В чьих руках судьба?

«Театрал» публикует рецензии победителей конкурса, проходящего в рамках программы «Большие гастроли»

 

Рецензия на спектакль «Мойры Петроградского района» Московского областного государственного театра кукол. Автор - Наталья Панишева (г. Киров, Вятский государственный гуманитарный университет, филолог, кандидат филологических наук), победитель I-го этапа Всероссийского конкурса театральных рецензий, проходящего в рамках Федеральной программы «Большие гастроли» (20 апреля – 30 июня 2020 года). Лауреат награждается стажировкой и правом публикации конкурсной рецензии в журнале «Театрал».
 
Премьера спектакля Александры Ловянниковой по пьесе Константина Федорова «Мойры Петроградского района» состоялась в Московском областном государственном театре кукол в феврале 2018 года. 24 апреля 2020 года спектакль был показан в рамках проекта «Большие гастроли on-line».

В Петроградском районе, в неприметном старинном особнячке живут три пожилые сестры. С виду это обыкновенные старушки, выходящие в продуктовый магазин с саночками и подкармливающие живущую у дома белку. Но на самом деле старые сестры — не кто иные, как мойры, заброшенные в город давно, еще до войны. Вот уже почти век живут они на Каменном острове, прядут нити судьбы, а когда приходит время — обрезают ту или иную истончившуюся нить волшебными ножницами. Но однажды, возвращаясь из магазина, сестра Атропа поскользнулась на обледеневшем Каменноостровском мосту и выронила свои ножницы, а их подобрал неизвестный прохожий. Так и началась история.
 
Пьесу «Мойры Петроградского района» драматург Константин Федоров написал для лаборатории в Московском областном государственном театре кукол. На первый взгляд, история про мойр, прядущих нити судьбы, в кукольном театре требует воплощения с помощью кукол-марионеток. Однако режиссер и художник Александра Ловянникова решила иначе, выбрав перчаточных кукол. Правда, не совсем привычных, а как бы перевернутых: голова куклы крепится на запястье артиста, а ногами куклы служат его пальцы.
 
Конечно, у каждого персонажа свой характер и виден он в первую очередь по тому, какую перчатку для него выбрали. Старушки Мойры наряжены в уютные вязаные перчатки с несложным узором. Цвет их одежд разный, но в простых рисунках есть что-то общее, перекликающееся, а как же иначе, ведь мойры — сестры. Бизнесмен Вадим — щегольская замшевая перчатка. Его девушка Лера — белоручка и модница - непрактичная, но красивая ажурная белая перчатка. Бездомный Сергей Аркадьевич, приблудившаяся к нему бродячая собака и мальчик Вова, живущий в детском доме, в серых одеждах, но если приглядеться — все в разных. Пес — кудлатая шерстяная перчатка, Сергей Аркадьевич — нитяная и порядком поношенная, а Вовина перчатка новенькая и связана из серого меланжа – как и сам мальчик, она неприметная, но совсем непростая.
 
Истории всех героев очень разные: они как острова Петроградского района – существуют обособленно. Да и что может быть общего между бизнесменом Вадимом и воспитанником детского дома? Поначалу истории персонажей спектакля кажутся отдельными новеллами, не соприкасающимися друг с другом элементами калейдоскопа городской жизни. Но пока мойры искали ножницы, в их дом пробралась наглая белка. В поисках еды она перепутала нитки, и персонажи вопреки всему внезапно встречаются, знакомятся – и их жизни начинают меняться.
 
Но какими разными бы ни были герои - над каждым из них занесены зловещие ножницы судьбы. Волшебный предмет случайно попал в руки злодея-парикмахера. В отличие от уютных вязаных мойр он — черная кожаная перчатка, холодная и мрачная. Этот герой одновременно ассоциируется с демоническим Суини Тоддом (с ним его роднит не только маниакальность, но и профессия) и гестаповцем. Черная перчатка напоминает черную форму эсэсовцев, да и идеи мрачного парикмахера — о том, что жить должны только «правильные» люди, а всех несчастных или некрасивых требуется поскорее истребить - близки к фашистским. Парикмахер отрезает нити судьбы тех, кто, по его мнению, жить не должен — одной из его жертв становится одинокий Сергей Аркадьевич. Тянущаяся из поношенной перчатки нить обрезана, и старую оболочку ничто больше не связывает с душой. Рука артиста выскальзывает из перчатки, какое-то время движется по планшету легкой походкой бестелесного существа, а затем взлетает вверх, оставляя опустевшую мертвую куклу лежать перед понурившимися мойрами.
 
Спектакль «Мойры Петроградского района» — настоящая святочная история, пронизанная непередаваемой атмосферой зимнего Петербурга — фантастического, таинственного города, хранящего так много воспоминаний и легенд, чудес и надежд. Как и положено святочной истории, здесь есть и чудо, и мораль и, конечно, счастливый конец. Можно порадоваться за мальчика Вову — ведь, возможно, его наконец усыновят, за бизнесмена Вадима, которому подарили вторую жизнь, и за старушек-мойр, наконец-то ушедших на пенсию и наслаждающихся солнцем на греческом побережье. Порадоваться и подумать — а в чьих руках теперь наша судьба?

Об авторе
Родилась в городе Кирове 1987 году, окончила филологический факультет Вятский государственный гуманитарный университет, кандидат филологических наук.

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Церемонию вручения «Ники» перенесли на 2021 год

    Организаторы премии «Ника» из-за пандемии приняли решение перенести церемонию награждения на весну 2021 года. На торжественном вручении наград отметят сразу лауреатов за 2019 и 2020 годы.   «Мы должны были в конце марта 2020 года вручить «Нику» за 2019 год, но из-за пандемии перенесли церемонию на 24 октября. ...
  • Константин Райкин обратился к зрителям

    «Театрал» начинает публикацию видеороликов с хештегом #ТеатрБезОпасности, посвящённых работе театров в условиях пандемии. Публикуем видеообращение художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина о необходимых мерах предосторожности. ...
  • Театр Комедии им. Акимова покажет благотворительный спектакль врачам скорой

    6 октября театр Комедии им. Акимова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга проводит для работников скорой медицинской помощи города благотворительный спектакль «Правда – хорошо, а счастье лучше».   В честь празднования Международного дня врача Театр Комедии им. ...
  • Михаил Ефремов подал жалобу на свой приговор

    Михаил Ефремов лично подал жалобу на обвинительный приговор по делу о ДТП в центре Москвы, согласно которому ему назначено наказание в виде 8 лет колонии общего режима. «В адрес суда поступили апелляционные жалобы Ефремова М. ...
Читайте также