«Человек, который научил нас мечтать»

В Москве открылась выставка к столетию Федерико Феллини

 

Выставка «Федерико Феллини: 100» к 100-летию мэтра мирового кинематографа Федерико Феллини открылась в минувшую пятницу, 13 марта, в Музее кино на ВДНХ. За свою жизнь Феллини снял более двух десятков картин, любимых зрителями всего мира за тонкий киноязык и чарующий образ Италии. Экспозиция становится погружением в мир культового режиссера – не только соприкосновением с его выдающимися фильмами, но и возможностью увидеть коллекцию рисунков мастера, ранее не публиковавшихся фотографий из семейного архива и исполненных нежности писем, которые Феллини, будучи уже тяжело болен, писал своей жене Джульетте Мазине.

«Благодарю вас за то, что вы пришли; столь впечатляющее число зрителей в очередной раз подтверждает, что Феллини до сих пор любим и интересен публике, – обратилась к гостям вернисажа директор Итальянского института культуры в Москве госпожа Луиджина Педди. – Пожалуй, для выставки Феллини невозможно было бы найти лучшего обрамления, чем Музей кино. Мы хотели бы поблагодарить директора музея [Ларису Солоницыну], которая с большим энтузиазмом приняла идею провести здесь этот проект.

Фото: Музей кино

Федерико Феллини оставил неизгладимое впечатление не только в сердцах людей, которые знали его, жили с ним в одну эпоху, но и в сердцах последующих поколений. И сегодня наследие этого режиссера не утрачивает своей ценности. Феллини положительным образом переломил тенденцию неореализма 50-х – 60-х годов: с одной стороны, его картины вобрали в себя традиции прошлого, с другой, своим живым воображением он открыл для нас возможность видения будущего. Однако настоящая выставка стремится показать Феллини не только как режиссера, но и как человека. Представленные в экспозиции письма к Джульетте расскажут о нем, возможно, лучше, чем что бы то ни было. Семидесятитрехлетний Феллини болен, но по-прежнему влюблен. Мне тяжело оттого, что я изолирован, что я далеко от тебя, обращается он к жене, но мысль, что я вернусь, что мы снова будем вместе, дает мне силы. Сегодня мы можем воспринимать эти строки как некое послание. И я думаю, что в дни, когда весь мир столкнулся с общей проблемой, они начинают звучать особо».

Фото: Музей кино 

Напомним, в связи с эпидемией коронавируса в целом ряде стран отменено или ограничено проведение культурных мероприятий. В Италии, неожиданно ставшей эпицентром заболевания в Европе, закрыты все учреждения культуры, ограничено международное авиасообщение, а гражданам предписано не покидать свои дома без особой необходимости.

«Разумеется, все мы поглощены этой проблемой, – отметил, приветствуя гостей, министр-советник Посольства Италии в Москве господин Гуидо де Санктис. – Ситуация развивается непредсказуемо, но в последние дни мы получаем множество звонков и писем от российских граждан, которые выражают свою солидарность. Мы очень благодарны, ведь когда тебя поддерживают друзья, все переносится намного легче. Надеемся, скоро нам удастся справиться с обстоятельствами».



В связи с объявленным в Италии карантином куратор масштабного международного проекта, племянница режиссера Франческа Фаббри Феллини, прилететь на открытие в Москву, к сожалению, не смогла. Находясь у себя дома в Римини, родном городе Федерико Феллини, она записала для московских зрителей видеообращение.

«Добрый вечер, Москва! К сожалению, я не могу быть сейчас с вами, потому что, как вы наверняка знаете, несколько дней назад в Италии был принят декрет под названием «Я остаюсь дома», – поприветствовала собравшихся госпожа куратор. – Но я с вами в моем сердце, потому что я очень люблю Россию, и мне было бы приятно вновь приехать в Москву.

Эта выставка – путешествие в мир Федерико Феллини с ранее не издававшимися семейными фотографиями, с рукописями и рисунками, которые выезжают за границу в первый раз, с письмами и другими значимыми документами. Этот маршрут расскажет о творческом гении режиссера, навсегда изменившего «седьмое искусство», получившего пять премий «Оскар», режиссера, которого так любят в России. В 1965 году Федерико вместе с тетей Джульеттой подарили мне талисман – Матрешку. Так что частичка Москвы продолжает жить со мной в Италии.

Что же вам сказать? Наслаждайтесь выставкой! Попробуйте открыть для себя нечто новое об этом великом кинематографисте, невероятном человеке, который научил весь мир мечтать. А здесь, в Италии, когда все мы должны «оставаться дома», я не буду чувствовать себя одинокой, потому что со мной будут русские писатели и их великие шедевры, которые я смогу перечитать. Мне осталось только обнять вас, пожелать вам ярких впечатлений от выставки, всего хорошего и до скорой встречи в прекрасной Москве!»

Российская столица станет первой точкой на пути следования передвижной выставки. В Музее кино на ВДНХ экспозиция будет работать всего месяц – до 14 апреля, а затем продолжит свое путешествие по десяти крупнейшим городам мира. «Феллини питал к Москве особую симпатию, в этот город он прилетал два раза, получал здесь премии, поэтому мы решили начать именно с Москвы», – отметила в беседе с журналистами госпожа Педди.

Экспозиция включает несколько разделов. Первый из них – история жизни и творчества режиссера.

На фото (вверху справа): отец режиссера Урбано Феллини с собакой Лайкой на руках, мать Феллини Ида Барбьяни с маленькой дочкой Маддаленой и сыновьями Федерико и Рикардо. Римини, 1930 год

Федерико Феллини родился в Римини 20 января 1920 года в семье домохозяйки Иды Барбьяни и торгового представителя кондитерской фабрики Урбано Феллини. С детства Федерико был спокойным ребенком, любил рисовать, играть в кукольный театр и читать комиксы.

Творческий путь начинал как карикатурист в сатирических журналах, писал скетчи и песни для радио, затем перешел на сценарии для кино, женился на Джульетте и в 1951 году снял свой первый самостоятельный фильм «Белый Шейх» по сценарию Микеланджело Антониони. Картина была встречена прохладно, однако следующая работа – «Маменькины сынки» – сразу же взяла «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Настоящий триумф пришел к Феллини с фильмом «Дорога», получившим «Золотого льва» и более полусотни премий по всему миру, включая «Оскар». Второй «Оскар» принесет режиссеру картина «Ночи Кабирии», а после случится скандал вокруг фильма «Сладкая жизнь». На Феллини посыпятся обвинения в безнравственности со стороны правых сил (что не помешает фильму получить «Золотую пальмовую ветвь»). На своем пути режиссеру довелось пережить и оглушительные победы и громкие провалы, смерть ребенка, лечение от депрессии, его путь отнюдь не был простым, но его фильмы остались в сердцах нескольких поколений зрителей.

Фото: Музей кино

Второй раздел целиком посвящен кинематографу. Здесь афиши и кадры из фильмов, фотографии со съемок. Экспозицию дополняют уникальные архивные документы, костюмы и реквизит. В их числе костюмы Дональда Сазерленда из фильма «Казанова Федерико Феллини».

Третий раздел, пожалуй, можно назвать ключевым. По крайней мере, именно он приоткрывает завесу тайны над тем, как Феллини создавал свои гениальные фильмы. Это раздел рисунков.

Феллини никогда не считал себя художником, однако был неутомимым рисовальщиком. Он рисовал везде – на салфетках в ресторанах, на автографах для поклонников, на клочках бумаги во время телефонного разговора (поэтому на его рисунках порой встречаются телефонные номера). По утрам он даже зарисовывал свои сны. Для этого у него существовал специальный дневник сновидений – «Книга снов», который он начал вести по совету психотерапевта и продолжал на протяжении 20 лет.

Рисунок Феллини под названием «Дикие звери». Страница из «Книги снов»

Феллини рисовал и для съемочной группы – это был его способ объяснить замысел и сделать набросок будущей картины. Своих персонажей режиссер изображал довольно часто. Зарисовывал носы, усы, галстуки, сумочки… В конечном итоге именно этот прием позволял ему создавать уникальные образы. Раздел рисунков, безусловно, задает настроение всей выставке.

«Именно в рисунках лучше всего чувствуется личность Феллини. Очень часто это быстрые наброски, мимолетная фиксация чувств, к которым он никогда не возвращался,  – комментирует Луиджина Педди. – Он действительно часто рисовал персонажей, потому что, по его словам, он никогда не придумывал фильм заранее, он говорил: я собираю персонажей, а картину создают они».

Слон из фильма «Интервью», 1987

Заключительный четвертый раздел обращается к теме женщины в жизни и творчестве мастера. В своих фильмах Феллини создал целую палитру запоминающихся женских образов – от хрупкой, но волевой и непотопляемой Кабирии («Ночи Кабирии») до чувственной, но капризной и инфантильной Сильвии («Сладкая жизнь»).

Феллини любил женщин, однако его единственной избранницей оставалась жена Джульетта Мазина, сыгравшая во многих картинах режиссера, создавшая незабываемые символы его кино.

Джульетта Мазина в образе Джельсомины. «Дорога», 1954

Для Федерико Джульетта была подругой и вдохновительницей, хрупкая, но наделенная редким темпераментом, трагичная и смешная. «Джульетта всегда жила во мне», – писал Федерико.

«Известно, что Феллини любил пышных женщин, но миниатюрная Джульетта оставалась его идеалом, он говорил, что она дает ему силы благодаря той внутренней силе, которой наделена сама», – рассказывает директор Института культуры.

В сентябре 93-го года Феллини лежит в больнице, восстанавливается после инсульта. Болезнь стала для него тяжелым испытанием, но скоро они снова будут вместе, и любовь дает ему сил. Спустя месяц его не станет. Вместе с Мазиной они прожили ровно 50 лет.

Разгадать феномен Феллини, пожалуй, невозможно. Но, кажется, нынешняя выставка несколько приближает нас к этому пониманию.

«Феллини отличался живым воображением, он много мечтал, любил видеть сны, а порой смешивал мечту и реальность. Он говорил: «Лет в шесть-семь я был уверен, что есть две жизни: та, что мы проживаем с открытыми глазами, и та, что мы проживаем, закрыв глаза». То, во что он верил, было для него столь же реальным, как нечто, что случилось на самом деле. В этом смысле существует один поразительный эпизод. В одном из своих интервью Феллини рассказывал, что в детстве очень любил цирк и однажды даже сбежал из дома, чтобы примкнуть к бродячим артистам. Интервью он давал в присутствии матери, и она сказала: «Когда это ты убегал из дома? Такого не было». Он ответил: «Не знаю, мама, я все помню именно так».

Наверное, именно эта способность мечтать позволила Феллини порвать существующие кинотрадиции. В 50-е – 70-е годы были еще так свежи воспоминания о войне – весь этот ужас, подавленность, мысли о погибших… А Феллини дал людям надежду. Возможно, его успех во всем мире, то влияние, которое он оказал на других режиссеров, и та любовь, которую испытывают к нему зрители, связаны как раз с тем, что он научил нас мечтать…»

Справка «Театрала»

Выставка «Федерико Феллини: 100» подготовлена Музеем кино совместно с Итальянским институтом культуры, Посольством Италии в Москве и Агентством COR. В экспозицию вошли более 170 предметов: афиши, плакаты, редкие фотоматериалы и документы, костюмы и реквизит из фильмов, рисунки режиссера. Экспонаты предоставлены Центральным государственным архивом Рима, архивом Cinemazero Images, историческим архивом Luce, а также частными коллекционерами. Кураторы проекта – Франческа Фаббри Феллини и кинокритик Винченцо Моллика. Передвижная выставка будет работать в Москве до 14 апреля. Затем ее представят в десяти крупнейших городах мира. Проект предназначен для зрителей старше 18 лет.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Музей Тропинина представит новую экспозицию

    В среду, 15 июля,  в Музее Тропинина открывается выставка редких графических произведений XIX века «Русский романтизм. Графика». В экспозиции будут представлены 54 произведения, среди которых рисунки карандашом и пером, акварель, гравюры, раскрашенные литографии. ...
  • В Москве подготовили выставки, посвященные Толстому

    В канун 110-летия со дня смерти Льва Толстого и к 100-летию со дня основания музея Льва Толстого на двух площадках в Москве откроются выставки, посвященные жизни писателя, членам его семьи, а также людям, которые принимали самое активное участие в создании музея. ...
  • Новая Третьяковка откроется к концу июня

    Новая Третьяковка на Крымском Валу начнет работу ближе к 1 июля, тогда как основное здание - в Лаврушинском переулке - может открыться уже 16 июня, об этом сообщила в СМИ гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. ...
  • Пять московских музеев на фестивале «Интермузей-2020»

    С 27 по 29 мая проходит Двадцать второй международный фестиваль «Интермузей-2020», который в этом году впервые проводится в цифровом формате на портале imuseum.ru. Фестиваль объединил почти 400 участников со всей России. На персональных стендах музеи все вместе создают интерактивную выставку, посвященную главной теме фестиваля: «Хранители мира», к 75-летию Великой Победы. ...
Читайте также