Последний рыцарь классического кино

Умер шведский актер Макс фон Сюдов

 

Скончался легендарный шведский актер Макс фон Сюдов, сыгравший в 11 фильмах своего учителя Ингмара Бергмана. Среди них– «Седьмая печать», «Час волка», «Девичий источник», «Лицо», «Земляничная поляна», «Стыд». Киновед Андрей ПЛАХОВ, не раз встречавшийся с артистом, на своей странице в Facebook разместил фрагменты из интервью с ним. С разрешения кинокритика «Театрал» публикует этот материал.

В Голливуде Макс фон Сюдов снялся в «Экзорцисте» Уильяма Фридкина и «Ханне и ее сестрах» Вуди Аллена, а также во множестве других картин. Дважды был номинирован на премию Оскар – за «Пелле-Завоевателя» Билли Аугуста в 1987-м и «Невероятно громко и очень близко» Стивена Долдри в 2011 году.

Макс фон Сюдов стал одним из главных актеров классической эпохи авторского кино – и он же протянул нить к сегодняшнему, активно снимаясь до последнего времени в популярных франшизах и сериалах, в том числе в «Звездных войнах» и «Игре престолов». Но навсегда вошел в историю как стоический маскулинный герой Ингмара Бергмана. Как Рыцарь из «Седьмой печати», вступающий в диалог с Богом и разыгрывающий шахматную партию с самой Смертью. Даже если Смерть победила, игра Рыцаря была прекрасна.

Мне дважды удалось встретиться с величайшим шведским актером – в Берлине и в Москве. Вот фрагменты этих незабываемых разговоров.

— Вы снялись в тринадцати фильмах Ингмара Бергмана, будучи практически его альтер эго, сыграли даже его деда. Как вы попали в «семью Бергмана» — самую знаменитую актерскую семью на свете?
— Это долгая история. Еще в 1944 году, когда я был подростком, мои родители спорили, пускать ли меня на фильм «Травля» об ученике, который восстает против деспотичного учителя и даже физически атакует его. Сценарий этой картины написал Ингмар Бергман. Вскоре он дебютировал как режиссер в кино и стал самым молодым директором муниципального театра. Мы встретились, когда Бергман работал в театре в Мальме и у него уже сложилась труппа прекрасных молодых артистов, которых он также снимал в кино и занимался их творческим развитием. Это и была «семья Бергмана», как вы ее назвали, объединенная чрезвычайным творческим энтузиазмом. Все мечтали войти в эту семью, и я тоже, конечно, был счастлив к ней присоединиться.
— Какой он был – Бергман?
— Необычайно дисциплинированный, Бергман повлиял на многих людей, которые забыли, что такое работа. Он увлек их необычной перспективой жизни и знанием человеческих отношений. Его понимание природы человека может сравниться только с его совершенным профессиональным знанием театра и кино. У него был огромный талант рассказывать истории самым необыкновенным образом. Его страшно интересовали люди вокруг него: он хотел в деталях знать, что они чувствуют. Некоторые называют его диктатором: он и в самом деле иногда хочет доминировать, ну и что из этого?
 
— Потом вас позвали в Голливуд, и первая же роль, которую предложили,— ни много ни мало Иисус Христос в «Величайшей из рассказанных историй». Почему, как вы думаете?
— Представьте: вы — американский продюсер. Посмотрели «Седьмую печать» Бергмана, где я играю средневекового рыцаря-крестоносца и веду диалог со Смертью. Конечно, вы подумаете, что я серьезный религиозный философ. Наверное, потянет на Христа...Честно говоря, фильм получился красивым, но слишком иллюстративным и статичным.
 
— Каковы итоги вашего голливудского периода? Вообще — каково европейскому актеру в Америке?
— Это можно назвать словом adventure — приключение. Вы приехали из маленькой страны — и перед вами открылся огромный мир. Я много путешествовал, снимался у Сидни Поллака, Уильяма Фридкина, Дэвида Линча, Вуди Аллена. Были, конечно, и слабые картины, иногда я делал ошибки.
 
— Успехов было больше. В прошлом году вы получили вторую оскаровскую номинацию за роль в фильме Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко»...
— Эта работа принесла мне радость, и жаль, что картину посмотрело меньше людей, чем она заслуживает. Но вообще приезжий актер в Голливуде обречен на то, чтобы играть иностранцев — а это чаще всего или бандиты, или представители экзотических профессий (например, ученый или музыкант). Играть нормальных людей — привилегия американцев.
 
— Вернувшись в Европу, вы снимались у лучших скандинавских, французских, немецких, итальянских режиссеров. Даже поселились одно время в Италии, подружились с Марчелло Мастроянни...
— Это был потрясающий актер. Вообще итальянское кино тогда было великим, в нем работали Де Сика, Феллини... Куда оно делось сейчас? Просто поразительно! Мне довелось сняться у Валерио Дзурлини, Альберто Латтуады...
 
— У последнего — в «Собачьем сердце» по Булгакову. А через десять лет вы попали на съемочную площадку к Андрею Кончаловскому. Что означал в вашей жизни русский сюжет?
— В свое время на сцене я играл Паратова в «Бесприданнице». А в «Собачьем сердце» — профессора Преображенского. В годы холодной войны мне не раз доставались роли «русских злодеев» — впрочем, как и немецких. Но встреча с Кончаловским — это особая тема. Один из моих любимых фильмов — «Поезд-беглец». Я уже играл в «Дуэте для солиста», только на сцене, режиссером был Уильям Фридкин, и всего два персонажа — я и Энн Бэнкрофт. В фильме ее сменила Джули Эндрюс, а сценарий существенно преобразился. Для меня как артиста театральной закваски было огромным удовольствием работать с Андреем Кончаловским, потому что этот человек равно понимает природу театра и кино, а его острый и ясный взгляд на психологию делает вас по-настоящему свободным.
 
— Есть ли еще режиссер в мире, с кем вы не успели, но хотели бы поработать?
— Михаэль Ханеке и братья Коэн.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ушла из жизни Ирина Скобцева

    Во вторник, 20 октября, в возрасте 93 лет скончалась народная артистка РСФСР Ирина Скобцева, вдова Сергея Бондарчука. Об этом сообщили в инстаграм-аккаунте компании Федора Бондарчука Artpictures.ru.  Ирина Скобцева родилась в Туле 22 августа 1927 года, окончила истфак МГУ по специальности искусствоведение, играла в студенческом театре. ...
  • «Жизнь после жизни – уникальное явление»

    В понедельник в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония открытия памятника легендарному режиссеру и руководителю Театра Ленком Марку Анатольевичу Захарову. У закрытой покрывалом композиции собрались актеры театра, друзья и поклонники Мастера. ...
  • Скончался создатель театра «Тень» Илья Эпельбаум

    Режиссер ушел из жизни на 60-м году в одной из московских больниц от последствий коронавирусной инфекции.  Поверить в это невозможно. Кажется, что это очередная мистификация, на которые был так щедр Илья Эпельбаум. Гениальный придумщик, фантазер, создатель целых миров, в реальности которых трудно было усомниться. ...
  • Скончался главный дирижер Тюменского филармонического оркестра

    Главный дирижер и худрук областного симфонического оркестра, Евгений Шестаков умер в Тюмени. Причиной его смерти стал коронавирус. «Пришла трагическая новость из моей дорогой и любимой Тюмени, - цитирует ТАСС  слова Дениса Мацуева. ...
Читайте также