Первый онлайн-фестиваль журнала «Театрал» «Цифровой театр» продолжает знакомить читателей с авторами digital-проектов, создающими новый театральный язык и новую стилистику. Сегодня наш собеседник – режиссёр спектакля «Двери открываются Вовнутрь» Янис Повилайтис.
– Янис, как вы думаете, насколько ситуация с коронавирусом поспособствовала поиску новых онлайн-форматов для театра?
– Я думаю, текущие события очень сильно подтолкнули актеров и режиссёров к выходу в онлайн. Ранее многие часто об этом говорили, размышляли на подобные темы, а когда возникла ситуация с самоизоляцией и прочими ограничениями, те, у кого были идеи, хлынули в цифровую среду. Лично мне было очень интересно наблюдать, насколько быстро происходит процесс адаптации к тому, что стало называться онлайн-спектаклями. Как стремительно этот формат был воспринят и авторами проектов, и театралами. Быть может, говорить о рождении нового театрального языка пока ещё рано, но, думаю, довольно серьёзные попытки этого поиска уже предприняты.
– По каким критериям лично вы судите о появлении нового формата?
– Чаще всего это впечатление возникает на интуитивном уровне, когда мы понимаем, что перед нами на экране не спектакль, то есть не живой театр, а видео, которое уже и не кино, потому что в нем работают другие технические приёмы, у него другой инструментарий воздействия на зрителя. Это нечто новое. Специфический формат, который в ближайшем будущем будет активно развиваться. И со временем эти границы жанров, из которых родится онлайн-театр, станут более четкими и точными. Главный критерий – живое взаимодействие, которое есть в театре между исполнителями и аудиторией. Именно в этом направлении и будет происходить развитие, но сегодня серьезным препятствием остаются технологии, не поспевающие за полетом мысли.
– Как вы считаете, насколько определяющим и важным критерием на сегодняшний день для онлайн-жанра является выбор материала? (Вы выбрали повесть Даниила Хармса «Старуха»)
– Уверен, что выбор материала в данном случае играет существенное значение, так как есть произведения, которые ложатся на онлайн язык, быстрее воспринимаются зрителем. Значение и смыслы таких произведений очень удачно раскрываются на стыке этого нового жанра. Но мне было бы интересно поработать не только со своего рода адаптивным материалом, но и с известной классикой, которая может быть очень любопытно переосмыслена. Новый формат открывает ещё и дополнительные возможности для визуальной структуры, приемы, которые в театре не так явно работают, как мультипликация, анимация, VR (дополненная реальность).
– Вы говорите о новом жанре, как синтезе кино и театрального искусства, какое значение в данном случае имеет хронометраж?
– Думаю, что сериальная структура приучила нас к формату серий по 30-40 минут, а кто хочет смотреть больше, смотрит сразу весь сезон, поэтому мы уже интуитивно решили сделать наш проект 3-х серийным. Мне кажется, что жанр сериала – вообще новый формат романа.
– И он позволяет зрителю в любой момент нажать на паузу?
– Это хороший вопрос. С одной стороны, когда у зрителя появляется эта опция, она превращает театр в видео контент. Но хочется, чтобы зритель смотрел серию непрерывно целиком. Поэтому над этим вопросом ещё предстоит нам всем размышлять. Пока мы только готовим зрителя: просим его погрузиться в атмосферу, близкую к театральной. Мы просим зрителя выключить дома свет и надеть наушники, чтобы, как и в реальном театре, ничего не отвлекало его от просмотра.
– Что вы открыли для себя в процессе работе над своим проектом «Двери открываются Вовнутрь»?
– Основная сложность в работе была в расстоянии участников друг от друга, да и вообще сами условия, обстановка для всех были какой-то новой историей. Трудно и непривычно общаться и видеть друг друга только через окошечко Зума, потому что какие-то вещи на репетициях понятны только на чувственном уровне.
– Когда театры наконец вернутся в оффлайн, будет ли онлайн формат развиваться с такой же скоростью, которую он набрал сегодня, каков ваш прогноз?
– Если мы все вернёмся в оффлайн, понятно, что онлайн спектакли не будут так востребованы. Но те, режиссёры, актёры, я, в частности, кого коронавирус серьезно подвигнул работать в новом направлении, продолжат свои поиски. За период карантина уже очень многие люди заинтересовались онлайн-форматами, почувствовали и поняли его возможности, а ведь они очень объёмные. Можно играть спектакли, где угодно, в любой точке мира, и соединить людей в один проект тоже из любой уголка планеты. Это формат, для которого не существует границ.
– Янис, как вы думаете, насколько ситуация с коронавирусом поспособствовала поиску новых онлайн-форматов для театра?
– Я думаю, текущие события очень сильно подтолкнули актеров и режиссёров к выходу в онлайн. Ранее многие часто об этом говорили, размышляли на подобные темы, а когда возникла ситуация с самоизоляцией и прочими ограничениями, те, у кого были идеи, хлынули в цифровую среду. Лично мне было очень интересно наблюдать, насколько быстро происходит процесс адаптации к тому, что стало называться онлайн-спектаклями. Как стремительно этот формат был воспринят и авторами проектов, и театралами. Быть может, говорить о рождении нового театрального языка пока ещё рано, но, думаю, довольно серьёзные попытки этого поиска уже предприняты.
– По каким критериям лично вы судите о появлении нового формата?
– Чаще всего это впечатление возникает на интуитивном уровне, когда мы понимаем, что перед нами на экране не спектакль, то есть не живой театр, а видео, которое уже и не кино, потому что в нем работают другие технические приёмы, у него другой инструментарий воздействия на зрителя. Это нечто новое. Специфический формат, который в ближайшем будущем будет активно развиваться. И со временем эти границы жанров, из которых родится онлайн-театр, станут более четкими и точными. Главный критерий – живое взаимодействие, которое есть в театре между исполнителями и аудиторией. Именно в этом направлении и будет происходить развитие, но сегодня серьезным препятствием остаются технологии, не поспевающие за полетом мысли.
– Как вы считаете, насколько определяющим и важным критерием на сегодняшний день для онлайн-жанра является выбор материала? (Вы выбрали повесть Даниила Хармса «Старуха»)
– Уверен, что выбор материала в данном случае играет существенное значение, так как есть произведения, которые ложатся на онлайн язык, быстрее воспринимаются зрителем. Значение и смыслы таких произведений очень удачно раскрываются на стыке этого нового жанра. Но мне было бы интересно поработать не только со своего рода адаптивным материалом, но и с известной классикой, которая может быть очень любопытно переосмыслена. Новый формат открывает ещё и дополнительные возможности для визуальной структуры, приемы, которые в театре не так явно работают, как мультипликация, анимация, VR (дополненная реальность).

– Думаю, что сериальная структура приучила нас к формату серий по 30-40 минут, а кто хочет смотреть больше, смотрит сразу весь сезон, поэтому мы уже интуитивно решили сделать наш проект 3-х серийным. Мне кажется, что жанр сериала – вообще новый формат романа.
– И он позволяет зрителю в любой момент нажать на паузу?
– Это хороший вопрос. С одной стороны, когда у зрителя появляется эта опция, она превращает театр в видео контент. Но хочется, чтобы зритель смотрел серию непрерывно целиком. Поэтому над этим вопросом ещё предстоит нам всем размышлять. Пока мы только готовим зрителя: просим его погрузиться в атмосферу, близкую к театральной. Мы просим зрителя выключить дома свет и надеть наушники, чтобы, как и в реальном театре, ничего не отвлекало его от просмотра.
– Что вы открыли для себя в процессе работе над своим проектом «Двери открываются Вовнутрь»?
– Основная сложность в работе была в расстоянии участников друг от друга, да и вообще сами условия, обстановка для всех были какой-то новой историей. Трудно и непривычно общаться и видеть друг друга только через окошечко Зума, потому что какие-то вещи на репетициях понятны только на чувственном уровне.
– Когда театры наконец вернутся в оффлайн, будет ли онлайн формат развиваться с такой же скоростью, которую он набрал сегодня, каков ваш прогноз?
– Если мы все вернёмся в оффлайн, понятно, что онлайн спектакли не будут так востребованы. Но те, режиссёры, актёры, я, в частности, кого коронавирус серьезно подвигнул работать в новом направлении, продолжат свои поиски. За период карантина уже очень многие люди заинтересовались онлайн-форматами, почувствовали и поняли его возможности, а ведь они очень объёмные. Можно играть спектакли, где угодно, в любой точке мира, и соединить людей в один проект тоже из любой уголка планеты. Это формат, для которого не существует границ.