«Театры теперь будут приезжать в другие города уже к своей публике»

Гендиректор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена Булукова рассказала об интернет-проекте «Большие гастроли-онлайн»

 
Первый виртуальный гастрольный проект «Большие гастроли-онлайн» завершил свой первый сезон. За период с 26 марта по 12 июля было показано 109 спектаклей 79 театров 47 регионов страны. Зрительский охват составил 25 083 287 просмотров. Генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Елена БУЛУКОВА в интервью журналу «Театрал» рассказала об итогах первого этапа программы «Большие гастроли-онлайн» и поделилась планами на будущее.
 
- Елена Николаевна, «Большие гастроли» вышли в онлайн-пространство, кажется, одни из первых?
- Проект “Большие гастроли-онлайн” стартовал 26 марта 2020 года, и хочу сказать без ложной скромности, что мы одни из первых вышли в регулярный, ежедневный онлайн-формат. Такая оперативность связана с тем, что мы в Центре уже обсуждали возможности качественных съемок спектаклей и размещения их. 12 марта гастрольная деятельность вынуждена была прекратиться. В это время у нас гастролировал Ведогонь-театр в Пермском крае, и вышел как раз региональный указ, запрещающий проведение массовых мероприятий. Мы вынуждены были экстренно сворачивать гастроли и возвращать театр обратно. Вот с этого момента стало понятно, что ограничения коснутся и других регионов.
 
Буквально со следующего дня мы стали связываться с театрами на предмет предоставления видеозаписей, сразу начали обзванивать крупные медиа-платформы, которые, надо сказать, охотно приняли наше интернет-предложение.
 
Мы запустились, действительно, с колес — составляли программу вещания и афишу на ходу, без предварительной подготовки, без изучения аудитории, которая будет смотреть эти спектакли. И вот за этот период, с 26 марта, с первого дня трансляции по сегодняшний день, мы показали 109 спектаклей, приняли участие79 театров, и аудитория у нас составила, если судить по просмотрам, более 25 миллионов интернет-зрителей.  Если быть точными, то охват аудитории составил 25 083 287 просмотров. Это очень внушительные цифры. Это первый этап, который включал ежедневные трансляции, а в некоторые дни мы показывали даже по два спектакля.
 


«Мойры Петроградского района». Московский областной театр кукол

- А в чем заключается особенность второго этапа?
- С 12 июля мы переходим в формат еженедельных режимов стриминг-вещания, поскольку надеемся, что снятие ограничений коснется не только Москвы, которая с 1 августа хоть и выходит на 50-процентную загрузку, но все-таки имеет возможность играть, но и регионов тоже.
 
Театры, принявшие участие в нашей онлайн-программе, в своих письмах благодарят нас за моральную поддержку, которую они получили в столь непростое время. Мне кажется, самой большой моральной поддержкой театрам было то, что мы в первые же дни режима самоизоляции обратились к ним, предложив им новый формат сотрудничества, возможность показать свои работы всей стране. Особое внимание мы уделили региональным театрам, они занимают более 80-ти процентов всей нашей программы.
 
 
«Бунин.Рассказы». Челябинский молодежный театр

- Кроме показов спектаклей, что еще входило в программу «Больших гастролей-онлайн»?
- С первых дней мы организовали онлайн-встречи с представителями театров. Перед спектаклями транслировались видео, в которых к зрителям и коллегам по цеху обращались со словами поддержки директора и режиссеры театров-участников, а также звезды российской сцены: Алла Демидова, Вера Васильева, Евгения Симонова, Светлана Немоляева. Также поддержку театралам и коллегам выразили деятели театрального искусства: Дмитрий Бертман, Юрий Бутусов, Евгений Князев, Евгений Писарев, Константин Райкин, Виктор Рыжаков...
 
Кроме того, Федеральным центром были профинансированы все прямые эфиры. В первую неделю снятия основных ограничений мы организовали видеосъемку для прямого включения спектаклей, которые игрались в пока еще пустом зале без участия зрителей и записывались специально для программы «Большие гастроли-онлайн».
 
Что еще немаловажно, то что за это время прошла своеобразная реклама многих региональных театров для широкой публики. Судя по откликам, было немало открытий.
 
«Карлик-Нос». Пермский академический Театр-Театр

Мы получаем комментарии, в которых люди пишут, что теперь с нетерпением ждут приезда нового для себя театра в свой город, чтобы сходить на их спектакли «вживую». Это здорово! Театры теперь будут приезжать в новые, другие города, но уже к своей, познакомившейся с ними в онлайне и ждущей их публике!
 
Что хотелось бы еще отметить — проект наш охватил максимальное количество зрителей и самую разную аудиторию от 0 до 18+. Мы запустили стриминг-вещание в формате Live — спектакли в прямом эфире всех видов интернет-коммуникаций: соцсети Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук, канал You-Tube, на сайте БольшиеГастроли.РФ и более 20 интернет-каналах федеральных СМ.
 
Первые же эфиры показали, что мы действительно на верном пути. Например, показ Хабаровского театра драмы, трансляция которого 29 марта на одном только канале в Одноклассниках собрала более 224 тысяч зрителей. По-моему, это очень впечатляет, тем более это внушительный показатель для региональных театров, в которых не всегда большие залы.
 
А у нас интернет-зале «Больших гастролей-онлайн» все театры равны: и тысячный зал и площадка на 50 мест.
 
- Какие театры пользовались у вашей аудитории самым большим спросом?
- В тройку лидеров по количеству просмотров, наряду с такими театрами как Малый театр и Еt Сеtеra вошел Московский Областной Государственный Театр Кукол. Трансляция собрала 10 000 залов за один показ! Благодаря одному онлайн-показу полмиллиона зрителей одновременно смогли посетить театр, у которого зал рассчитан всего на 50 мест! Таков итог прямой трансляции спектакля «Можно попросить Нину?»
 
«Синяя птица». Московский детский музыкальный театр им. Сац

- Пишут ли зрители отклики на ваши трансляции?
- С самого начала программы наладилась хорошая обратная связь с аудиторией. Мы собираем отзывы и регулярно публикуем их в соцсетях и на сайте БольшиеГастроли.РФ в разделе «Эксклюзив».  Конечно же, отклики нам порой приходится читать очень противоречивые. Один и тот же спектакль кому-то очень сильно нравится, а кто-то его очень сильно критикует, впечатления совершенно разные у всех. Мы за разнообразие, за возможность выбора.
 
По инициативе Федерального Центра поддержки гастрольной деятельности мы из внебюджетных, собственных заработанных средств финансируем конкурс театральных рецензий.
 
Поскольку этот конкурс возник самым естественным образом — мы увидели, какой огромный интерес и обсуждение вызывают спектакли. Некоторые отзывы на сайте были настолько интересными, что выглядели как готовые рецензии. Поэтому с 20 апреля мы объявили на базе программы «Большие гастроли-онлайн» конкурс театральных рецензий. Для этого нужно посмотреть любой спектакль из проекта «Большие гастроли-онлайн» или взять наши спектакли, которые уже видели в офлайн-формате, и написать текст, можно даже на своей странице в соцсети.
 
На первом этапе у нас поступило 89 заявок от 79 участников из более трех десятков городов России.  Наше жюри возглавляет ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Мы разыгрываем денежные призы. Конкурс в трех этапах продлится до 20 декабря. Один из самых важных и интересных стимулов для начинающих журналистов - это возможность пройти стажировку в журнале «Театрал». Это вызывало дополнительный интерес и придало дополнительный стимул в кругах молодых журналистов.
 
Что еще интересно, среди участников, среди тех, кто нас смотрит и кто нам пишет, самая разнообразная аудитория - ученые, филологи, журналисты, экономисты, то есть люди самых разных профессий и специалисты в разных областях знаний. Это радует, потому что мы понимаем, что проект этот интересен всем слоям населения и всем регионам. Только из Оренбургского государственного института искусств им. Ростроповичей в конкурсе участвуют 10 молодых критиков. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга также активны Свердловская, Астраханская, Архангельская, Челябинская, Тверская и Калининградская области, Республики Башкортостан и Татарстан.
 


«Тайм-аут». Тверской ТЮЗ

- Планируете ли вы после отмены ограничений продолжить проведение онлайн-трансляций?
- Учитывая такой успех проекта, нам, конечно, хотелось бы сохранить эту сложившуюся аудиторию и продолжить гастроли-онлайн. В ближайших планах второй этап трансляций по выходным дням. В августе вниманию публики будут представлены новые театры-участники.
 
И мы конечно же рассчитываем продолжить этот формат наряду с офлайном, когда ограничения закончатся и мы сможем полноценно ездить на полноформатные гастроли в регионы. Поэтому мы совершенно согласны с теми, кто выступает за качественную видеосъемку и за включение профессиональных записей в часть госзадания.
 
Мне бы очень хотелось, чтобы руководители театров и региональных министерств культуры задумались о том, чтобы выделить средства на профессиональные записи спектаклей.
 
Благодаря проекту «Большие гастроли-онлайн», мне кажется, мы значительно расширили аудиторию, познакомили регионы с новыми именами, новыми спектаклями, и я очень надеюсь, что зрители, которые увидели и открыли для себя новые театры, будут с нетерпением ждать их на гастроли-офлайн. Тем более, что все запланированные гастроли не отменялись - они были перенесены нами на осень! Мы так же, как и все надеемся, что скоро все вернется на круги своя, и у театров будет возможность выехать и вывезти спектакли на гастроли.
 
Но несмотря на это еженедельный формат онлайн-вещаний очень хотелось бы продолжить, чтобы сохранить уже сложившуюся аудиторию, которая привыкла в определенное время смотреть спектакли.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Кустурица снимет три фильма по Гоголю

    Эмир Кустурица планирует снять три фильма по произведениям Гоголя, об этом режиссер рассказал «Известиям». Кустурица назвал творчество Гоголя «самым мощным примером реалистичной литературы». Он считает необходимым создать три фильма, так как они оставят более сильное впечатление, чем одна картина. ...
  • В Мариинке состоится премьера симфонии «Слава Отчизне»

    6 февраля в концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера Симфонии № 4 «Слава Отчизне» Гавриила Попова.   Как рассказали в Мариинском театре, в отличие от трех предшествующих симфоний ленинградского композитора Гавриила Попова, четвертая написана для смешанного хора и солистов без участия оркестра. ...
  • В Москве открывают выставку к 100-летию Гайдая

    Российская государственная библиотека со 2 по 13 февраля проведет выставку к столетию кинорежиссера и сценариста Леонида Гайдая.   Экспозиция расскажет о творческой деятельности Леонида Гайдая с момента выхода его дебютного фильма «Долгий путь» (1956) и до премьеры фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). ...
  • К 125-летию МХТ учредили премию

    В Москве прошло заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 125-летия основания Московского Художественно-Общедоступного театра. В план празднования вошли свыше 50 мероприятий. МХТ учредил премию Московского Художественного театра, которая будет вручаться ежегодно. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
Читайте также