«Профессия, о которой мы ничего не знаем»

Григорий Добрыгин поставил со студентами спектакль про дирижеров

 

Режиссер и педагог ГИТИСа Григорий Добрыгин вместе со студентами второго курса Мастерской Олега Кудряшова представил в театре «Практика» спектакль «Вот и всё, что вам нужно знать о дирижировании». Работа выросла из учебного упражнения «наблюдение»; для молодых артистов она стала первым опытом на профессиональной сцене, а для зрителей – попыткой постичь тонкости «самой загадочной профессии».  «Театрал» побывал на генеральной репетиции.

С предыдущим курсом Олега Кудряшова Григорий Добрыгин поставил на сцене «Практики» вербатим «YouTube / В полиции». Тогда материалом для постановки стали видеоролики с YouTube, записанные в полицейском участке.

– Четыре года назад мы наблюдали за маргиналами и, честно говоря, порядочно от этого устали, – рассказал Добрыгин журналистам после прогона. – Захотелось чего-то чистого и светлого, и вот пришла идея сделать спектакль про дирижеров. Правда, осуществили мы ее уже со следующим курсом Олега Львовича.

Мне сложно сказать, почему меня заинтересовала именно эта профессия – возможно, из-за ее сходства с режиссерской. Да и классическая музыка – вещь для меня очень близкая. Моя мама в прошлом балерина, сам я с девяти лет учился в Московской академии хореографии. В общем, классика была со мной ежедневно.

Отношения с дирижерами у балетных не всегда бывают простыми: дирижер либо согласен сыграть Чайковского «под тебя», либо нет. Мне везло: меня всегда как-то подхватывали. На самом деле это интересный опыт: вроде бы ты на сцене, а не в оркестровой яме, но все равно есть человек, который тобой управляет. Возможно, сегодняшняя работа в некотором смысле возвращает меня к детским воспоминаниям.

Спектакль интересен, прежде всего, как студенческое упражнение, возможность понаблюдать за ученичеством изнутри. По жанру это пародия, и, как в любой пародии, выглядит все несколько гротескно – вот здесь-то и рождается юмор. Впрочем, это и документальный театр, и – неожиданно – мокьюментари, ведь среди «настоящих» дирижеров встречаются вымышленные (можно проверить себя и потренироваться в поисках фейков).

– Иногда студенты меня «обманывали». В своих этюдах они были убедительны, но на просьбу показать видеозапись с выступлением внезапно отвечали, что дирижера не существует, – рассказывает режиссер. – Что ж, это как раз и интересно. Ведь мы не совсем показываем этих людей, мы только делаем вид, что показываем, это такой читинг. 

В течение спектакля «за дирижерским пультом» поочередно появляются именитые маэстро. Задача артиста – освоить язык тела, уловить уникальную манеру двигаться и говорить. И, конечно, успеть за музыкой.

– Очень важно было не свести все к простому попаданию в музыкальные акценты, – рассказывает «Театралу» актриса Элизабет Дамскер. – Ведь дирижер – это человек, ведущий музыку за собой, по сути, создающий ее; он заставляет оркестр извлекать звуки, а, следовательно, всегда работает на опережение, и это должно считываться визуально. 

Персонажей, как и музыкальные фрагменты, студенты выбирали самостоятельно: искали героя, который больше всего подходит им по типажу и органике.

– Мы отсмотрели тонны видео на YouTube, – продолжает Элизабет. – Останавливались на человеке, с которым чувствовали сходство, в том числе внешнее. Затем выбирали музыкальное произведение и много раз прокручивали видеозапись, чтобы перенять характерные движения и жесты.

Я выбрала венесуэльского дирижера Густаво Дудамеля. Он кудрявый, я тоже – подумала, это мне подойдет. И действительно не ошиблась: он оказался ярким, энергичным, заразительным. Было несложно примерить такой образ на себя. Каждый раз с большой любовью к нему возвращаюсь. 

На генеральный прогон к ученикам пришел и руководитель курса Олег Кудряшов:

– Владимир Иванович Немирович-Данченко всегда говорил, что нужно искать «зерно характера», то есть суть человеческой индивидуальности, уникальные особенности и черты. Так вот главное в наблюдении – суметь «схватить» эти особенности. Это трудно, ведь человек многогранен и противоречив.

В данном случае владение дирижерской профессией интересовало меня в наименьшей степени. Освоить профессию сходу – невозможно, она очень сложна. Естественно, что с этой точки зрения ребята выглядят несколько дилетантски. Но для меня было важно другое, а именно, насколько внимательно каждый из них сумеет отнестись к человеку, который выходит на сцену и берет в руки дирижерскую палочку. Важно, чтобы они понимали, как дирижер соотносится с музыкой и как соотносятся с музыкой они сами. Самая большая опасность в этом смысле – начать отставать от музыки, что для дирижера недопустимо.

Сейчас я также слежу за тем, насколько ребята вписываются в новое для себя театральное пространство: они только второкурсники, существование на сцене и в хорошем смысле борьба со зрительным залом входят в их профессиональные задачи. Мне кажется, они с этим потихоньку справляются. Конечно, есть риски столь раннего выхода на сцену, но при надлежащем контроле это возможно, тем более что сейчас другое время, другие ритмы, другое соотношение ученика и профессионального актера. Самое важное, чтобы молодые артисты не переступили через границу, за которой начинается ремесленничество. Чтобы оставались учащимися и после каждого спектакля анализировали, что им удалось, а что пока нет.

По словам мастера, для ребят работа стала еще и возможностью глубже узнать классическую музыку:

– Молодые люди существуют в совершенно другом музыкальном поле: Бах, Вагнер, Россини, – это, в общем-то, не их авторы. Прекрасно, что в подготовке задания они все-таки соприкасаются с разными пластами высокого искусства, начинают ощущать классическую музыку, понимать ее строение и структуру, пусть и в довольно ограниченном поле учебного упражнения.

– Классическая музыка дает другое ощущение себя, – делится с «Театралом» Элизабет Дамскер. – Одно дело – съесть гамбургер, и другое – листочек салата с оливковым маслом. Классическая музыка информативна, образна, подчас имеет неожиданное развитие, ничего подобного в области поп-музыки не встретишь.

Драматургия спектакля такова, что зрители могут представить себя музыкантами симфонического оркестра. Однако работа будет интересна не только профессионалам. Для всех, кто в музыкальном деле «чайник», – на большом экране «шпаргалка» с именами дирижеров и названиями сочинений.

– Мне кажется, обучение в театральном вузе – это не столько приобретение навыков, сколько путь к себе, – говорит в заключении Григорий Добрыгин. – В упражнении ребятам была дана абсолютная свобода, потому что найти себя можно только в свободе. А сама работа стала возможностью подойти поближе к этим загадочным героям, наделенным способностью инициировать рождение музыки. И хоть немного погрузиться в профессию, «о которой мы ничего не знаем».

В спектакле участвуют Ефим Белосорочка, Дарья Верещагина, Ясон Врохидис, Карина Газизова, Серафима Гощанская, Элизабет-Александра Дамскер, Лев Зулькарнаев, Сергей Кирпичёнок, Баястан Уулу Колдошалы, Владислав Медведев и Денис Парамонов.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Журналисты и критики обсудят судьбу театральных СМИ

    Утром в среду, 27 мая, на сайте СТД состоится онлайн-конференция «Театральные СМИ в новой реальности», основными спикерами которой станут главные редактора изданий, посвященных театру. Будут обсуждаться проблемы, с которыми редакции театральных СМИ столкнулись в период самоизоляции. ...
  • Александр Молочников: «Очень скучаю по этому спектаклю»

    В воскресенье, 17 мая, на своем YouTube-канале режиссер Александр Молочников выложит запись спектакля «Светлый путь», поставленного в МХТ им. Чехова в 2017 году.    – Мы выкладываем «Светлый путь», потому что я и, надеюсь, артисты, очень его любим, – рассказал «Театралу» Александр Молочников. ...
  • Центр Вознесенского проводит паблик-ток с Борисом Павловичем

    В понедельник, 20 апреля, в 19.30 в Центре Вознесенского пройдет онлайн-дискуссия «Трудный текст в театре» с Борисом Павловичем.   Дискуссию c режиссером и педагогом Борисом Павловичем и театроведом Аленой Солнцевой о странных и трудных текстах в актуальной сценической практике проведет куратор театральных программ Центра Вознесенского Юлия Гирба. ...
  • Майку Науменко посвятят zoom-квартирник

    В понедельник, 20 апреля, в 17.00 Большой театр кукол проведет свой первый zoom-квартирник, который будет посвящен творчеству культового поэта и музыканта Майка Науменко. 18 апреля ему исполнилось бы 65 лет. «Майк Науменко работал в Большом театре кукол звукорежиссёром, - говорит  главный режиссер театра Руслан Кудашов. ...
Читайте также