Сергей Епишев: «Люблю сочетание смешного и жуткого»

«Театрал» продолжает рубрику PROЧТЕНИЕ

 
Сергей Епишев, актер Театра Вахтангова, рассказал «Театралу» о трех самых важных книгах в своей жизни и трех современных текстах, которые стоит прочитать. 

«ЗОЛОТАЯ ПОЛКА»

«Дон Кихот» – роман отражений

«Дон Кихот» Сервантеса в двух томах – главный роман всех времен и народов. Это книга, которая остается в тебе навсегда и сопровождает всю жизнь. Помимо двух прекрасных трагикомических героев – Дон Кихота и Санчо Пансы – я люблю этот роман за бездну внутренних отражений, и чем чаще его перечитываю, тем очевиднее они становятся. Сначала Дон Кихот строит свою жизнь как отражение литературного опыта, а потом сам становится литературным героем и втягивает в свой сюжет всех обитателей романа, превращает их жизнь в художественную игру. Алонсо Кихано настолько противоречивый герой, в нем смешивается такое количество мудрости, печали и абсурда, что встречаться с ним всегда большое удовольствие.

Гофман – герой детства

Гофман – это каждый раз завораживающее чтение: «Ночные рассказы», «Эликсиры сатаны», «Повелитель блох», «Кот Мурр». Я очень люблю у него сочетание смешного и жуткого. Хотя давно понял, что это типичное свойство романтической литературы, посмотрел в своей жизни много мистических фильмов и прочитал много страшных книг, все равно Гофман остается пугающим. И терять это ощущение, которое тянется из детства, не хочется – до сих пор хочется просто «побыть» в его историях, погрузиться в их иррациональность и атмосферу необъяснимой жути.

Набоков – «ледяной остров»

В тройке своих главных авторов я назвал бы Набокова. Когда читаешь, скажем, «Защиту Лужина», «Лолиту», «Приглашение на казнь», то физически ощущаешь текст – с холодной, стройной, идеально выверенной структурой – и, кажется, можешь потрогать его руками, почувствовать вкус. Это большое читательское наслаждение. А набоковское мировосприятие мне кажется невероятно современным – ощущение пространства жизни как некой непроницаемой пленки, за которую хочется проникнуть. Лужин видит это как шахматную партию, а Цинциннат Ц. в конце «Приглашения на казнь» – как изнанку мира.

MUST REED

Джонатан Франзен: сериальное мышление

Каждый писатель в США одержим идеей написать большой американский роман. Мне кажется, Франзену это максимально удалось. Три своих книги – «Поправки», «Свобода», «Безгрешность» – он посвятил смене эпох, «концу времен»: «Поправки» – про конец 90-х, «Свобода» – про нулевые, «Безгрешность» – про 2010-е годы. Каждый роман рассказывает про семью, про то, как временной «стык» ощущается в семейных отношениях. В текстах Франзена есть все, что мы любим в американских сериалах и умном кино. Это точные диалоги. Это неврозы современных городских жителей. Это семейные обиды, растянувшиеся на много лет. Неразрешимые противоречия между родителями и детьми, между супругами. Люди совершают ошибки, а ты следишь за их поступками и понимаешь, что исправить ничего нельзя – можно только чуть-чуть смягчить последствия. Это очень завораживающее чтение, наблюдение за потоком жизни, схожее с хорошими сериалами. Поскольку сериальное мышление становится определяющим в нашей жизни, то Франзен, конечно, идеальный писатель для сегодняшнего мироощущения.

Мишель Уэльбек: отрезвляющее чтение

Французский писатель Мишель Уэльбек обладает схожей оптикой. Он, как и Франзен, следит за тем, как меняется время и как оно меняет человеческие привязанности, особенности поведения. Но это абсолютно безжалостный, абсолютно циничный автор. Читать его – все равно что окунуться в ледяную воду. Он совершенно отрезвляет и не оставляет никакой надежды. Это чтение избавляет от всех возможных самообольщений.

Главный его роман – это, конечно, «Элементарные частицы», с которого нужно начинать, ну а дальше переходить к остальным. Часто романы Уэльбека рассказывают о недалеком будущем, и хорошего в нем мало. Допустим, «Покорность» – о том, как европейцы склоняются перед исламистами, пришедшими к власти. О том, как исламский мир подчиняет себе Европу, и она безропотно сдается, даже не пытаясь ничего противопоставить, потому что понимает: отстаивать ей нечего – все утеряно давным-давно. Написано это безжалостно и неумолимо.

Сейчас, конечно, нужно прочитать «Серотонин». Я пока не добрался, но думаю, когда откроются книжные магазины, это будет одна из первых книжек, которые куплю.

Владимир Сорокин: кривое зеркало

Можно назвать еще одного автора, российского, это Владимир Георгиевич Сорокин. Человек, который тоже идеально чувствует время и находит идеальную литературную форму для того, чтобы рассказать, как меняется сознание людей. Если в 80-90-е он «взрывал» язык соцреализма, отполированный и безликий, то сейчас его антиутопии выглядят очень пугающими. В итоге они не про будущее, а про настоящее. Сорокин все время работает с коллективным бессознательным, со страхами, с непроговоренными комплексами и неизжитыми травмами – именно русскими. Читать Сорокина – это как смотреть в кривое зеркало. Ты понимаешь, что читаешь о себе, о своей стране, о происходящем здесь и сейчас, но в очень странной оптике – вроде бы фантастической, но при этом современной.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Премьера в театре Моссовета спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ»: фоторепортаж

    1 октября в Театре Моссовета, открывшем свой 100-й юбилейный сезон, состоялась премьера спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» в постановке худрука театра Евгения Марчелли. Евгений Марчелли представил неожиданную интерпретацию событий шекспировской трагедии, согласно которой главный герой сам в какой-то мере является носителем злой энергии, разъедающей его изнутри и во многом определяющей его поступки. ...
  • В аварии погибли актрисы театра кукол

    О трагедии в Краснотурьинском театре кукол сообщил на сайте СТД РФ его председатель Александр Калягин. Он выразил соболезнования коллективу театра, родным и близким актрис Юлии Арабей и Кристины Шварц, которые погибли в результате аварии. ...
  • Премия «Белый слон» объявит итоги без церемоний

    Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон» решила не проводить церемонию награждения лауреатов. Вместо этого экспертный совет планирует опубликовать ее итоги 16 января 2023 года.   «Координационная группа экспертного совета Национальной премии киноведов и кинокритиков «Белый слон» решила в этом году не отказываться от традиционного, в 25-й раз, подведения итогов кинематографического года. ...
  • Восемь фильмов Олега Ефремова

    1 октября исполнилось 95 лет со дня рождения выдающегося актера и режиссера Олега Ефремова. «Театрал» подготовил подборку фильмов с его участием. Мой младший брат (1962) Режиссер Александр Зархи. Олег Ефремов в фильме играет Виктора Денисова, старшего брата Димки, которого сыграл молодой Александр Збруев. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Театр Романа Виктюка будет работать как военкомат

    Театр Романа Виктюка переформатировали в военкомат. Об этом в своем Telegram-канале сообщила журналист, обозреватель ликвидированного радио «Эхо Москвы» Ксения Ларина. На официальном сайте Театра Романа Виктюка говорится, что спектакли с 24 сентября по 9 октября отменяются по «техническим причинам». ...
  • Мобилизация пришла в театры

    Сотрудников Драматического театра Комсомольска-на-Амуре призвали в рамках частичной мобилизации. Информация об этом опубликована на сайте учреждения. «Сегодня трое наших лучших из лучших отправились на военную службу. ...
  • «Россия, повернись к нам передом!»

    Новый театральный сезон наш журнал открыл новым форматом международного фестиваля «Мир русского театра» – мы впервые провели этот форум в онлайне. Решение это было вынужденным, и надо признать, дирекция форума почти до последнего сомневалась, что идею удастся реализовать. ...
  • Из-за мобилизации с Театра Виктюка сняли афишу «Мертвых душ»

    С фасада Театра Романа Виктюка, где открыли призывной пункт, сняли баннер спектакля «Мертвые души». На это обратил внимание Телеграмм-канал «Осторожно, Москва».   Подруга одного из мобилизованных рассказала каналу, что афиша привлекла внимание призывников и провожающих их друзей и родственников – они начали ее фотографировать. ...
Читайте также