«Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить»

В Израиле завершились гастроли Театра им. Вахтангова

 

В субботу, 7 марта, в Тель-Авиве завершился Первый фестиваль русской культуры MART. В его рамках, 4 и 5 марта, на сцене театра «Габима» был показан спектакль Вахтанговского театра по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» о трагической судьбе поколения евреев и поляков, рожденных в двадцатые годы прошлого столетия.  О том, как прошли показы «Театрал» предлагает узнать из первых уст - от зрителей и создателей спектакля.
 


«Мне очень дороги слова, которые один из артистов сказал после премьеры», – вспоминает режиссер спектакля Наталья Ковалева. – «Спасибо за то, что у нас была возможность не роли сыграть, а судьбу прожить». Актеры это очень точно поняли тогда, три с половиной года назад, и продолжают работать в этом направлении сегодня. Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить, и чем ярче ты проживаешь историю своего персонажа, тем больше ты человечески вырастаешь. 
Так сложилось, что эту пьесу я нашла в тот момент, когда выпускался курс Валентины Петровны Николаенко, на котором я преподавала. А Римас Владимирович Туминас в это время набирал молодежную студию при Театре Вахтангова, и основой этой студии стали десять человек с нашего курса. А поскольку я с ними работала и делала спектакль о трудностях и потерях войны – по поэме «Теркин» и военным стихам, то ребята доверяли мне, а я доверяла им. Поэтому, познакомившись с пьесой «Наш класс» Тадеуша Слобдзянека, я пришла к Римасу Владимировичу с предложением поставить по ней спектакль, и он эту идею поддержал».  
 
«В Москве мы сейчас играем этот спектакль на Новой сцене Вахтанговского, а вначале всё происходило в студийном подвале, – рассказывает актриса Полина Кузьминская. – И в некоторых сценах расстояние между актерами и зрителями было всего полметра. Вот тогда для зрителей это было полным погружением! Мне кажется, в Москве успех этого спектакля в том, что зрители не видят здесь только евреев и только поляков, а видят свою историю и сопереживают ей. У каждого включаются свои аллюзии, свои воспоминания…»
 

В Израиле спектакль шел в Малом зале легендарного театра «Габима», и для зрителей это была не только встреча с любимым Вахтанговским театром, но и трудный разговор о трагической странице в истории еврейского народа, поэтому артисты волновались больше чем обычно. «Перед недавними гастролями во Франции мы думали о том, как среагируют те, кого это не очень-то касается, а здесь – как среагируют те, кого это действительно коснулось», – отметил актер Алексей Гиммельрейх. 

«Атмосфера на спектаклях в Израиле была особенная, у меня возникло ощущение, что мы, актеры, даже сами не до конца понимаем, насколько эта история у них в крови», – сказал актер Павел Попов.
 
«От этого спектакля у меня просто мороз по коже! Ведь этот «пепел стучит в моем сердце», –  рассказал «Театралу» о своих впечатлениях Владимир Гуревич, в недавнем прошлом москвич, а ныне житель небольшого города рядом с Тель-Авивом. –  У нас же огромная семья была почти вся уничтожена… Выжили только мой отец и его сестра. А у наших близких друзей бабушка и дедушка были расстреляны, документы о них находятся здесь в иерусалимском Музее-мемориале Холокоста Яд Ва-Шем…
И не оставляет мысль, что это может повториться. Только не с запада, а с востока…».
 
«Перед началом нам было страшновато – вдруг люди «закроются», вдруг иначе на это смотрят. Казалось, что в зале была некоторая настороженность, – поделился своим впечатлением актер Владимир Логвинов. – Когда французы или итальянцы привозят в Москву постановки Чехова, ты относишься к этому с уважением, но с некоторой долей иронии или даже скепсиса, потому что они играют про твою жизнь. И мне показалось, что вначале здесь было тоже самое.  Но потом, после спектакля, к нам подходили артисты из театра «Габима» и очень благодарили».
 

Спектакль «Наш класс» ставит перед зрителями трудные вопросы, ответы на которые каждый ищет в одиночку, – считает актер Эльдар Трамов.
«У меня было ощущение, что мы сейчас рассказываем историю тем людям, в семье каждого из которых были такие эпизоды, – сказал артист. – Холокост коснулся практически всех, кто сидел в зале. Такое же ощущение у меня было однажды, когда мы играли в городе Лиепае в Латвии. Перед спектаклем местная еврейская община сводила нас к мемориалу, созданному на том месте, где были уничтожены евреи их городка. И когда начался спектакль, мы понимали, что эта история про их семьи. Но Холокост – это одна из тем спектакля, о которой мы говорим. Эта история масштабна тем, что она и про всех нас, потому что, на самом деле, все мы такие же «одноклассники». Мы каждый день сталкиваемся с теми же вопросами, с которыми сталкиваются герои пьесы: могу я что-то изменить или не могу? Могу ли чему-то противостоять или нет? Зрители откликаются слезами и эмоциями не только потому, что видят трагические истории персонажей, а потому что они видят свои проблемы и вопросы».
 


О том, как важно сегодня говорить об этом в Израиле отметила и певица Анна Фишкина, выпускница московского Гнесинского института, которая живет в Израиле и по работе часто общается с людьми, пережившими Катастрофу.
 
«Я живу в Израиле 30 лет, не раз бывала в Польше, и знала о событиях, которым, посвящен спектакль «Наш класс», но только сегодня я, по-настоящему, осознала, почувствовала, как это было невыносимо страшно, – сказала певица. – Трудно представить, как такое могло произойти с человечеством! Действительно, как говорят герои этой пьесы «Одноклассники – это больше, чем одноклассники». Это была одна семья, но произошло какое-то затмение… После спектакля я еще долго буду об этом думать, переживать. Не представляю себе, что сейчас чувствуют актеры, которые играли, вернее, проживали всё это на сцене...
По работе я часто общаюсь с людьми, пережившими Катастрофу. Они живут среди нас, но мы многого не знаем о них, об их судьбе, а ведь они постепенно уходят. Я часто с ними разговариваю, пою им песни на разных языках – в том числе на идиш и на польском.  Уверена, что если бы они пришли на этот спектакль, им было бы очень тяжело его смотреть, но, в то же время, им важно, что сегодня люди знают правду о том, что произошло.  В Израиле этот спектакль можно играть даже в большом зале. На эти два показа невозможно было достать билеты, их раскупили мгновенно!

Я очень жалею, что не взяла на спектакль свою дочь, которая родилась уже в Израиле и, конечно, все это не знает настолько глубоко. Для нее это был бы шок, но я уверена, что правду надо знать. Я благодарна театру Вахтангова, что они привезли именно этот спектакль. Низкий поклон режиссеру постановки – говорить на эту тему невероятно важно! И еще очень важно и символично, что в финале спектакля один героев на иврите читает молитву – «Да будет мир!»

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фестиваль «Артмиграция» откроется в предстоящие выходные

    С 12 по 20 сентября СТД РФ проведет в Москве VIII Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция». Форум будет проходить в Театральном центре «На Страстном», в Боярских палатах и в Театре им. Пушкина.   «Артмиграция» станет первым оффлайн-фестивалем в Москве после окончания карантина. ...
  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
Читайте также