«Немецкие власти на многое готовы»

Как живет русский театр в Германии в условиях карантина

 

В Германии, где по последним данным число заразившихся коронавирусом приближается к отметке в 10000, приостановили свою работу не только театры. Карантин, на котором оказались многие заведения, кардинально изменил жизнь страны. За подробностями «Театрал» обратился к Илье Гордону, руководителю театра «Русская сцена» в Берлине.  

– В театре жизнь, конечно, замерла, но не прекратилась: по-прежнему работают три студии – детская, подростковая и взрослая. Все спектакли мы отменили, хотя нас не обязывали это делать, потому что зал вмещает меньше 50 человек. Прелесть нашего театра в том, что он маленький. Репетиции, занятия в студиях проходят в малогрупповой форме: собирается не более пяти человек, в основном те, кто не пользуется общественным транспортом. Помещение мы, само собой, обрабатываем всякими антиинфекционными составами.

Маски
Я склоняюсь к мнению специалистов, которые утверждают, что здорового человека маска не спасает. Выдавать их на входе, конечно, можно. Но, во-первых, мы их не купим: масок нигде нет уже несколько недель. В прессе прошла информация, что в западной Германии со склада одной из клиник украли 50 тысяч масок. Это психоз. Потому что маски нужны хирургам на операции, маски нужны, чтобы ограничить больного человека. А если мы наденем маски на все 80 миллионов немецкого населения, будет, конечно, очень весело, но мало кому поможет. 

Дети
Никто и нигде к не был готов к карантинным мерам. Школы закрылись. А детей куда девать? Предложили открыть присмотр за детьми только для тех, без кого общественная жизнь не обходится: это медики, пожарные, полиция. Но как быть с детьми на игровых площадках? Некоторые федеральные земли их тоже закрывают. Мы с дочерью находится дома с 9 марта, потому что в ее школе заболели два учителя – и мы ждем не дождемся 25-го числа, когда ей, наконец, разрешат выходить на улицу. Никто нас не проверяет, но мы ведем себя корректно. Нельзя – значит нельзя.

Транспорт
Детей в студии, видимо, будут водить в меньшем количестве. И посещаемость зависит от того, надо ли добираться на общественном транспорте. Естественно, им стараются не пользоваться. Например, наш ведущий актер живет под Берлином, и это достаточно большой риск – кататься на электричке. Поэтому он сейчас приостановил свои поездки в театр. Тем более, что фестивальные поездки отменились – и острая необходимость в репетициях отпала.

Вчера канцлер Ангела Меркель обратилась к народу, сказала: «Давайте так: или мы все сами будем поразумнее и перестанем путешествовать без необходимости, или мы, как в Италии, введем комендантский час». Это очень типично для современной Германии – попытка договориться и самим себя организовать. С одной стороны, конечно, общественный транспорт – это рассадник инфекции, но с другой стороны, на работу-то людям ездить надо.

Компенсация
Наш театр в малой степени зависит от билетов и держится в основном на взносах членов студии. Но, во-первых, мы надеемся, что не все студийцы прекратят свои выплаты, а во-вторых, рассчитываем на поддержку со стороны муниципалитета и государства. Может быть, нам скостят или перенесут арендную плату. Посмотрим. Во всяком случае есть вполне обнадеживающая информация.


Власти, на самом деле, на многое готовы. В пятницу министр экономики заявил, что на компенсацию издержек в связи с карантином выделено некоторое количество финансовых средств. Они прекрасно понимают, что их недостаточно, и говорят: «Понадобится – выделим еще». Но, как известно, «дьявол – в деталях».


Германия – социалистическое государство: в первую очередь власти пообещали помочь работающим по найму – и сразу же завопило огромное количество фрилансеров, потому что практически вся культура здесь на фрилансе. Государство «икнуло», опомнилось и сказало: «А, ну да, вы же еще…чёрт, надо подумать…»

Дефицит
Есть дефицит товаров, связанных с дезинфекцией, и почему-то возникли перебои с туалетной бумагой. Это очень смешно. И никто не может это объяснить. Сейчас все, кто склонен делать запасы – а у наших людей это просто в крови – уже их наделали, на год вперед запаслись. На каждой кухне уже завелось как минимум по одной продуктовой моли. Но это всегда вопрос доверия к собственному правительству. Власти в Германии говорят, что не надо провоцировать то, что по-немецки называется «хомячьи закупки», – и тогда всем хватит. Если 90 процентов населения этому верит, все окей.

Планы
Короновирус внес свои коррективы в планы по поездкам. Перенесли Неделю русского театра в Мадриде. Отменилась наша поездка в Пензу, на фестиваль «Золотая провинция». Я не смогу приехать в Москву на встречу Российского центра МИТ, перенесена на ноябрь встреча Ассоциации деятелей русского театра за рубежом в Санкт-Петербурге. Но это было ожидаемо. 

Справка 
Берлинский театр «Русская Сцена» начал свою деятельность с детской студии в 2004 году. Датой рождения профессионального театра считается выпуск спектакля «Жена Еврейка» по Брехту в 2007-м. С тех пор театр выпустил более сорока спектаклей. Участвовал в фестивалях в России и СНГ, а также в Индии, Дании, Эстонии и Арабских Эмиратах. Получал высшие награды в Македонии и Болгарии. Номинант на премию "Звезда Театрала" прошлого года в номинации "Лучший русский театр за рубежом".  Создатель и творческий «мотор» театра – режиссер Инна Соколова-Гордон, выпускница Ю.Н. Мальковского, одного из последних учеников К.С. Станиславского. «Русская сцена» в Берлине имеет собственную труппу, постоянно пополняемый репертуар и три студии (детскую, подростковую и взрослую).  

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Эрлангер, Германия. «Для репетиций встречаемся в парке»

    «Театрал» продолжает рассказывать о жизни русских театров зарубежья в условиях карантина. Сегодня наш гость - художественный руководитель театра-студии «МостЫ», Федор Невельский, постоянный участник оргкомитета нашего международного фестиваля «Мир русского театра». ...
  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
  • Стокгольм: «В Швеции нет карантина, но мы решили не рисковать»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за судьбой русских театров зарубежья, которые по-разному переносят условия борьбы с пандемией, но при этом не теряют оптимизма и ждут встречи со своим зрителем. Сегодня наш собеседник - создатель и руководитель единственного русского театра Швеции «Абырвалг» Татьяна Павлова, которая рассказывает, как и чем живёт её театр-студия в эпоху коронавируса. ...
Читайте также