«Цифровой театр». «Формат, для которого не существует границ»

 
Первый онлайн-фестиваль журнала «Театрал» «Цифровой театр» продолжает знакомить читателей с авторами digital-проектов, создающими новый театральный язык и новую стилистику. Сегодня наш собеседник – режиссёр спектакля «Двери открываются Вовнутрь» Янис Повилайтис. 

– Янис, как вы думаете, насколько ситуация с коронавирусом поспособствовала поиску новых онлайн-форматов для театра?

– Я думаю, текущие события очень сильно подтолкнули актеров и режиссёров к выходу в онлайн. Ранее многие часто об этом говорили, размышляли на подобные темы, а когда возникла ситуация с самоизоляцией и прочими ограничениями, те, у кого были идеи, хлынули в цифровую среду. Лично мне было очень интересно наблюдать, насколько быстро происходит процесс адаптации к тому, что стало называться онлайн-спектаклями. Как стремительно этот формат был воспринят и авторами проектов, и театралами. Быть может, говорить о рождении нового театрального языка пока ещё рано, но, думаю, довольно серьёзные попытки этого поиска уже предприняты.

– По каким критериям лично вы судите о появлении нового формата?

– Чаще всего это впечатление возникает на интуитивном уровне, когда мы понимаем, что перед нами на экране не спектакль, то есть не живой театр, а видео, которое уже и не кино, потому что в нем работают другие технические приёмы, у него другой инструментарий воздействия на зрителя. Это нечто новое. Специфический формат, который в ближайшем будущем будет активно развиваться. И со временем эти границы жанров, из которых родится онлайн-театр, станут более четкими и точными. Главный критерий – живое взаимодействие, которое есть в театре между исполнителями и аудиторией. Именно в этом направлении и будет происходить развитие, но сегодня серьезным препятствием остаются технологии, не поспевающие за полетом мысли.

– Как вы считаете, насколько определяющим и важным критерием на сегодняшний день для онлайн-жанра является выбор материала? (Вы выбрали повесть Даниила Хармса «Старуха»)

– Уверен, что выбор материала в данном случае играет существенное значение, так как есть произведения, которые ложатся на онлайн язык, быстрее воспринимаются зрителем. Значение и смыслы таких произведений очень удачно раскрываются на стыке этого нового жанра. Но мне было бы интересно поработать не только со своего рода адаптивным материалом, но и с известной классикой, которая может быть очень любопытно переосмыслена. Новый формат открывает ещё и дополнительные возможности для визуальной структуры, приемы, которые в театре не так явно работают, как мультипликация, анимация, VR (дополненная реальность).

– Вы говорите о новом жанре, как синтезе кино и театрального искусства, какое значение в данном случае имеет хронометраж?

– Думаю, что сериальная структура приучила нас к формату серий по 30-40 минут, а кто хочет смотреть больше, смотрит сразу весь сезон, поэтому мы уже интуитивно решили сделать наш проект 3-х серийным. Мне кажется, что жанр сериала – вообще новый формат романа.

– И он позволяет зрителю в любой момент нажать на паузу?

– Это хороший вопрос. С одной стороны, когда у зрителя появляется эта опция, она превращает театр в видео контент. Но хочется, чтобы зритель смотрел серию непрерывно целиком. Поэтому над этим вопросом ещё предстоит нам всем размышлять. Пока мы только готовим зрителя: просим его погрузиться в атмосферу, близкую к театральной. Мы просим зрителя выключить дома свет и надеть наушники, чтобы, как и в реальном театре, ничего не отвлекало его от просмотра.

– Что вы открыли для себя в процессе работе над своим проектом «Двери открываются Вовнутрь»?

– Основная сложность в работе была в расстоянии участников друг от друга, да и вообще сами условия, обстановка для всех были какой-то новой историей. Трудно и непривычно общаться и видеть друг друга только через окошечко Зума, потому что какие-то вещи на репетициях понятны только на чувственном уровне.

– Когда театры наконец вернутся в оффлайн, будет ли онлайн формат развиваться с такой же скоростью, которую он набрал сегодня, каков ваш прогноз?

– Если мы все вернёмся в оффлайн, понятно, что онлайн спектакли не будут так востребованы. Но те, режиссёры, актёры, я, в частности, кого коронавирус серьезно подвигнул работать в новом направлении, продолжат свои поиски. За период карантина уже очень многие люди заинтересовались онлайн-форматами, почувствовали и поняли его возможности, а ведь они очень объёмные. Можно играть спектакли, где угодно, в любой точке мира, и соединить людей в один проект тоже из любой уголка планеты. Это формат, для которого не существует границ.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Кустурица снимет три фильма по Гоголю

    Эмир Кустурица планирует снять три фильма по произведениям Гоголя, об этом режиссер рассказал «Известиям». Кустурица назвал творчество Гоголя «самым мощным примером реалистичной литературы». Он считает необходимым создать три фильма, так как они оставят более сильное впечатление, чем одна картина. ...
  • В Мариинке состоится премьера симфонии «Слава Отчизне»

    6 февраля в концертном зале Мариинского театра состоится мировая премьера Симфонии № 4 «Слава Отчизне» Гавриила Попова.   Как рассказали в Мариинском театре, в отличие от трех предшествующих симфоний ленинградского композитора Гавриила Попова, четвертая написана для смешанного хора и солистов без участия оркестра. ...
  • В Москве открывают выставку к 100-летию Гайдая

    Российская государственная библиотека со 2 по 13 февраля проведет выставку к столетию кинорежиссера и сценариста Леонида Гайдая.   Экспозиция расскажет о творческой деятельности Леонида Гайдая с момента выхода его дебютного фильма «Долгий путь» (1956) и до премьеры фильма «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). ...
  • К 125-летию МХТ учредили премию

    В Москве прошло заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования 125-летия основания Московского Художественно-Общедоступного театра. В план празднования вошли свыше 50 мероприятий. МХТ учредил премию Московского Художественного театра, которая будет вручаться ежегодно. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • «Анна Каренина» Римаса Туминаса в Тель-Авиве

    25 января в израильском театре «Гешер» Римас Туминас представил премьеру спектакля «Анна Каренина». На одном из первых показов побывала театральный блогер Нина Цукерман, публикуем ее отклик на эту постановку. ...
  • Дмитрий Назаров с супругой уволены из МХТ

    Народный артист РФ Дмитрий Назаров и его супруга актриса Ольга Васильева уволены из МХТ им. Чехова, сообщает «МК» со ссылкой на приказ художественного руководителя театра Константина Хабенского.   Причиной увольнения называют позицию супругов против СВО, которую артисты высказывали публично. ...
  • Иван Панфилов: «У мамы тонкое чувство юмора»

    В 2018 году в преддверии юбилея легендарной Инны Чуриковой «Театрал» побеседовал с сыном актрисы Иваном ПАНФИЛОВЫМ. Сегодня в память об актрисе мы вновь публикуем это интервью.    – Иван, что для вас значит быть сыном поистине легендарной актрисы? ...
  • Сомнения юности

    В Театре им. Моссовета поставили спектакль по одноименной пьесе Сергея Решетнева, победившей в конкурсе пьес «Московские истории», который театр проводил при поддержке Департамента культуры Москвы. Авторству драматурга принадлежат и стихи для песен – их артисты исполняют в спектакле вживую под аккомпанемент небольшого оркестра. ...
Читайте также