Алёна Яковлева: «Она во всём была максималистской»

«Театрал» продолжает публиковать монологи о мамах замечательных детей

 

Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. Книга так и называется - «Мамы замечательных детей». Предыдущими героями публикаций были Александр ШирвиндтВера ВасильеваРимас ТуминасОльга ПрокофьеваЕвгений ПисаревСветлана НемоляеваЕвгения СимоноваМарк ЗахаровАнна ТереховаЮрий СтояновЛюдмила ЧурсинаСергей ЮрскийНина АрхиповаМаксим НикулинВиктор СухоруковЛюдмила ИвановаЕкатерина РайкинаЮлия РутбергАлександр КоршуновЮлия МеньшоваЕвгений ЕвтушенкоВладимир АндреевАнастасия ГолубВладимир ВойновичНаталья НаумоваАнна Дворжецкая, Дмитрий Бертман. Cегодня предоставляем слово народной артистке России Алёне Яковлевой.
  
Мама родилась в обеспеченной семье математика и актрисы. К счастью, репрессии нашу семью не коснулись, однако война оставила глубокий след в мамином характере.
 
Однажды, когда моя бабушка в очередной раз уехала на фронт с бригадой артистов, мама осталась одна, полуголодная в холодной квартире. Совершенно беспомощная, она не знала, как согреться, и дело дошло до того, что ее чулки примерзли к ногам и потом их отдирали со страшной болью. Видимо, не было теплой воды. Сколько я ни пыталась об этом расспросить —бесполезно. Мама не любит вспоминать те годы.
 
Конечно, лишения сказались на здоровье (мама заболела туберкулезом), но худоба была ей к лицу. При поступлении в медицинский институт мама была такой стройной и красивой, что как-то с ходу вскружила голову преподавателю — будущему академику Юрию Лопухину и вскоре вышла за него замуж. Они уехали в Болгарию, где Юрий Михайлович бальзамировал тело Георгия Димитрова, лидера болгарской компартии. Там за мамой стал ухаживать сын одного из высокопоставленных чиновников. Правда, кто этот человек, мне до сих пор неизвестно, мама не рассказывает. Вполне возможно, что это был сын главы государства. Но как бы там ни было, роман был бурный — вплоть до того, что, вернувшись в Москву, мама ежедневно получала букеты черных роз, которые доставляли из Софии самолетом.
 
С Лопухиным жизнь не сложилась: вскоре супруги расстались. Вероятно, что-то разладилось и с «болгарским принцем». Но послевоенная жизнь была какой-то особенной, наверное, менее рациональной, чем сейчас. У мамы снова сложился роман. На этот раз с Владимиром Венгеровым, режиссером фильмов «Кортик», «Два капитана» и «Рабочий поселок». Вскоре мама стала его невестой, но произошло событие, которое снова круто повернуло ее жизнь.
 
Венгеров как-то между делом познакомил маму с Юрием Яковлевым. И случилось непредвиденное: ни мама, ни Юрий Васильевич с той минуты не могли уже забыть друг о друге. Конечно, это была пара невероятной красоты. Влюбленные вскоре поженились. Жили тесно — вместе с мамиными родителями делили комнатку в полуподвальном помещении на Зачатьевской улице. Молодых отгородили ширмочкой. И в первую брачную ночь бабушка причитала:
 
— Боже, что он делает с нашей девочкой! Я так и знала, что этим кончится.
 
Когда у мамы обострился туберкулез, они с папой уехали в санаторий. И он спал на коечке рядом с ней, не боясь заразиться. Мамина красота привлекала внимание людей, и однажды папин друг — Владимир Шлезингер предложил ей поступить в Щукинское училище, но в силу своей природной стеснительности мама отказалась. Она вообще всегда стеснялась своей красоты.
 
Жили они с Юрием Васильевичем прекрасно. Мама всегда очень тепло отзывалась о нем. Но говорила, что человек он своеобразный, живет в своем мире, как бы постоянно находясь в творческом процессе.
 
А потом — творческий тандем папы с Катей Райкиной, которая была его партнершей в спектакле «Дамы и гусары». Сначала о них говорили, как об актерском дуэте, затем как о красивой паре. А потом до мамы стали доходить слухи об их связи, причем произошло это в тот момент, когда она была беременна мною. И тогда мама, не желая мириться с этим обстоятельством, предложила отцу собрать чемодан. Так эта красивая история, к сожалению, закончилась. Сказался ее нетерпимый характер. Мама была максималистка во всем. Даже ее имя Кира в переводе с греческого — госпожа. Она такая и есть. Снежная королева. Правда, сейчас эта королева стала очень эмоциональная и ранимая.
 
Дедушка болел, бабушка сидела со мной, и маме приходилось работать по полторы-две смены. Сначала она работала участковым врачом, а потом перешла в Институт акушерства и гинекологии. Я часто встречала ее после работы: она выходила — я любовалась ею. У меня прямо дух захватывало, потому что я всегда ее очень любила. Мама могла стать крупным специалистом в своей сфере (она была великолепным диагностом), но врачебная карьера не состоялась. Мама встретила известного журналиста Николая Константиновича Иванова, вышла за него замуж и стала ездить в загранкомандировки.
 
Он был очень хорошим человеком и безумно маму любил. Мужчины вообще всегда относились к ней с обожанием, может, поэтому сейчас ей кажется, будто мы уделяем ей недостаточно внимания. Но это не так, мы все очень любим маму, а то, что открыто не проявляем своих чувств, так это от воспитания. Они с Николаем Константиновичем, который был человеком очень порядочным, но крайне строгим, сами приучили меня к сдержанности. В нашей семье царил порядок, все должно было лежать на своих местах. Меня по расписанию кормили и отправляли в школу. Но как человеку другой природы, мне не хватало каких-то эмоций. Возможно, поэтому я решила стать актрисой (хотя училась уже на журфаке МГУ). Казалось бы, в нашей строгой семье это решение могло вызвать непонимание. Однако мама не стала сопротивляться и сама позвонила Владимиру Георгиевичу Шлезингеру в Щукинское училище, чтобы он меня посмотрел. Я даже удивилась этому маминому жесту... При прослушивании проявилась моя застенчивость — я говорила едва ли не шепотом, поскольку в доме считалось, что женщине не подобает повышать голоса. Шлезингер просил говорить громче, я нервничала. Конечно, особого восторга он не проявил, но все же дал добро на то, чтобы я пришла на экзамены. И там Татьяна Кирилловна Коптева сказала: «Если ко мне придут тринадцать Ермоловых, я тебя не возьму». Но, к счастью, пришли только двенадцать.
 
О себе судить трудно, но мне кажется, что я была зажатой студенткой, и много времени ушло на то, чтобы раскрепоститься. Я старалась не делать лишних движений, ненавидела пафос и жила в такой слегка немецкой традиции, как и вся наша семья.
 
У нас с мамой абсолютно разные характеры, разный темперамент и разное отношение к жизни. Кроме того, когда она с отчимом жила за границей, я оставалась с бабушкой. А с ней жизнь была совершенно другой.
 
Моя бабушка Елена Михайловна Чернышова была уникальным человеком. Коренная москвичка, родилась в семье дворянки и купца с цыганскими корнями. До революции у семьи было свое имение в Барыбино с прислугой в 13 человек. Наверное, поэтому бабушка была немного бесшабашной, любила погулять, шампанское в ее компании лилось рекой. Она была актрисой, но из-за маленького роста не могла в столичных театрах получить роли героинь и работала в провинции. Но это ее нисколько не смущало, потому что она была неисправимой оптимисткой. В 80 лет она еще собиралась замуж за одного красивого вдовца, с которым познакомилась в гастрономе гостиницы «Украина». Правда, сам жених об этом, кажется, не догадывался.
 
А когда я сыграла свою первую главную роль, бабушке было уже под девяносто. Ко мне в антракте подошел администратор и попросил унять бабушку. Оказалось, что она ходит по фойе и показывает всем мои детские фотографии, в том числе и на горшке.
 
В свои 94 года бабушка каждый четверг играла в карты со своими сестрами. Разговоры при этом они вели про мужчин. Я один раз приехала, послушала их и чуть с ума не сошла: сколько подробностей!
 
Конечно, в большей степени я в бабушку, но и мамино тоже проявляется. От нее у меня иногда вдруг появляется рационализм. На сцене начинаю быть рассудительной, а должна работать в первую очередь интуиция. А вот в жизни совсем неплохо, когда подключается голова.
 
Зато в моей дочери Маше маминого очень много, правда, она более открытая и где-то даже незащищенная.

Записала Елена Милиенко. 

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Нина Гуляева отмечает юбилей

    Свой творческий путь актриса МХТ им. Чехова Нина Гуляева начинала с ролей детского репертуара. Уже было четко обозначено амплуа: травести. Рост и голос подчеркивали хрупкость натуры. Но при этом довольно скоро оказалось, что творческий диапазон этой «хрупкой натуры» – гораздо шире ее первых работ. ...
  • Дмитрий Сумин: «В душе я клоун, поэтому трагифарс – мое все»

    Молодой артист МХТ имени Чехова Дмитрий Сумин стремительно и успешно ввелся в комедию Михаила Рахлина «Веселые времена». Сыграл вальяжного французского графа, которого «перевоспитывает» любовь советской девушки. ...
  • Антон Яковлев: «На таких идеалистах держится мир»

    В репертуаре Театра сатиры появился спектакль «Лес», который сразу привлек внимание зрителей. Во-первых, режиссер Антон Яковлев, обладатель престижных наград, среди которых почетное место занимает премия «Звезда Театрала». ...
  • Денис Суханов отмечает 50-летие

    Сегодня, 6 апреля, свой 50-й день рождения отмечает ведущий актер театра «Сатирикон» Денис Суханов. «Высокоодаренный артист с врожденным профессионализмом, абсолютно настроенный на работу, артист вертикального взлёта, – говорит худрук «Сатирикона» Константин Райкин. ...
Читайте также