотря на все её чудовищные проявления. Чувство, которое позволяет нам дышать и смеяться, и заниматься искусством в том числе.   

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • «Когда ждешь мессию, а приходит урядник…»

    В одном из очерков, посвященных памяти Евгения Леонова, Марк Захаров написал: «Вечером 29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов, собираясь на работу в спектакле «Поминальная молитва», дома, уже одеваясь, упал и мгновенно умер. ...
Читайте также


Читайте также

  • В своем репертуаре

    Режиссерские лаборатории в малых городах России Театр наций проводит уже десятый год подряд. Однако на сей раз условия оказались  близкими к экстремальным.  Шахматная рассадка, перчатки, маски - всё это, конечно, еще весной стало приметами нашего времени. ...
  • Сергей Безруков открыл Международный форум для детей

    17 октября Худрук Губернского театра и худрук Международного Большого Детского Фестиваля Сергей Безруков открыл III -й по счету форум. На нем с 17 октября по 30 ноября в Москве и Санкт-Петербурге будут представлены драматические, музыкальные, кукольные спектакли, а также проекты, представляющие разные жанры исполнительских искусств: цирковое искусство, кино и анимацию. ...
  • Мариинский театр выступил в Париже в рамках «Русских сезонов»

    Мариинский театра начал гастроли в Париже. Концертное исполнение оперы «Хованщина» под управлением Валерия Гергиева состоялось в воскресенье, 4 октября, под эгидой проекта «Русские сезоны».   Солисты исполняли арии на русском языке, а на экране над сценой демонстрировались субтитры на французском языке. ...
  • Мраморный дворец станет площадкой Культурного форума

    Деловая площадка Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет с 12 по 14 ноября. Участников ждет новое место проведения – уникальный памятник архитектуры XVIII века Мраморный дворец. В Мраморном дворце для мероприятий предусмотрены три зала: Мраморный, Белый и Зал круглых столов. ...
Читайте также