Музей на диване

Три стадии принятия арт-изоляции

 

Прошло почти две недели с той поры, когда в столице (а затем, с разницей в два-три дня, по всей стране) закрылись музеи и галереи. Искусство ушло онлайн и теперь соревнуется с кино и театром по привлечению виртуальных зрителей. Какими способами пытаются удержаться на плаву «хранители прекрасного» и с чем приходится иметь дело, изучил арт-обозреватель «Театрала» Сергей СОЛОВЬЕВ.

 

Успеть до закрытия
Первую стадию художественной жизни в сети условно можно назвать «романтической». Длилась она совсем недолго: с того момента, когда музеи и галереи закрылись для широкой публики, но сотрудники продолжали ходить на работу и остались один на один с обезлюдившими залами. Недельное общение с шедеврами в пустых залах принесло богатые плоды. Тут же возникли вернисажи без зрителей (выставка «От Дюрера до Матисса» в ГМИИ им. Пушкина, выставка Татьяны Черновой в МВЦ города Иваново), а также экскурсии по новым, только-только открытым экспозициям (тур по выставке, посвященной Фаберже в Историческом музее, замечательный проход Андрея Бильжо по собственному галерейному проекту). Иными словами, дело обстояло так, будто музей по-прежнему работает, только вместо реальных посетителей по нему бродит оператор с камерой. К этому же периоду относится и широко разрекламированная акция Эрмитажа – пятичасовая съемка питерских реликвий одним кадром на новый гаджет.
 
Появились и более изощренные способы презентации своих богатств. У итальянских коллег был перенят опыт репортажей из запасников – когда директор (или научный сотрудник) каждый день рассказывает о каком-то интересном экспонате. Такие «стендапы» появились фактически у всех музеев. Лувр ежесуточно выкладывает «картину дня».Третьяковка, например, несколько дней по-буддийски отрешенно транслировала вид картины «Явление Христа народу».
 
Музейные работники на этой стадии просто светились от счастья – не надо думать о пресловутой посещаемости, только медийное общение с искусством. Насколько интересны и подготовлены были все эти сетевые вернисажи и экскурсии – другой вопрос. Но, по большому счету, каждый уважающий себя музей готов был развернуть собственную телестудию. Увы, первая стадия у нас закончилось вместе с обращением президента, отправившим всех без исключения в экстренный отпуск. Наступила вторая стадия.     
 
Новое – хорошо забытое старое
Вторую стадию стоит назвать «ностальгической». В условиях, когда в стенах музея нельзя показывать бурную деятельность, в ход пошли медийные запасы. За год (а то и за десятки лет) у каждого музея накопился большой архив снятых лекций, мастер-классов, встреч и концертов.
 
Одним из первых со своими ресурсами начал активно работать Метрополитен-музеум: на его сайте сразу появились аудиогиды, которые раньше каждый посетитель покупал «в реале». Теперь же эти гиды превратились в виртуальные экскурсии (хит – гид по средневековому искусству). И здесь уже началось соревнование видео-монтажеров – кто быстрее обработает свои записи и выложит их в открытый доступ. К настоящему моменту сложилась уникальная для любителей искусств ситуация: за один месяц вы можете с лихвой наверстать все, что пропустили за год, а также получить по интересующему вас направлению эксклюзивную информацию – стоит только правильно выбрать музей. На сайте Третьяковки – подробные фотоотчеты о громких выставках последних лет. Московский музей современного искусства загрузил все, что касается творчества Вадима Сидура (там как раз готовили юбилейную выставку). Музей AZ готовит видео-цикл по десятку выставок, посвященных, конечно, Анатолию Звереву. Музей «Гараж» дал доступ к лекциям о художественных практиках ХХ века. Исторический музей сам себя признал лучшим по части медиапродуктов по истории, о чем разослал пресс-релиз.
 
На самом деле «ностальгическая» музейная стадия очень похожа на то, чем вынужденно отдыхающие граждане занимаются в социальных сетях – они почти все выкладывают фотоподборки из своих прежних путешествий, застолий и прочих приятных моментов. И вновь возникает вопрос качества – чем дольше длится самоизоляция, тем эти подборки становятся профессиональней. Однако они больше радуют хозяев, чем гостей.
 
Квартирное искусствоведение
Эксплуатировать старые запасы можно до известных пределов. А можно ли создать что-то новое, когда ты оторван от музейных сокровищ? И здесь наступает стадия условно «гуманистическая». Когда пришло осознание, что самое ценное - это люди и человеческий потенциал. 
 
На середину апреля почти все главные музеи Москвы наметили прямые трансляции лекционных или дискуссионных программ. Директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева решила рассказать в прямом эфире о своем любимом архитекторе - о барочном мастере Франческо Борромини. Целое извержение различных чтений – от электронной музыки до конструктивизма и моды – готовит Музей современного искусства. Для участия требуется оплата, регистрация и правильное подключение в определенное время. Здесь становится очевидным, что музеи уже не просто транслируют свои наработки, но пытаются вступить в диалог с виртуальным зрителем. Ограничивая круг участников лекции или семинара, они предполагают услышать реакцию живого человека.
 
Первым эту реакцию решил продемонстрировать Пушкинский музей, который записал несколько десятков роликов с влиятельными деятелями арт-мира. Художники, кураторы, коллекционеры признаются в любви к музею и желают ему всего наилучшего. Скорее все, следующей стадией станут проморолики других зрителей других музеев – так будут возникать художественные фан-группы.

Наконец, вершиной музейного онлайн-шоу окажутся виртуальные выставки. Компания Google уже обкатала этот формат, создав в сети проект «Лица Фриды» (портреты Фриды Кало). В конце апреля Лувр должен открыть большой проект, посвященный Дюреру – дата уже перенесена вторую половину года. Однако в соцсетях появилась информация, что музей будет продавать билеты на виртуальный тур по будущей выставке. Пока бесплатно Итальянский институт культуры размещает видеоэкскурсии по римских экспозициям к юбилею Рафаэля. Но вскоре на платной основе появятся римские фильмы о Рафаэле.
 
Как известно, российские музеи также планировали в первой половине года несколько больших выставок – не исключено, что поначалу в каких-то формах они возникнут онлайн, чтобы принести зрительскую, а заодно и материальную прибыль. Но это уже материал для следующего обзора.      

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

Читайте также