Нью-Йорк: «Пандемия – это сильный психологический стресс»

Слава Степнов – о ситуации в самом известном городе Америки

 

США вышли на первое место в мире по числу заболевших новым коронавирусом. Согласно последним данным от 31 марта, коронавирус был диагностирован у 175 067 человек, умерли 3 415 человек, выздоровели 5 995. Мы попросили художественного руководителя театра STEPS из Нью-Йорка Славу Степнову рассказать о том, как эпидемия отразилась на жизни его коллектива, и о социально-экономической ситуации во всей стране.

 «Мысли о смерти уже не пугают»

- За последние недели моя жизнь в Нью-Йорке сильно изменилась. Сижу дома, редко выхожу в близлежащие продуктовые магазины. Если уж вышел, то держу «социальную дистанцию» и стараюсь носить маску. С людьми общаюсь по телефону. Читаю, много времени провожу за компьютером, смотрю фильмы, новости и нервничаю – тревога залезла в меня…

Пандемия, по-моему, это прежде всего сильный психологический стресс. В Нью-Йорке и раньше не часто улыбались, сейчас перестали улыбаться вовсе. На каждом шагу сообщают, что  «всем пожилым людям нужно сидеть дома», если выйдешь – умрёшь, образно говоря. Это декларируют с такой частотой и страстью, что мысли о смерти уже не пугают, наоборот, начинаешь прислушиваться к себе и с большим любопытством искать симптомы близкого конца... Одним словом, с сегодняшнем днем всё понятно, но неясно «что будет завтра», какие времена нас ожидают...

«Над нами повисла трагическая пауза»

Из-за начала общего карантина мне пришлось прервать репетиции премьерного спектакля «Жопкин хор». Спектакль был уже почти готов – оставалось несколько недель до премьеры, но мы были вынуждены резко затормозить... Когда я снова смогу запустить этот процесс – не знаю. Ясно одно – возобновляя репетиции, придётся вносить в спектакль существенные изменения, потому что в нашей уже почти сложившейся истории неожиданно возник дополнительный, мощный мотив. Над нами повисла трагическая пауза... Её нужно осмыслить... Пауза в театре – вещь нужная. Главное её не передержать. Сейчас всех заботит, когда закончится эта пауза. От этого многое зависит в нашей жизни... Трамп хочет закончить паузу как можно скорее, демократы – медлят. Новости из Вашингтона всех держат в ещё большом напряжении.

Все знают, что разлом между демократами и республиканцами может длиться бесконечно, значит и пауза – тоже... Если пауза надолго – это беда. Это немыслимо. Может обанкротиться «малый бизнес», это будет катастрофа и не только для избирательной кампании Трампа.

Актёры занимаются тем же, чем и все остальные – они самоизолировались, «легли на дно», «взяли паузу». Актёр в таком положении как будто бы должен самосовершенствоваться. Очень хочется, чтобы они вернулись в процесс здоровыми, сильными, со свежими идеями и уточненными смыслами, соскучившись по работе. Однако мне что-то подсказывает, что возвращение будет непростым. Не думаю, что артисты быстро войдут в рабочею колею. Они вернутся в напряжении, в постстрессовом состоянии, в ситуации экономического неблагополучия и не сразу войдут в форму... А если учесть, что цены вырастут, государство у нас театр не поддерживает, помощи ждать не от кого – они вернутся в процесс с ворохом  собственных проблем, без денег, с долгами, и снова начнут крутиться в поисках дополнительного заработка...

«Скоро может наступить настоящая катастрофа»

 Мне кажется, только сейчас я медленно начинаю осознавать драматизм перспектив пандемии. Очень скоро многих начнут увольнять с работы. Начнётся безработица. Если всё это будет продолжаться долго, то у людей, которые живут только на чек, не имея больших сбережений, деньги закончатся. У кого-то они уже закончились... Конечно, будет какая-то компенсация, но она не сразу решит проблемы небогатых горожан. В связи с этим не думаю, что театр в ближайшее время сильно будет интересовать обыкновенных жителей города, а это – большая часть наших зрителей.

Думаю, что сейчас, наверху, обсуждаются разные идеи, как ослабить или даже отменить карантин, из-за которого останавливается бизнес. Разумеется, выход будет найден, несмотря на трудности. Кстати, вчера позвонил своему приятелю – доктору, работающему в приёмном покое одной из клиник Бруклина, спросил: правда ли то, что в больницах Нью-Йорка много заболевших и умерших, справляются ли с этим медики города? Он ответил, что это почти правда, пока они справляются, но если всё будет развиваться в таком же темпе, то очень скоро наступит настоящая катастрофа. Одним словом, им не до шуток.

Как сказал президент Трамп: «Мы, с божьей помощью, бросаем вызов проблеме.  Ничто не может затмить вечный свет американской доблести!». «Мы победим, – продолжает Трамп, – и когда этот день настанет, скорость и сила нашего восстановления будут непревзойденными. Мы станем, как никогда, сильными, многому научимся, и больше ничто не сможет так сильно навредить и нам, и всему миру». Вот как-то так изъясняется на тему пандемии президент США.

Всего вам самого доброго! Берегите себя!

Справка

Режиссер, драматург и педагог Слава Степнов уже более сорока лет посвящает себя театру. В 1995 году он переехал в США, где работал как приглашенный режиссер-педагог в Actors Theatre of Louisville. В 1997 году в Нью-Йорке Слава Степнов основал собственную театральную компанию STEPS.
 
Своеобразие театра STEPS в его мультикультурной концепции. Спектакли играются на английском, русском и испанском языках, в них заняты актеры разных национальностей и театральных школ. В «послужном списке» Славы Степнова постановки по пьесам Чехова, Шекспира, Пиранделло, Байрона, Пушкина, Кортасара, Вампилова, Олби, Зингера и других авторов. Его спектакли видели зрители США, Латинской Америки, Европы, Новой Зеландии и России.
 
Слава Степнов – автор четырех пьес, а также статей и эссе по актерскому мастерству и теории театра. Его пьеса «Ура, мы - в Америке!» (по роману Шолом Алейхема «Мальчик Мотл») находится в Библиотеке Конгресса США. Пьеса «Спросите Иосифа», написанная в соавторстве с Романом Фрейдом, в 2015 году вошла в российскую антологию «Современной драматургии». Слава Степнов - гость-профессор в Театральной школе «Британико-Институт» (Лима, Перу) и Академии драматического искусства (Веллингтон, Новая Зеландия).

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • США: «Занялся строительством макетов деревянного зодчества России»

    Борис Казинец, руководитель Театр русской классики в Вашингтоне, лауреат «Звезды Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом» – о том, как на карантине взял двухтомник «Русское деревянное зодчество» и вспомнил давнее увлечение. ...
  • Турин: «Театр в сети – все равно, что поцелуй через стекло»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как и чем в эпоху пандемии живут русские театры за рубежом. Наш сегодняшний собеседник – Ольга Калениченко создатель театра-студии «Балаганчик», который в 2015-м стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за рубежом». ...
  • Стокгольм: «В Швеции нет карантина, но мы решили не рисковать»

    Журнал «Театрал» продолжает следить за судьбой русских театров зарубежья, которые по-разному переносят условия борьбы с пандемией, но при этом не теряют оптимизма и ждут встречи со своим зрителем. Сегодня наш собеседник - создатель и руководитель единственного русского театра Швеции «Абырвалг» Татьяна Павлова, которая рассказывает, как и чем живёт её театр-студия в эпоху коронавируса. ...
  • Киев: «Человек живет предчувствиями и потрясениями»

    «Театрал» продолжает следить за тем, как в условиях изоляции существуют русские театры за рубежом. О работе на карантине рассказал художественный руководитель Театра русской драмы им. Леси Украинки Михаил Резникович. ...
Читайте также