«Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить»

В Израиле завершились гастроли Театра им. Вахтангова

 
В субботу, 7 марта, в Тель-Авиве завершился Первый фестиваль русской культуры MART. В его рамках, 4 и 5 марта, на сцене театра «Габима» был показан спектакль Вахтанговского театра по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» о трагической судьбе поколения евреев и поляков, рожденных в двадцатые годы прошлого столетия.  О том, как прошли показы «Театрал» предлагает узнать из первых уст - от зрителей и создателей спектакля.
 


«Мне очень дороги слова, которые один из артистов сказал после премьеры», – вспоминает режиссер спектакля Наталья Ковалева. – «Спасибо за то, что у нас была возможность не роли сыграть, а судьбу прожить». Актеры это очень точно поняли тогда, три с половиной года назад, и продолжают работать в этом направлении сегодня. Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить, и чем ярче ты проживаешь историю своего персонажа, тем больше ты человечески вырастаешь. 
Так сложилось, что эту пьесу я нашла в тот момент, когда выпускался курс Валентины Петровны Николаенко, на котором я преподавала. А Римас Владимирович Туминас в это время набирал молодежную студию при Театре Вахтангова, и основой этой студии стали десять человек с нашего курса. А поскольку я с ними работала и делала спектакль о трудностях и потерях войны – по поэме «Теркин» и военным стихам, то ребята доверяли мне, а я доверяла им. Поэтому, познакомившись с пьесой «Наш класс» Тадеуша Слобдзянека, я пришла к Римасу Владимировичу с предложением поставить по ней спектакль, и он эту идею поддержал».  
 
«В Москве мы сейчас играем этот спектакль на Новой сцене Вахтанговского, а вначале всё происходило в студийном подвале, – рассказывает актриса Полина Кузьминская. – И в некоторых сценах расстояние между актерами и зрителями было всего полметра. Вот тогда для зрителей это было полным погружением! Мне кажется, в Москве успех этого спектакля в том, что зрители не видят здесь только евреев и только поляков, а видят свою историю и сопереживают ей. У каждого включаются свои аллюзии, свои воспоминания…»
 

В Израиле спектакль шел в Малом зале легендарного театра «Габима», и для зрителей это была не только встреча с любимым Вахтанговским театром, но и трудный разговор о трагической странице в истории еврейского народа, поэтому артисты волновались больше чем обычно. «Перед недавними гастролями во Франции мы думали о том, как среагируют те, кого это не очень-то касается, а здесь – как среагируют те, кого это действительно коснулось», – отметил актер Алексей Гиммельрейх. 

«Атмосфера на спектаклях в Израиле была особенная, у меня возникло ощущение, что мы, актеры, даже сами не до конца понимаем, насколько эта история у них в крови», – сказал актер Павел Попов.
 
«От этого спектакля у меня просто мороз по коже! Ведь этот «пепел стучит в моем сердце», –  рассказал «Театралу» о своих впечатлениях Владимир Гуревич, в недавнем прошлом москвич, а ныне житель небольшого города рядом с Тель-Авивом. –  У нас же огромная семья была почти вся уничтожена… Выжили только мой отец и его сестра. А у наших близких друзей бабушка и дедушка были расстреляны, документы о них находятся здесь в иерусалимском Музее-мемориале Холокоста Яд Ва-Шем…
И не оставляет мысль, что это может повториться. Только не с запада, а с востока…».
 
«Перед началом нам было страшновато – вдруг люди «закроются», вдруг иначе на это смотрят. Казалось, что в зале была некоторая настороженность, – поделился своим впечатлением актер Владимир Логвинов. – Когда французы или итальянцы привозят в Москву постановки Чехова, ты относишься к этому с уважением, но с некоторой долей иронии или даже скепсиса, потому что они играют про твою жизнь. И мне показалось, что вначале здесь было тоже самое.  Но потом, после спектакля, к нам подходили артисты из театра «Габима» и очень благодарили».
 

Спектакль «Наш класс» ставит перед зрителями трудные вопросы, ответы на которые каждый ищет в одиночку, – считает актер Эльдар Трамов.
«У меня было ощущение, что мы сейчас рассказываем историю тем людям, в семье каждого из которых были такие эпизоды, – сказал артист. – Холокост коснулся практически всех, кто сидел в зале. Такое же ощущение у меня было однажды, когда мы играли в городе Лиепае в Латвии. Перед спектаклем местная еврейская община сводила нас к мемориалу, созданному на том месте, где были уничтожены евреи их городка. И когда начался спектакль, мы понимали, что эта история про их семьи. Но Холокост – это одна из тем спектакля, о которой мы говорим. Эта история масштабна тем, что она и про всех нас, потому что, на самом деле, все мы такие же «одноклассники». Мы каждый день сталкиваемся с теми же вопросами, с которыми сталкиваются герои пьесы: могу я что-то изменить или не могу? Могу ли чему-то противостоять или нет? Зрители откликаются слезами и эмоциями не только потому, что видят трагические истории персонажей, а потому что они видят свои проблемы и вопросы».
 


О том, как важно сегодня говорить об этом в Израиле отметила и певица Анна Фишкина, выпускница московского Гнесинского института, которая живет в Израиле и по работе часто общается с людьми, пережившими Катастрофу.
 
«Я живу в Израиле 30 лет, не раз бывала в Польше, и знала о событиях, которым, посвящен спектакль «Наш класс», но только сегодня я, по-настоящему, осознала, почувствовала, как это было невыносимо страшно, – сказала певица. – Трудно представить, как такое могло произойти с человечеством! Действительно, как говорят герои этой пьесы «Одноклассники – это больше, чем одноклассники». Это была одна семья, но произошло какое-то затмение… После спектакля я еще долго буду об этом думать, переживать. Не представляю себе, что сейчас чувствуют актеры, которые играли, вернее, проживали всё это на сцене...
По работе я часто общаюсь с людьми, пережившими Катастрофу. Они живут среди нас, но мы многого не знаем о них, об их судьбе, а ведь они постепенно уходят. Я часто с ними разговариваю, пою им песни на разных языках – в том числе на идиш и на польском.  Уверена, что если бы они пришли на этот спектакль, им было бы очень тяжело его смотреть, но, в то же время, им важно, что сегодня люди знают правду о том, что произошло.  В Израиле этот спектакль можно играть даже в большом зале. На эти два показа невозможно было достать билеты, их раскупили мгновенно!

Я очень жалею, что не взяла на спектакль свою дочь, которая родилась уже в Израиле и, конечно, все это не знает настолько глубоко. Для нее это был бы шок, но я уверена, что правду надо знать. Я благодарна театру Вахтангова, что они привезли именно этот спектакль. Низкий поклон режиссеру постановки – говорить на эту тему невероятно важно! И еще очень важно и символично, что в финале спектакля один героев на иврите читает молитву – «Да будет мир!»


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

Читайте также

Самое читаемое

  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • Десять фильмов Владимира Высоцкого

    25 января исполнится 85 лет со дня рождения выдающегося поэта и актера Владимира Высоцкого. «Театрал» подготовил для читателей подборку его киноработ. «Я родом из детства» (1966) Режиссер Виктор Туров. Тридцатилетний седой капитан-танкист, прошедший всю войну и горевший в танке, с лицом, по воле режиссёра был автором и исполнителем своих песен. ...
Читайте также