Дмитрий Голубев: «Тексты, в которых каждая строчка написана кровью...»

125 просмотров
 

Готовлюсь к репетиции спектакля «Часовые любви». 
Сложнее всего уловить точную интонацию и внутреннее движение, понять, как сегодня говорить о войне без пафоса и лжи. Как современным ребятам понять эти выстраданные тексты, в которых каждая строчка написана кровью...? Как не уйти в жалость и не хоронить в миллионный раз героев, а понять их духовную силу и чистоту. Как найти любовь в этом аду? Нужно говорить только о любви, потому что она оправдывает все ужасы. О любви к родным, к своей земле, к каждой травинке... 

Меня потрясла судьба песни «Враги сожгли родную хату», которая является одной из величайших военных песен (автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Широкую известность получила в исполнении Марка Бернеса). 

Стихотворение попалось на глаза Твардовскому, и тот посоветовал Блантеру положить его на музыку. Вскоре она прозвучала на радио в исполнении Владимира Нечаева, но тут же была запрещена к дальнейшему исполнению.

Исаковский рассказывал: 

«Редакторы — литературные и музыкальные — не имели оснований обвинить меня в чём-либо. Но многие из них были почему-то убеждены, что Победа исключает трагические песни, будто война не принесла народу ужасного горя. Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни. Был один даже — прослушал, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем».Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио «не можем». 

Стихотворение было раскритиковано «за распространение пессимистических настроений», и на долгие годы песня исчезла из репертуара официальной советской эстрады.

Возможно, что песня так и осталась бы под запретом, но в 1960 году Марк Бернес рискнул ее исполнить на большом сборном концерте. Зал устроил певцу бурную овацию. Песня «пошла в народ»...

Есть потрясающее стихотворение Мануэля Мачадо, которое в точности описывает мое ощущение от этой истории: 

Пока не поет их народ,
Песни еще не песни,
А когда их поет народ,
Сочинитель уже неизвестен.

Такая судьба, без сомненья,
Всем песенникам суждена,
Остаются их сочиненья,
Забываются имена.

Ты сделай так, чтобы в людях
Хранилась песня твоя.
Пускай не твоя она будет,
А каждого и ничья.

  • Нравится



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Юлия Ауг: «Про корону...»

    Про корону. Сразу напишу - это не паники пост. Это просто наблюдение.    Итак. Сейчас, в эту не признанную вторую ковидную волну у меня подтверждённо заболевших, которых я лично знаю, которые являются людьми моего ближнего круга, то есть не просто знакомыми, а людьми, с которыми я довольно часто общаюсь, в разы больше, чем в первую, весеннюю. ...
  • Дмитрий Голубев: «Новые формы»

    «Мы знаем теперь, что все цивилизации смертны. Мы слыхали рассказы о лицах, бесследно исчезнувших, об империях, пошедших ко дну со всем своим человечеством и техникой, опустившихся в непроницаемую глубь столетий, со своими божествами и законами, со своими академиками и науками, чистыми и прикладными, со своими грамматиками, своими словарями, своими классиками, своими романтиками и символистами, своими критиками и критиками критиков. ...
  • Антон Долин: «Абсолютно неинтересно ни читать новые правила «Оскара», ни разбираться в них»

    ОСКАР, НОВЫЕ ПРАВИЛА Мне оборвали телефон, требуя немедленно, прямо с Венецианского фестиваля, осудить сошедшую с ума Американскую Киноакадемию (ну или оправдать ее). Честно? Абсолютно неинтересно ни читать новые правила «Оскара», ни разбираться в них. ...
  • Ксения Ларина: «Ужасный финал дела Ефремова»

    Ужасный финал дела Ефремова. Скажу честно, что чудовищные мерзкие адвокаты-клоуны превратили этот процесс в такой немыслимый цирк и фарс, что нормальные адекватные люди практически были лишены возможности комментировать и говорить об этом деле. ...
Читайте также