Театру чужд онлайн

Как в Италии ищут альтернативы трансляциям спектаклей

 

В то время как в России только запретили проведение культурно-зрелищных мероприятий, Италия вот уже на протяжении почти месяца пытается осмыслить новые формы существования театра, лишенного одного из главных своих составляющих – и нет, это не площадки, которые были закрыты 8 марта, а зрители.

Театры молчаливо подчинились декрету правительства, однако в соцсетях стали возникать споры: что нам делать? И речь в данном случае шла не только об экономике, но и о вопросах онлайн стриминга и тех возможностях, которые дает театру интернет. Как театру стоит использовать эти новые технологии и стоит ли их использовать вообще?

Может быть, лучше закрыться в репетиционных чатах и обсуждать новые темы, с которыми театр вынужден будет выйти к зрителям после карантина?

Один из главных театров страны – Piccolo в Милане – после объявления декрета от 8 марта тут же разместил в своем фейсбуке пост с решением дирекции театра не проводить онлайн стриминги спектаклей и сконцентрироваться на формировании будущего репертуара.

Одновременно с этим вышло несколько провокационных статей, которые запустили цепочку глобальных размышлений на тему, не является ли желание театров заполнять возникшую пустоту театральным онлайн-продуктом – реакцией на инстинктивный страх пустоты? Не является ли это симуляцией отношений между зрителем и актером, которая в результате не станет процессом продуктивного взаимодействия? Может быть, театрам лучше остановиться, задуматься и использовать это время для решения тех проблем, на решение которых у нас просто не было времени?

Так, например, Симоне Пачини, создатель веб-портала Fattiditeatro, в своем профиле на Facebook 11 марта разместил пост: «Видеотеатр – уродливый, скучный, его никто не смотрит. Лучше почитать книгу, посмотреть Netflix или выпить вина».

И буквально через несколько дней запустил в Инстаграме проект #amukinamonamour («Амукина» – итальянский бренд обеззараживающего средства для рук), где ежедневно стал проводить встречи с актерами, режиссерами и драматургами, чтобы попытаться зафиксировать изменения, происходящие с театром и с нашим восприятием театра в эти дни, создать некий свидетельский театр онлайн.

Один из наиболее влиятельных театральных критиков Италии Андреа Поркедду предложил вернуться к чтению значимых театральных книг, четко обозначив свое негативное отношение к трансляциям: «Стриминг, Skype, WhatsApp, видео бесценны, очень полезны для конференций, дискуссий, анализа, даже для тонких и утонченных эротических игр, но театру нужно больше. Он сделан из плоти».

Многие театральные компании быстро поняли, что конкурировать с основным ньюсмейкером – короновирусом – вряд ли им под силу. А обычная трансляция спектакля в сети в эпоху телевизионного binge eating и предельно загрязненного киберпространства не имеет смысла. Уровень восприятия сидящего в темном зале зрителя значительно отличается от восприятия человека, держащего планшет в руках. Соответственно технология взаимодействия с ним должна отличаться.

Тем более одной из наиболее обсуждаемых среди теоретиков искусства тем в последнее время стала тема одиночества, покинутости, как на глобальном уровне (Италия, оставленная Европой без помощи), так и на личностном.

Миллионы итальянцев оказались закрыты в своих квартирах без возможности выходить на улицу. Поэтому театры решили напрямую обратиться к зрителю через видео чаты и тем самым дать почувствовать зрителям, что они не одни. 

Наиболее интересный проект был предложен музеем дизайна Triennale, который объединил в себе элементы живого перформанса и виртуального путешествия по галерейному пространству. С 3 марта на своем канале в Инстаграм музей транслирует видеопреформансы, участником которых становятся танцоры, музыканты, актеры, философы, журналисты. Отправной точкой этих выступлений стал «Декамерон» Джованни Боккаччо, в котором рассказывается о группе молодых людей, которые в 1348 году в течение десяти дней вынуждены были оставаться за пределами Флоренции, где в то время бушевала эпидемия чумы. Чтобы скоротать время они рассказывали друг другу истории.

Campsirago Residenza основным инструментом коммуникации выбрало телефон: ежедневно 32 артиста звонят случайным людям и рассказывают им сказки. 

Кроме того, объединение зрителя и театра оказалось возможно за счет сближения переживаемого опыта. За последние недели было создано несколько театральных проектов, в которых актеры в разных формах рассказывают о своей жизни в карантине. #HOMESWEETHOME – новый проект компании EgriBiancoDanza. Он посвящен исследованию через танец пространства дома.  А театральная компания Casa Fools в Турине транслирует в прямом эфире проект под названием «Карантин в пижаме», в котором Луиджи Орфео, Роберта Калия и Стефано Сарторе рассказывают о карантине с точки зрения актеров, лишенных возможности выходить на сцену и репетировать. Помимо этого сотни актеров ежедневно общаются со своими зрителями на личных страницах в Фейсбуке и Инстаграме, поют песни, читают стихи, танцуют и устраивают флешмобы.

Некоторые театры решили обратиться к аудио формам. Radio 3 Suite запустило серию программ «Голоса  сцены» – аудио фрагменты спектаклей , которые должны были быть выпущены в эти дни и были отменены. Этот формат позволяет пересмотреть наше отношение к визуальному потреблению и подключить воображение зрителя.

На момент написания статьи ситуация в России не была настолько критичной, как в Италии. Итальянцы наблюдают по центральным каналам, как из Бергамо военные грузовики вывозят тела, а  сегодняшние новости сообщают о почти 800 погибших за сутки. Стало ясно, помимо всех экономических и бюрократических проблем, с которыми придется столкнуться системе, как только она вернется к нормальному состоянию, ее ждет и другое испытание – очевидно, что премьеры, которые готовились до карантина, уже не могут быть выпущены. В тот день, когда театры откроют свои двери перед ними будет уже другая публика. Театру придется отвечать уже на другие вопросы.

Театральная повестка полностью изменилась. Вопросы миграции или усиление правовой политики кажутся уже не столь актуальными. Все больше людей задумываются о единстве Европы, о новых формах гуманизма о вопросах одиночества и изоляции.

Итальянское общество переживает общую коллективную травму и многие театральные практики уже сегодня должны быть готовы работать с этой травмой, изучать новые коммуникационные технологии, переосмыслять место театра в обществе. Особенно это важно для итальянского театра, который к сожалению, давно перестал быть театром быстрого реагирования, способным говорить со зрителем на одном языке.  

  • Нравится



Самое читаемое

  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
  • Принят закон о бесплатном втором высшем образовании в области искусств

    Сегодня, 9 июня, Госдума в заключительном чтении приняла законопроект о праве граждан, имеющих высшее образование, бесплатно получать второе или последующее высшее образование.      Так, в законе появится возможность для имеющих высшее образование получать на конкурсной основе второе или последующее высшее образование за счет средств федерального бюджета по образовательным программам в области искусств. ...
  • Елена Мироненко: «Наш театр – инвестиция в человеческий капитал»

    Сегодня Елену Мироненко знают как молодого и успешного директора Театра на Бронной, но за плечами этой красивой, хрупкой женщины почти 20-летний стаж работы в сфере культуры. Будучи выпускницей факультета культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, ей посчастливилось стажироваться в крупнейших музейных центрах Нью-Йорка, Вашингтона и Лондона, а затем несколько лет работать в должности министра культуры Красноярского края. ...
  • В Большом появится балет «Чайка» в постановке Молочникова

    Александр Молочников ставит в Большом театре балет «Чайка». Мировая премьера запланирована на 1 июля. Либретто Молочников написал в соавторстве с Ольгой Хенкиной, которая принимала участие и в первых его постановках в МХТ им. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почетный Офицер Златковский

    В резиденции посла Франции в Москве состоялась торжественная церемония награждения известного политического художника-карикатуриста Михаила Златковского. Посол Пьер Леви вручил художнику одну из самых почетных наград республики - орден Офицера почётного легиона. ...
  • Безруков наградил победителей «Фабрики Станиславского»

    10 июня в Московском Губернском театре подвели итоги III Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского» и вручили премии лауреатам.  За восемь дней фестиваля, который открывал спектакль «Безымянная звезда» (режиссер Александр Созонов), показали 9 спектаклей театров из Москвы, Новосибирска, Новокуйбышевска, Твери, Рязани, Петрозаводска и Иваново. ...
  • Танцевальные компании соберутся на смотр в Карелии

    Фестиваль современной хореографии Nord Dance пройдет с 14 по 20 июня в Музыкальном театре Карелии (Петрозаводск).  В основной программе – танцевальные спектакли «Балета Москва» («Танцпол»), Челябинского театра современного танца («Бегущие»), проект Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева («Спящая красавица», Кострома-Москва), проект Валерии Каспаровой («Черный сад» и «Другие», Санкт-Петербург), танцевальный спектакль для детей «Три поросёнка» в исполнении Музыкального театра им. ...
  • Миронов и Хаматова снимутся в сериале «Горбачёв»

    Евгений Миронов и Чулпан Хаматова сыграют главные роли в многосерийном фильме «Горбачев», съемки которого онлайн-кинотеатр ivi запустит в следующем, 2022 году. 20-серийная историческая драма о первом президенте СССР Михаиле Горбачеве и его жене будет сниматься в Ставрополе, Москве, Рейкьявике, Вашингтоне, Берлине и Лондоне. ...
Читайте также