Сезон закрыт, театр строится

 
Дэвис (сверху) – Всеволод Чубенко, Астон – Константин Лапин

Вологодский Камерный драматический театр под руководством Якова Рубина закрыл сезон премьерой. Нестандартный ход нестандартен вдвойне: «Сторожем» Гарольда Пинтера вологжане попрощались не только с сезоном 2004/2005, но и с помещением, в котором театр работал около пяти лет.
Пришедшее в аварийное состояние здание напротив Кремля заключало в себе небольшой, стильно оформленный зал, в котором играли весь обширный репертуар: от Островского до Достоевского, включая Варлама Шаламова, Владимира Кунина и Павла Вежинова. Тем не менее команда камерного не впадает в уныние: театру выделен участок для строительства нового здания, а пока идет поиск зала, в котором можно было бы «перекантоваться» пару лет. Один из самых посещаемых театров Вологды успешен благодаря своей чрезвычайной мобильности. В труппе всего шесть человек, из которых только двое – взрослые артисты: Всеволод Чубенко и Ирина Джапакова. Остальные – студенты-заочники актерского отделения Ярославского театрального института. В этой команде есть совершенно европейские актеры в хорошем смысле этого определения: качество работы, быстрота реакции, техничность. Владение телом, голосом, психофизикой. Удивительная работоспособность.

Они часто ездят на гастроли в Европу, где бешеным успехом пользуется музыкальный спектакль «Небо в алмазах». Зрители – за столиками, артисты – перед ними, на невысоком помосте. Ирина Джапакова-Актриса и Всеволод Чубенко-Писатель создают странную атмосферу литературно-музыкального кафе – то ли на Монмартре, то ли на Невском, звучит текст из чеховских пьес, французский шансон вперемежку с Гребенщиковым. Один из лучших спектаклей – «Дядюшкин сон» Достоевского. Очень красивое, выверенное до последнего камешка в перстне действо, где Всеволод Чубенко играет князя К., сочетая характерность сыгранного безумия с психологизмом – поистине мышкинским. Его обманывают, бессердечно насмехаются над ним за глаза. А он лишь улыбнется, уезжая навсегда – потому что он сильнее.

Ирина Джапакова – ведущая вологодская актриса, без которой не обходится ни одно пышное торжество в городе, в «Дядюшкином сне» играет Марью Александровну, женщину, чрезвычайно страстную, мечтающую о ярком сне, а не о тихой заводи.

«Сторож» поставлен для троих актеров: маститого артиста и двух студентов. На площадке – странная конструкция. Двухэтажные нары с лампочкой на нижнем этаже – черная неровная поверхность, разная ширина коек – все это создает ощущение жуткого, тяжелого сна. Двое братьев, Астон и Мик (Константин Лапин и Александр Соколов), решают: бродяга Дэвис (Всеволод Чубенко), случайно пришедший к ним сторожем, – их отец. Спектакль совершенно актерский, будто режиссер сознательно скрывал свое участие в этой пьесе. Наблюдать можно за каждым, и каждый будет играть свое, точно пытаясь утащить двух других в свой занимательный мирок. И если у Пинтера герои «Сторожа» были людьми без свойств – все трое абстрактные, аморфные существа, то в камерном стали теми тремя мухами, которые все никак не могут вырваться из плоскости, чрез них проходящей. Они бессильны победить ситуацию так же, как индус не мог вырваться из колеса Сансары. Недаром в тот момент, когда Астон (Константин Лапин) на мгновение остановится рядом со статуэткой улыбающегося Будды, то будет ясно: вечная улыбочка героя – не гримаса душевнобольного. Он безумен лишь настолько, насколько его может признать безумным общество. И именно поэтому Астона боится Дэвис: огромный дядька с внушительными бакенбардами опасается даже ботинки взамен совсем развалившихся взять из его рук. Старший брат, истерик Мик ни на секунду не выпустит Дэвиса из эмоциональных тисков – вот кто действительно безумен, хоть и не проходил лечение в психиатрической клинике.

Переходя с крика на шепот, с прыжков на недвижность, артисты меняют ритм двухчасового спектакля, заставляя действо то плестись походкой усталой клячи, то пускаться вскачь – будто лошади понеслись отчаянным галопом.

Впереди у камерного непростой период с переездом, чужими площадками и строительством. Однако есть все предпосылки к тому, что маленькая труппа выдержит все испытания.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр балета Бориса Эйфмана анонсировал гастроли в США

    В июне нынешнего года в «Линкольн-центре» Нью-Йорка должны были состояться гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. В связи с эпидемией коронавируса представления были отменены, однако уже сейчас организаторы турне и дирекция театра объявила о новых сроках. ...
  • В России пройдут первые интернет-гастроли

    На волне повсеместной онлайн-трансляции спектаклей в России зарождается еще один вид творческой деятельности: интернет-гастроли. Так, в частности, с 25 мая по 4 июня на интернет-платформах Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии состоятся виртуальные гастроли Иркутского областного музыкального театра им. ...
  • Большой театр отменил американские гастроли

    Пандемия нарушила международные планы главного музыкального театра страны. Предполагалось, что со 2 по 7 июня гастроли ГАБТа состоятся в вашингтонском Кеннеди-центре, а с 10 по 14-е – в театре Аудитория в Чикаго. Дирекция Большого театра до последнего момента надеялась, что гастроли состоятся (в Вашингтоне должны были показать балет «Ромео и Джульетта», а в Чикаго – «Лебединое озеро»). ...
  • «Экскурсия» в Музей Родена

    В понедельник, 18 мая, во всем мире отмечается Международный день музеев. «Театрал» решил в этот день подарить своим читателям «путешествие» в парижский Музей Родена, символом которого, на самом деле, должен быть не хрестоматийный «Мыслитель», а «Вечная весна» и нежность непостижимо переданная скульптором в мраморе. ...
Читайте также