Кто поможет театральной прессе?

Гибридный карантин добивает независимые СМИ

 

Журналы и газеты, за которыми не стоят крупные компании или олигархи, у которых нет государственной поддержки или иной финансовой помощи, сегодня обречены на гибель. Надежда на читателя становится все более призрачной, потому что читатель беднеет на глазах, и все активнее переходит на бесплатные онлайн-версии, экономя каждую копейку. В таких условиях у театральных изданий практически не остаётся шансов на выживание. Журнал «Театрал» испытывает это на себе.

Несколько дней назад нас всех порадовала хорошая новость  правительство решило поддержать музеи и зоопарки. Решение действительно важное, потому что и в мирное время музейная сфера держалась на энтузиастах, которые едва сводили концы с концами, но любимое дело не бросали. Карантинные времена, когда пришлось закрыть все экспозиции, и вовсе поставили музейщиков на край пропасти.

Не сладко пришлось и зоопаркам. Звери там телевизор не смотрят, руководящих указов не читают и поэтому совсем не догадываются, что Отечество в опасности, что все силы и средства брошены на борьбу с пандемией и с гражданами, нарушающими режим. Зверям до всей этой суеты дела нет, они просто хотят есть, ждут внимания и заботы. Поэтому мы искренне рады, что о них, все время сидящих в изоляции, власти вспомнили.

Журналисты, конечно, не звери, хотя у некоторых чиновников мнение иное. Мы стараемся прокормить себя сами, рассчитывая на поддержку читателей, партнеров и рекламодателей. Мы участвуем в конкурсах на различные гранты, и если удаётся их выиграть, то всегда признательны грантодателям, будь то благотворительные фонды, общественные или государственные организации. Мы привыкли выживать в наших суверенных джунглях, понимая, что расслабляться нельзя, если хочешь устоять, и что в любых условиях своё дело делать надо. Мы и делали. Причём не только журнал выпускали, за который не стыдно. Мы ещё умудрялись развивать различные социально-культурные проекты, поддерживая и отдельных деятелей культуры, и русский театр в целом. Проводили регулярные благотворительные вечера, организовывали многолетнюю самую массовую зрительскую премию «Звезда Театрала», создали ежегодный международный фестиваль русскоязычных театров зарубежья «Мир русского театра», и много чего еще...

Выживать всегда было непросто. Но мы не сетовали, понимая, что и коллегам других театральных изданий приходится не легче. Такая «цеховая» журналистика у властей сегодня не в фаворе, и условия её выживания мало кого волнуют. Вся надежда на театральный мир, да на меценатов. Поэтому и таких изданий  раз-два и обчёлся. Это в дореволюционной России выходило в свет около трёхсот театральных газет и журналов, а в советские времена  почти пятьсот.

В России 21-го века театральных изданий  по пальцам пересчитать, они, судя по всему, государству не нужны, ведь они  о культуре, а не о пропаганде. И эти единичные издания выживают, как придётся.


У «Театрала» источников немного  это театральная реклама, да распространение, которое тоже, преимущественно, в театрах. До последних времён мы не без труда, но концы с концами сводили. Но в страну пришёл коронавирус, и власти театры закрыли. По объективным причинам закрыли, как и многое другое. Но в результате этих действий источники наших доходов свелись практически к нулю. Точно так же, как источники доходов миллионов людей из самых разных сфер и отраслей. Мы так же, как и все, получили высочайшее указание отправить сотрудников на бесконечные выходные, выплачивая при этом полную зарплату. И так же выслушали множество угроз за нарушение этих указаний. Должен признать, что я как руководитель при всём желании не могу выполнить эти указания. По абсолютно объективным причинам. Выходные мы себе, как и большинство журналистов страны, не позволили. Выпуск журнала на время карантина приостановили, так как театры закрыты. На удаленку мы ушли. Но работать на нашем сайте teatral-online.ru стали ещё активнее, увеличив в несколько раз свою аудиторию.

Мы предложили театрам и зрителям свою площадку для ежедневных встреч, спасая и тех и других от пандемийного отчаяния, от разлуки и уныния. Мы организовали «вечера с «Театралом»  ежедневные онлайн-трансляции премьер и лучших спектаклей, стали формировать ежедневную афишу онлайн-показов театров России и мира, музейных экскурсий, литературных чтений, мастер-классов и даже утренних зарядок. Мы запустили акцию #поддерживрачей, привлекая к участию в ней деятелей культуры и искусства. Мы открыли рубрику «Артсовет», в которой известные актеры рассказывают зрителям, сидящим на самоизоляции, о том, как не сойти с ума в четырёх стенах... И мы объявили специальную номинацию в Премии «Звезда Театрала»  «За лучший АртОтвет пандемии», размещая на сайте разнообразные творческие онлайн-активности актеров и режиссеров и давая возможность зрителям оценивать их и номинировать на премию. Одним словом, жизнь на сайте бурлит, даря аудитории глотки позитива в море всеобщего психоза. И коллектив работает сутками, не щадя себя. Но ровно в это же время совершенно неизбежным становится существенное сокращение зарплаты. А в самое ближайшее время - её полное отсутствие. Причина предельно проста  доходов нет.

Власти разогнали всех по домам на гибридный карантин, а поддержать забыли. Не всех забыли. Список «системообразующих» отраслей и предприятий время от времени пополняется. Туда даже букмекерскую контору заботливо включили. Но до театральных, искусствоведческих, культурно-просветительских изданий руки не дошли.

И даже когда, благодаря усилиям Союза журналистов и Минкомсвязи, удалось добиться поддержки ряда СМИ, издательств и медиа-холдингов, театральные издания и другие журналы в этот список не попали. Нам, по сути, вынесли приговор.


Не удалось нам пробиться и в список предприятий малого и среднего бизнеса, которым власти тоже пообещали поддержку. Налоги, как малый бизнес, мы который год исправно платим, а в список не годимся. «Не проходите по профилю», ответили нам на «горячей линии» Московского правительства. И посоветовали взять зарплатный кредит в каком-нибудь банке. Совет замечательный. Такой же, как и обещание властей отсрочить налоговые платежи на шесть месяцев. При этом никто не объясняет, из каких средств потом гасить и такой кредит, и такие отсрочки.

Глава СПЧ Валерий Фадеев, обращаясь письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину, написал: «В издержках СМИ большую долю составляет заработная плата. Именно выплата зарплат стала трудноразрешимой задачей для огромного числа редакций. И именно здесь сейчас можно снизить нагрузку. Это забота не о бизнесе, а о сотрудниках СМИ. В ситуации вынужденной экономии десятки тысяч профессионалов могут остаться без работы, а общество  без надлежащего, взвешенного и объективного информирования о ситуации в нашей стране и во всем мире. Мы не должны этого допустить». Слова более чем справедливые. Но услышит ли этот призыв глава правительства  большой вопрос. К нему теперь с подобными призывами обращаются из всех сфер и отраслей. И у власти есть счастливая возможность выбора  кого казнить, а кого миловать. Крупные медиа-холдинги и особо приближенные издания помиловали. И мы за них искренне рады. А у независимой прессы, региональной, тематической, театральной  удавка на шее затягивается. И шансов выжить становится все меньше. Но это, похоже, мало кого волнует.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Церемонию вручения «Ники» перенесли на 2021 год

    Организаторы премии «Ника» из-за пандемии приняли решение перенести церемонию награждения на весну 2021 года. На торжественном вручении наград отметят сразу лауреатов за 2019 и 2020 годы.   «Мы должны были в конце марта 2020 года вручить «Нику» за 2019 год, но из-за пандемии перенесли церемонию на 24 октября. ...
  • Константин Райкин обратился к зрителям

    «Театрал» начинает публикацию видеороликов с хештегом #ТеатрБезОпасности, посвящённых работе театров в условиях пандемии. Публикуем видеообращение художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина о необходимых мерах предосторожности. ...
  • Театр Комедии им. Акимова покажет благотворительный спектакль врачам скорой

    6 октября театр Комедии им. Акимова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга проводит для работников скорой медицинской помощи города благотворительный спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше».   В честь празднования Международного дня врача Театр Комедии им. ...
  • Михаил Ефремов подал жалобу на свой приговор

    Михаил Ефремов лично подал жалобу на обвинительный приговор по делу о ДТП в центре Москвы, согласно которому ему назначено наказание в виде 8 лет колонии общего режима. «В адрес суда поступили апелляционные жалобы Ефремова М. ...
Читайте также