Юлия Борисова отмечает юбилей

 

Она принципиально мало снималась в кино, сделав выбор в пользу Театра Вахтангова, где ее до сих пор называют «королевой». Но главная роль в фильме «Идиот» Ивана Пырьева, где она сыграла Настасью Филипповну, навсегда вписана в историю нашего кинематографа.

Василий Лановой, актер Театра Вахтангова: 

– Я чувствовал себя самым счастливым человеком, когда был принят в Театр Вахтангова. Это было время невиданных виртуозных мастеров вахтанговской сцены: Лукьянов, Мансурова, Гриценко, Плотников и, конечно же, Юлечка Константиновна Борисова. Это блистательные имена, грандиозные судьбы. Так получилось, что мы с ней в целом ряде спектаклях, в том числе в «Принцессе Турандот», играли 20 лет вместе. Начиная с 57-го года у нас сложились прекрасные отношения. Мы с ней, как брат и сестра. Всё лучшее, что было в настоящем русском актёре, есть в ней. Слов нет для того, чтобы выразить благодарность за те неповторимые образы, которые она создала на сцене. Это удивительная актриса, удивительный человек, удивительная совесть нашего театра – одним словом, легенда, которой я не устаю восхищаться.

Риманис Туминас, художественный руководитель Театра Вахтангова: 

– Когда я только пришёл в Театр Вахтангова, то обратил внимание, что Юлия Константиновна появлялась или на репетиции или на спектакле: она никогда не заходила в актёрский буфет, а шла прямо в гримёрную. Такое поведение вызывало уважение, но в то же время настораживало, потому что все вахтанговские артисты постепенно становились более открытыми, а она была недоступна, хоть и очень приветлива – и разговора не получалось.

Встреча с Борисовой состоялась через несколько лет в работе над постановкой «Пристань». Я предложил ей роль Клары Цаханассьян в пьесе «Визит дамы» Дюрренматта. Самая большая сцена в спектакле на 40-45минут была отдана ей.

Кстати, в «Пристани» все герои уходили со сцены по-разному. Её же уносили на руках, как королеву, которую провожают торжественно, которой восхищаются и возвращения которой ждут.

Юлия Константинована отнеслась к работе серьёзно. Я тоже готовился к репетициям со всей серьезностью. И мы сразу нашли общий театральный язык: поиск характера, судьбы героини, её истории. Присутствие Борисовой всех дисциплинировало. Стоило ей появиться, как все сразу становились собранными, внимательно наблюдая за происходящем.

Я не люблю показывать актерам, но иногда вынужден выйти на сцену, потому что быстрее показать, чем рассказать. Борисова это обожала: «Покажите мне, что я должна здесь делать, как реагировать». Потом она кружилась вокруг меня, всматривалась в лицо и громко говорила всем участникам: «Смотрите, как он показывает, смотрите!» Ну конечно, я старался. Юлия Константиновна даже предлагала мне стать её партнёром в спектакле: «Ну, сыграйте мою любовь». Она была так убедительна, что чуть не соблазнила. Я уже начал думать, может, попробовать... Когда в очередной раз она спросила, когда же я решусь выйти с ней на сцену, признался, что боюсь. На что она тут же сказала: «Я подскажу!»

У нас сложились глубокие, нежные отношения. Мы стали близкими творческими людьми, понимающими друг друга. Я всегда интересуюсь, как она себя чувствует, а она интересуется, как мои дела. У меня есть одна прекрасная фотография. Мы сидим рядышком на приёме в Русском доме в Париже. На мой взгляд, очень хорошая пара.

Марина Есипенко, актриса Театра Вахтангова: 

– Окончив училище Бориса Щукина, я пришла в Театр Вахтангова и сразу попала в спектакль «Кабанчик», где мы встретились с Юлией Константиновной как партнёры. И это было счастье. Она выходила и уходила со сцены под аплодисменты. Актриса, общение с которой – особенно в самом начале пути – было очень важно, потому что помогло моему становлению как артистки и как человека.

Потом был мой ввод в спектакль «Стакан воды», где она играла королеву. В нашем театре всегда дают шанс молодому артисту проявить себя. Представляете, какая ответственность – выходить на сцену с прекрасными актёрами и не затеряться среди них. Но со стороны Юлии Борисовой я всегда чувствовала поддержку.

Однажды услышала от одной артистки, что я очень худая, что в профиль меня не видно – и в слёзы. А Юлия Константиновна, узнав в чём дело, успокоила: «Запомните, подложить толщинки можно, а вот убавить собственный объём трудно!» 

В жизни я не раз советовалась с ней. Однажды, когда возмущалась, что театр со мной поступил некорректно, Юлия Константиновна сказала: «Никогда не обвиняйте театр. Вас могут обидеть люди, а театр ни в чём не виноват».

Она играла Клеопатру в спектакле «Антоний и Клеопатра», а я играла Клеопатру в «Мартовских идах». Нашим партнёром в обоих спектаклях был Ульянов. Иду на сцену, а Михаил Александрович кричит: «Моя Клеопатра!» Юлия Константиновна в шутку возмутилась: «Запомни, никогда у тебя не будет другой Клеопатры, кроме меня!» В «Мартовских идах» у её героини, актрисы Кифариды, был десятиминутный монолог, и зрители слушали её, затаив дыхание. Мало кто из актрис может в течении десяти минут держать зал.

Юлия Константиновна не была моим педагогом, но я всю жизнь у неё учусь. Как элегантно она умеет носить исторический костюм. Как виртуозно, одним лёгким движением она справляется со шлейфом любой длины. Когда Борисова выходит в платье с кринолином, глаз нельзя оторвать.

Я не перестаю ею восхищаться. Она прекрасно выглядит, несмотря на годы, и остаётся притягательной женщиной. В ней есть манкость, игривость и в то же время необыкновенная трогательность, беззащитность. У Юлии Константиновны прекрасные отношения с партнёрами. Её все боготворят. Я желаю ей здоровья, здоровья и ещё раз здоровья.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также