«Театры теперь будут приезжать в другие города уже к своей публике»

Гендиректор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова рассказала об интернет-проекте «Большие гастроли-онлайн»

 

Первый виртуальный гастрольный проект «Большие гастроли-онлайн» завершил свой первый сезон. За период с 26 марта по 12 июля было показано 109 спектаклей 79 театров 47 регионов страны. Зрительский охват составил 25 083 287 просмотров. Генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена БУЛУКОВА в интервью журналу «Театрал» рассказала об итогах первого этапа программы «Большие гастроли-онлайн» и поделилась планами на будущее.
 
- Елена Николаевна, «Большие гастроли» вышли в онлайн-пространство, кажется, одни из первых?
- Проект “Большие гастроли-онлайн” стартовал 26 марта 2020 года, и хочу сказать без ложной скромности, что мы одни из первых вышли в регулярный, ежедневный онлайн-формат. Такая оперативность связана с тем, что мы в Центре уже обсуждали возможности качественных съемок спектаклей и размещения их. 12 марта гастрольная деятельность вынуждена была прекратиться. В это время у нас гастролировал Ведогонь-театр в Пермском крае, и вышел как раз региональный указ, запрещающий проведение массовых мероприятий. Мы вынуждены были экстренно сворачивать гастроли и возвращать театр обратно. Вот с этого момента стало понятно, что ограничения коснутся и других регионов.
 
Буквально со следующего дня мы стали связываться с театрами на предмет предоставления видеозаписей, сразу начали обзванивать крупные медиа-платформы, которые, надо сказать, охотно приняли наше интернет-предложение.
 
Мы запустились, действительно, с колес — составляли программу вещания и афишу на ходу, без предварительной подготовки, без изучения аудитории, которая будет смотреть эти спектакли. И вот за этот период, с 26 марта, с первого дня трансляции по сегодняшний день, мы показали 109 спектаклей, приняли участие79 театров, и аудитория у нас составила, если судить по просмотрам, более 25 миллионов интернет-зрителей.  Если быть точными, то охват аудитории составил 25 083 287 просмотров. Это очень внушительные цифры. Это первый этап, который включал ежедневные трансляции, а в некоторые дни мы показывали даже по два спектакля.
 


«Мойры Петроградского района». Московский областной театр кукол

- А в чем заключается особенность второго этапа?
- С 12 июля мы переходим в формат еженедельных режимов стриминг-вещания, поскольку надеемся, что снятие ограничений коснется не только Москвы, которая с 1 августа хоть и выходит на 50-процентную загрузку, но все-таки имеет возможность играть, но и регионов тоже.
 
Театры, принявшие участие в нашей онлайн-программе, в своих письмах благодарят нас за моральную поддержку, которую они получили в столь непростое время. Мне кажется, самой большой моральной поддержкой театрам было то, что мы в первые же дни режима самоизоляции обратились к ним, предложив им новый формат сотрудничества, возможность показать свои работы всей стране. Особое внимание мы уделили региональным театрам, они занимают более 80-ти процентов всей нашей программы.
 
 
«Бунин.Рассказы». Челябинский молодежный театр

- Кроме показов спектаклей, что еще входило в программу «Больших гастролей-онлайн»?
- С первых дней мы организовали онлайн-встречи с представителями театров. Перед спектаклями транслировались видео, в которых к зрителям и коллегам по цеху обращались со словами поддержки директора и режиссеры театров-участников, а также звезды российской сцены: Алла Демидова, Вера Васильева, Евгения Симонова, Светлана Немоляева. Также поддержку театралам и коллегам выразили деятели театрального искусства: Дмитрий Бертман, Юрий Бутусов, Евгений Князев, Евгений Писарев, Константин Райкин, Виктор Рыжаков...
 
Кроме того, Федеральным центром были профинансированы все прямые эфиры. В первую неделю снятия основных ограничений мы организовали видеосъемку для прямого включения спектаклей, которые игрались в пока еще пустом зале без участия зрителей и записывались специально для программы «Большие гастроли-онлайн».
 
Что еще немаловажно, то что за это время прошла своеобразная реклама многих региональных театров для широкой публики. Судя по откликам, было немало открытий.
 
«Карлик-Нос». Пермский академический Театр-Театр

Мы получаем комментарии, в которых люди пишут, что теперь с нетерпением ждут приезда нового для себя театра в свой город, чтобы сходить на их спектакли «вживую». Это здорово! Театры теперь будут приезжать в новые, другие города, но уже к своей, познакомившейся с ними в онлайне и ждущей их публике!
 
Что хотелось бы еще отметить — проект наш охватил максимальное количество зрителей и самую разную аудиторию от 0 до 18+. Мы запустили стриминг-вещание в формате Live — спектакли в прямом эфире всех видов интернет-коммуникаций: соцсети Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук, канал You-Tube, на сайте БольшиеГастроли.РФ и более 20 интернет-каналах федеральных СМ.
 
Первые же эфиры показали, что мы действительно на верном пути. Например, показ Хабаровского театра драмы, трансляция которого 29 марта на одном только канале в Одноклассниках собрала более 224 тысяч зрителей. По-моему, это очень впечатляет, тем более это внушительный показатель для региональных театров, в которых не всегда большие залы.
 
А у нас интернет-зале «Больших гастролей-онлайн» все театры равны: и тысячный зал и площадка на 50 мест.
 
- Какие театры пользовались у вашей аудитории самым большим спросом?
- В тройку лидеров по количеству просмотров, наряду с такими театрами как Малый театр и Еt Сеtеra вошел Московский Областной Государственный Театр Кукол. Трансляция собрала 10 000 залов за один показ! Благодаря одному онлайн-показу полмиллиона зрителей одновременно смогли посетить театр, у которого зал рассчитан всего на 50 мест! Таков итог прямой трансляции спектакля «Можно попросить Нину?»
 
«Синяя птица». Московский детский музыкальный театр им. Сац

- Пишут ли зрители отклики на ваши трансляции?
- С самого начала программы наладилась хорошая обратная связь с аудиторией. Мы собираем отзывы и регулярно публикуем их в соцсетях и на сайте БольшиеГастроли.РФ в разделе «Эксклюзив».  Конечно же, отклики нам порой приходится читать очень противоречивые. Один и тот же спектакль кому-то очень сильно нравится, а кто-то его очень сильно критикует, впечатления совершенно разные у всех. Мы за разнообразие, за возможность выбора.
 
По инициативе Федерального Центра поддержки гастрольной деятельности мы из внебюджетных, собственных заработанных средств финансируем конкурс театральных рецензий.
 
Поскольку этот конкурс возник самым естественным образом — мы увидели, какой огромный интерес и обсуждение вызывают спектакли. Некоторые отзывы на сайте были настолько интересными, что выглядели как готовые рецензии. Поэтому с 20 апреля мы объявили на базе программы «Большие гастроли-онлайн» конкурс театральных рецензий. Для этого нужно посмотреть любой спектакль из проекта «Большие гастроли-онлайн» или взять наши спектакли, которые уже видели в офлайн-формате, и написать текст, можно даже на своей странице в соцсети.
 
На первом этапе у нас поступило 89 заявок от 79 участников из более трех десятков городов России.  Наше жюри возглавляет ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Мы разыгрываем денежные призы. Конкурс в трех этапах продлится до 20 декабря. Один из самых важных и интересных стимулов для начинающих журналистов - это возможность пройти стажировку в журнале «Театрал». Это вызывало дополнительный интерес и придало дополнительный стимул в кругах молодых журналистов.
 
Что еще интересно, среди участников, среди тех, кто нас смотрит и кто нам пишет, самая разнообразная аудитория - ученые, филологи, журналисты, экономисты, то есть люди самых разных профессий и специалисты в разных областях знаний. Это радует, потому что мы понимаем, что проект этот интересен всем слоям населения и всем регионам. Только из Оренбургского государственного института искусств им. Ростроповичей в конкурсе участвуют 10 молодых критиков. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга также активны Свердловская, Астраханская, Архангельская, Челябинская, Тверская и Калининградская области, Республики Башкортостан и Татарстан.
 


«Тайм-аут». Тверской ТЮЗ

- Планируете ли вы после отмены ограничений продолжить проведение онлайн-трансляций?
- Учитывая такой успех проекта, нам, конечно, хотелось бы сохранить эту сложившуюся аудиторию и продолжить гастроли-онлайн. В ближайших планах второй этап трансляций по выходным дням. В августе вниманию публики будут представлены новые театры-участники.
 
И мы конечно же рассчитываем продолжить этот формат наряду с офлайном, когда ограничения закончатся и мы сможем полноценно ездить на полноформатные гастроли в регионы. Поэтому мы совершенно согласны с теми, кто выступает за качественную видеосъемку и за включение профессиональных записей в часть госзадания.
 
Мне бы очень хотелось, чтобы руководители театров и региональных министерств культуры задумались о том, чтобы выделить средства на профессиональные записи спектаклей.
 
Благодаря проекту «Большие гастроли-онлайн», мне кажется, мы значительно расширили аудиторию, познакомили регионы с новыми именами, новыми спектаклями, и я очень надеюсь, что зрители, которые увидели и открыли для себя новые театры, будут с нетерпением ждать их на гастроли-офлайн. Тем более, что все запланированные гастроли не отменялись - они были перенесены нами на осень! Мы так же, как и все надеемся, что скоро все вернется на круги своя, и у театров будет возможность выехать и вывезти спектакли на гастроли.
 
Но несмотря на это еженедельный формат онлайн-вещаний очень хотелось бы продолжить, чтобы сохранить уже сложившуюся аудиторию, которая привыкла в определенное время смотреть спектакли.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Наумова: «Мы с мамой — подруги»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Нарисованный театр Рузанны Мовсесян

    Когда театр не может пригласить вас к себе, он неожиданно является к вам в виде книги. Это буквально на наших глазах придумывает и талантливо воплощает режиссер Рузанна Мовсесян. И, конечно, это наш Пушкин и, конечно, это наш «Евгений Онегин», но довольно необычный – «Роман в стишках и в картинках». ...
  • Владимир Войнович: «У нас в семье не отмечались праздники»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Анатолий Белый: «Мы пройдем через еще один глобальный кризис»

    Почему свобода в нашей стране не становится «национальным культом», как в Швеции, что потерял первый нобелевский лауреат Бунин в 1920-м и о каких «потерях» надо говорить в путинскую эпоху, о «театральном деле» и запасах внутренней независимости – актер МХТ им. ...
Читайте также