Последствия пандемии могут положить театр на лопатки

Тетральные критики подводят итоги сезона

 

По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Неудачи; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Павлу Рудневу. 

Удачи сезона

В московском сезоне лидировали два спектакля. В «Сказке про последнего ангела» (Театр наций) Андрей Могучий показал путь благостного опрощения формы и содержания своего искусства. Новый спектакль интеллектуала и постмодерниста оказался приключенческой эпопеей с погонями и выстрелами, воспевающий любовь как чистое рыцарское чувство, на которое сегодня способен только маргинал и аутсайдер. В спектакле Кирилла Вытоптова и Саши Денисовой «Слово о полку Игореве» в Театре на Малой Бронной исследуется, как древнерусское мифологическое сознание живет в современном человеке, и это путешествие в архаику оказалось новой формой развития жанра вербатим.

В петербургской афише запомнился дерзкий эксперимент с пьесой Витрака «Дети у власти», которую осуществил Николай Рощин в Александринском театре. Старинная авангардистская пьеса зазвучала сегодняшним голосом и превратилась в рассуждение о том, что невозможно быть в современном мире невиновным. Те же темы из большого академического театра перебираются в маленький, в цитадель питерского радикализма, в театр «Особняк». В моноспектакле Дмитрия Поднозова «Lёд» (режиссер Алексей Образцов) речь идет о будущей переплавке человечества, зашедшего в тупик.

Провинциальная жизнь, как обычно, не менее насыщена. Андрей Прикотенко в новосибирском «Старом доме» выпустил сочинительский спектакль по «Идиоту», где с изумительными артистами (труппа «Старого дома» сегодня – едва ли не лучшая в стране) пересказал роман Достоевского своими словами и приблизил события к современности. Князь Мышкин теперь ровесник новой России и беспомощный интеллигент, которого судят за убийство, которого он не совершал. Красота снова не спасла мир, хотя князь по-прежнему пытается его лечить. Два очень крупных спектакля вышли в Улан-Удэ. Сергей Левицкий в Русской драме поставил замятинское «Наводнение» в интерьерах стилизованной современным нуворишем дворянской усадьбы и поразмышлял на темы насилия и колонизации как, увы, неистребимой мономании человека. Артем Устинов в Бурятской драме интересной манерой взял эпос «Аламжи», предъявив рождение национального героя как сюжет из столярной и слесарной мастерской в красках революционного авангарда. Уйдя от оперного величия и угрожающего пафоса, режиссер породил новый театральный язык в национальном театре.

Неудачи сезона

Мы пока не способны оценить реальные масштабы влияния изоляции на театральную жизнь страны, но абсолютно ясно, что они будут катастрофическими, убийственными. Потери спектаклей, целых театров не сравнятся с главной проблемой – потерей зрителя, страхами аудитории, а также потерей платежеспособности населения, обнищанием театрального зрителя. Российский театр так мощно и плотно развивался последние годы, что эта катастрофа может положить его на лопатки. Сильнее всего достанется самой уязвимой части театрального ландшафта – частным театрам. В конце десятых годов уже начинало казаться, что в провинции люди научились не только открывать и содержать частные театры, но даже и немного зарабатывать ими на хлеб. Эпидемия коронавируса, боюсь, уничтожит это замечательное движение, которое так нужно нашей театральной кровеносной системе, которое составляло полезную конкуренцию госучреждениям. С другой стороны, абсолютно ясно, что появление интересной онлайн-театральной жизни стало прерогативой именно частников, они быстро перехватили инициативу у гостеатров, которые жили эти месяцы, в основном, перетряхиванием своих архивов.

Тенденция сезона

Конечно, укрепление позиций виртуального театра. Абсолютно ясно, что он останется и после пандемии – появилась особая категория Zoom-зрителей, и она никуда не денется. Людям интересно и удобно смотреть спектакли, не покидая собственных жилищ, и многие продюсеры этим воспользуются. Стоит говорить о появлении нового жанра. И совершенно не проблема, что большинство онлайн-спектаклей никуда не годятся, являются просто мусором. Это так. Но это та же ситуация, как с катастрофами самолетов: чем больше самолеты падают, тем более безопасными становятся последующие полеты. Виртуальная сценическая жизнь прощупывает новые границы театра, расширяет их и – самое важное – позволяет осуществить те замыслы, которые невозможны по разным причинам на физически существующих подмостках. Виртуальный театр может решить самые неразрешимые проблемы современной сцены.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр Антона Чехова объявил о закрытии

    Независимый Театр Антона Чехова в Москве вынужден прекратить свою деятельность, так как из-за ковид-ограничений по заполняемости зала на 25% не может выйти на самоокупаемость и погасить долги, сообщает ТАСС.  «Мы отметили 30 лет своего существования, и, видимо, на этом наше дело заканчивается. ...
  • Дмитрий Быков сыграет в спектакле у Дмитрия Крымова

    В декабрьских показах спектакля «Борис», которые состоятся на Винзаводе, писатель Дмитрий Быков сыграет одну из главных ролей.   «В мае 2019 года Дмитрий Крымов и Дмитрий Быков вели «Прямую речь» о Борисе Годунове и его тайне, –  рассказали «Театралу» в пресс-службе продюсера Леонида Робермана . ...
  • На должность гендиректора Пермской оперы претендует Алла Платонова

    Директор по развитию Пермской оперы Алла Платонова заявила в эфире «Эха Перми», что намерена возглавить театр и сменить Андрея Борисова, который с 16 ноября перешел на должность гендиректора Музыкального театра им. ...
  • Теодор Курентзис представит новый проект «Fragments»

    Сегодня, 4 декабря в11:00 на YouTube-канале Теодора Курентзиса и musicAeterna состоится онлайн-премьера проекта «Fragments» («Фрагменты») – серии аудио- и видеозаписей, сделанных совместно с Sony Classical в период локдауна в Доме радио. ...
Читайте также