Оцифрованный театр

Итоги первого театрального онлайн-сезона

 

Цифровой театр – нужен он или нет? Может ли заменить обычный, живой и ламповый, в эпоху пандемии, которая может растянуться надолго и стать нашей новой реальностью? Об этом я думала все три месяца на карантине, наблюдая, как театр, лишенный возможности нормально работать, изобретает все новые способы пробиться к зрителю сквозь экраны компьютеров, как упрямая трава прорастает сквозь собянинскую плитку.

Я не говорю о трансляциях спектаклей, хотя с удовольствием посмотрела более сотни. Если запись качественная, с хорошим звуком и крупными планами, а не белыми пятнами вместо лиц, то почему бы и нет? Мне лично отсутствие шелеста программок, пыли кулис и пресловутого обмена энергией между сценой и залом ничуть не мешало наслаждаться театром в одиночестве, без чувства локтя соседа на кресле рядом. Но это все же фиксация уже состоявшегося факта искусства, не более. Гораздо интереснее были попытки создать нечто новое в условиях тотальной изоляции, когда режиссеры, художники и артисты сидели по своим домам и общались исключительно по интернету. Сначала это была художественная самодеятельность с песнями, танцами, чтением стихов и т.д.

Но некоторые пошли дальше и решили исследовать, может ли сам театр – очень материальное искусство из плоти и крови – существовать в таком фантомном цифровом формате. Самыми слабыми оказались проекты, где актеры продолжали играть по-старому, делая вид, что они на сцене, а не у себя на кухне, и общаются с партнером напрямую, а не через монитор. Тут сразу была видна фальшь и неестественность. Гораздо интереснее были опыты, где присутствие камеры, некоего стороннего наблюдающего глаза, входило в условия игры. Например, в Лаборатории виртуального театра, которую придумала команда иммерсивного спектакля «Вернувшиеся», Глеб Черепанов поставил отрывок из «Процесса» Кафки так, словно стражники Йозефа К. следят за ним с помощью камер его же гаджетов. А Мия Занетти в инсценировке рассказа Сарояна «Эй, кто-нибудь!» благодаря ракурсу съемки создала эффект, будто мы подсматриваем за героем через камеру наблюдения в тюрьме, откуда-то сверху.

Более продуктивной оказалась идея использовать ситуацию, в которой мы все оказались, в качестве предлагаемых обстоятельств.

На онлайн-фестивале «Corona drama» были представлены десятки новых пьес, осмысляющих новую реальность. Самой громкой из них стала пьеса Дмитрия Данилова «Выбрать троих», которую тут же поставили онлайн сразу в двух театрах: в Мастерской Фоменко, где уже с успехом идут две пьесы этого автора, и в Камерном театре Михаила Бычкова в Воронеже. Данилов сочинил сатиру на наше больное на всю голову общество, где карантинные меры доводят до абсурда и круг общения человека ограничивают всего тремя контактами. Действие происходит в Zoome, где семья собирается, чтобы решить, кто с кем будет общаться. Но выясняется, что все они друг другу не очень-то и нужны. Все это очень узнаваемо, гомерически смешно и в то же время весьма грустно.

Пьеса Аси Волошиной «Брак», которую поставил Семен Александровский, предлагает еще более мрачный взгляд на наше будущее: в её антиутопии в 2035 году люди встречаются исключительно онлайн, занимаются сексом с помощью цифровых копий друг друга и заводят детей безопасным способом – из пробирки. А всякая попытка нормальных, человеческих отношений считается преступлением, отслеживается и тут же передается в органы. И надо сказать, Алена Старостина и Иван Николаев были весьма убедительны в ролях супругов на удаленке, чей брак разваливается буквально на глазах у зрителей.

Но во всех вышеназванных проектах есть слабое звено – это зритель, которому уготована привычная позиция наблюдателя.

Хотя в «Браке» была попытка ввести его в действие, но весьма условная. Все же новые условия игры онлайн задают и новые отношения между актерами и публикой. Смотреть спектакль за компьютером – не то же самое, что сидеть в зале: можно отойти, налить себе кофе, да просто выключить спектакль, если надоел, и заняться чем-то более интересным, не боясь при этом никого обидеть. Чтобы удержать зрителя перед монитором, нужна другая степень его включенности, да и программы, через которые идет трансляция – тот же zoom, дают возможность двустороннего общения – так почему бы ее не использовать?

Новая партиципаторность – один из главных трендов современного театра, где режиссер и актеры постепенно утрачивают роль монополистов и передают все больше прав в руки публики.

Другое дело, что публика иногда побаивается их брать, предпочитая более безопасную роль наблюдателей. Но это в театре, у всех на виду, где многим страшно обратить на себя внимание всего зала. Другое дело – за экраном компьютера, возможно, в условиях анонимности, где человек чувствует себя более защищенно и с большей готовностью вступает в игру. Да и дефицит общения в эпоху карантина дает себя знать – люди рады новым контактам в любом виде.

Поэтому самыми успешными оказались проекты, предполагающие активное участие публики. Например, «I don’t want to see this» – документальный спектакль из Израиля, удачно адаптированный под онлайн формат компанией Федора Елютина «Импресарио». Постановка сделана в форме тренинга для модераторов Фейсбука: два ведущих коуча объясняют зрителям-участникам правила модерации контента и просят применить полученные знания на практике – решить, можно ли публиковать фото откровенного перформанса Марины Абрамович или снимки голых детей из Бухенвальда. Верные ответы не всегда очевидны для здравого смысла, и вам предстоит выбор – играть по их правилам или отстаивать свою точку зрения. Постановка хороша тем, что раскрывается на нескольких уровнях: вы узнаете странные стандарты работы сети и каково приходится тем людям, что вынуждены ежедневно просматривать тонны жестокого, шокирующего контента, а заодно проверяете собственную лояльность и «ведомость».    

Было еще много экспериментов, дающих зрителю главную роль. Ему предлагали вести долгую переписку с незнакомцем или удаленно залезть в чужой компьютер и похозяйничать там или даже управлять судьбами героев кибер-спектакля, как в компьютерной игре… Вместе с тем во всех обсуждениях проблематизировали вопрос о границах театра, словно проверяя их на ощупь: это еще театр или уже нет? Все же в нашем сознании всевозможные границы (жанра, интерпретации и т.д.) остаются первостепенными, без них мы не можем. В то время как иностранных авторов волнуют совсем другие проблемы – например, этики и человечности в новом цифровом мире. А уж в какой форме они выражены: в форме спектакля, перформанса, медиа-акции – уже не так существенно. 

Конечно, роль высоких технологий в искусстве и так растет год от года. А уж сегодня, в цифровом мире фигура медиахудожника стала просто наравне с режиссером – доказательством тому прекрасно оцифрованный Ильей Шагаловым спектакль Гоголь-центра «Феи», ставший самостоятельным произведением в жанре видео-арта. И после пандемии, когда мы вернемся в театры, роль мультимедиа в спектаклях тоже наверняка вырастет.

Старого доброго офлайна никакие технологии, вестимо, не отменят, как не отменили его в свое время ни кино, ни телевидение. Зрители все равно будут приходить в душные залы, чтобы сопереживать всем вместе, здесь и сейчас – этого ощущения соборности ничем не заменить. Но новый цифровой театр вполне может развиваться параллельно – у него есть своя публика и немалый потенциал для роста. И вполне возможно, молодые люди, считающие театр нафталином, придут в первый раз именно на цифровой спектакль и откроют, что это не так уж скучно.     

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Digital-переворот

    На время карантина театр, как и все мы, переселился в цифровую среду, где друг за другом стали появляться zoom-спектакли. Сначала поднялась волна интереса, но скоро все сошлись на мысли, что Zoom вынуждает повторяться, штамповать однообразные «окна» с говорящими головами, а театральная игра, перенесенная на экран, подчас вызывает чувство недоумения. ...
  • Онлайн-фестиваль «Цифровой театр». Зрительский фидбэк

    Журнал «Театрал» и дирекция первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр» подвели итоги конкурса на самый интересный зрительский отзыв. Публикуем текст победителя, который попадет и на страницы сентябрьского номера. ...
  • Оцифрованный театр

    Цифровой театр – нужен он или нет? Может ли заменить обычный, живой и ламповый, в эпоху пандемии, которая может растянуться надолго и стать нашей новой реальностью? Об этом я думала все три месяца на карантине, наблюдая, как театр, лишенный возможности нормально работать, изобретает все новые способы пробиться к зрителю сквозь экраны компьютеров, как упрямая трава прорастает сквозь собянинскую плитку. ...
  • Первый онлайн-фестиваль «Цифровой театр» подвел итоги

    Дирекция онлайн-фестиваля «Цифровой театр»-2020, организованного журналом «Театрал», объявила итоги первого смотра, показавшего разнообразие новых театральных онлайн-проектов, созданных российскими театрами во время вынужденного ухода в цифровое пространство в период пандемии. ...
Читайте также