Digital-переворот

Итоги первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр»

 

На время карантина театр, как и все мы, переселился в цифровую среду, где друг за другом стали появляться zoom-спектакли. Сначала поднялась волна интереса, но скоро все сошлись на мысли, что Zoom вынуждает повторяться, штамповать однообразные «окна» с говорящими головами, а театральная игра, перенесенная на экран, подчас вызывает чувство недоумения. Скринлайф, который уже не первый год используют в киноиндустрии, начал «буксовать». И пришлось экстерном осваивать новые коммуникативные практики, лихорадочно пробовать новые digital-форматы. Итоги первого онлайн-сезона «Театрал» подвел в рамках недельного смотра «Цифровой театр», в программу которого вошли семь проектов, семь по-своему удачных попыток пробиться к зрителю через монитор. Абсолютным лидером по числу просмотров и лайков стал Instagram-мюзикл «Мой длинноногий деда», а по числу развернутых отзывов, даже разборов – замес из медиатехнологий «Двери открываются Вовнутрь». О чем говорит зрительский фидбэк?  

С одной стороны, выяснилось, что «интерактив – это «ДНК» онлайн-спектаклей», и, если зритель остается просто пассивным наблюдателем, конкурентоспособность онлайн-театра падает. Нужна вовлеченность. Непосредственное зрительское участие, возможность влиять на то, что совершается в виртуальном пространстве в режиме прямого эфира. Это бы приблизило к переживанию «здесь и сейчас», которое дает офлайн-театр. С другой стороны, стало понятно, что можно или даже нужно двигаться в сторону мультимедиа и видеоарта, использовать монтажные приемы, родом из кино, приемы анимации и VR (дополненной реальности), которые в театре не так явно работают, как на экране. То есть идти по пути усложнения визуальной структуры и фактуры онлайн-спектакля.   

Проникнуть в голову писателя? Посмотреть на мир глазами Хармса? Команда творческого объединения «Техня» и Янис Повилайтис сделали это в мультимедийном пространстве – на территории, где возможен микс медиатехнологий, анимации, VR, кукольного и пластического театра. Смешав все эти «ингредиенты», они как раз создали продукт, близкий к видеоарту, и его главное преимущество – субъективная камера «от первого лица». Она дает ощущение, что мы оказались «взаперти» чужого сознания, которое множит образы и стирает границы между вымыслом и реальностью. Эти образы и отталкивают, и затягивают, как черная дыра – оборотни подсознания, «ожившие фантомы», мутации страхов. «Старуха» Хармса, откуда они перебрались, сама по себе похожа на сюрреалистическое кино, а новый онлайн-формат любопытно ее переосмыслил. Это «исследование ужаса» получилось гипнотически красивым и абсурдно-мистическим, вполне соответствующим духу хармсовской эстетики.

Коммуникация со зрителем органичнее всего выстроилась в Instagram: отслеживать «своих» людей по ленте, особенно тех, кто активно ведет инста-блог, уже вошло в ежедневную привычку. Но главное – здесь, в отличие от Zoom, есть обратная связь, общение с аудиторией, и в прямых эфирах, и в сторис, и в постах.

Затеяв игру на этом поле, Алексей Франдетти сделал Instagram-мюзикл по книге Джейн Вебстер, которая уже стала основой для нескольких экранизаций, бродвейских постановок и аниме. 28 инста-серий по две-три минуты, и в каждой – история современной Золушки. 17-летняя особа, воспитанница сиротского приюта, и анонимный благодетель. «Длинноногий деда», как шутливо она называет своего дарителя и тайного поклонника, оплатил ее учебу в литинституте, поставив одно условие – писать письма.

«Письма – это то, что возможно и логично использовать на расстоянии друг от друга», – понял Франдетти, за плечами которого десяток топовых мюзиклов последних лет, и тут же собрал команду. Музыканты «Pogosyan orchestra», видео художники Art Novi, лауреаты «Золотой маски» Юлия Дякина и Иван Ожогин – исполнители главных ролей. Они часами снимали себя на телефон, записывали вокальные и музыкальные треки, сводили их, снова перезаписывали – и всё ради того, чтобы продолжать заниматься любимым делом. «Эта история зацепила своей легкостью, – вспоминает актриса. – Видимо замкнутость пространства и неотвратимое приближение весны требовало своего «музыкального оформления» – приятно петь о счастье, загадках и о том, что «человеку очень нужен человек».

Музыкальные номера «домашней» постановки, а также закулисные моменты, посты и сторис главных героев, Джуди и Дарвиса, которым, по сути, пришлось стать блогерами, день за днем выкладывались в Instagram-профиле проекта. Крупные планы на селфи-камере (и здесь, в «естественной среде обитания», они, само собой, не вызывают вопросов или неловкости). Максимально доверительная интонация. Визуальный нарратив, в котором много озорства. Романтичная история под руку с ироничной анимацией. 

Интеграция театра в Instagram – где, в отличие от Zoom, принято делиться, а не проводить совещания – помогла «зацепить» тот самый интерактивный момент, тот самый контакт, который был потерян на самоизоляции. Она показала, что, во-первых, можно собирать комментарии, и, кстати, каждая новая серия инста-мюзикла ставила рекорд по числу ответных реакций, типа «любим и ждем продолжения», «прямо как глоток свежего воздуха взаперти», «диссонанс не мешает наслаждаться музыкальной и актерской составляющей». Но не только: зрители активно включались в обсуждение формы и содержания. Без «ложки дегтя» тоже не обошлось. И актеры комментировали в ответ. Честный диалог с подписчиками – это, во-вторых. Претензии к героине? Делайте скидку на жанр: «Раз – мюзикл, два – альтернативная история золушки, поэтому «любите нас за наивность»», – писала актриса Юлия Дякина.

Ну и в-третьих, создатели «деды» следовали первому правилу инста-блогера – чаще общаться и задавать вопросы под постами. «Зачем люди ходят на вечеринки? Сплошная ярмарка тщеславия: кто с кем, кто в чем. Еще музыка громкая, не поговорить толком! – писал актер Иван Ожогин. – Давайте посмотрим, сколько нас? Или я один такой ворчливый старый дед?» Один вопрос – и пятьдесят развернутых ответов в чате. Команда Алексея Франдетти с блеском продемонстрировала, как работает принцип геймофикации, как подписчики вовлекаются в игру. Зачет.

Жизнь, которая «кипит» в соцсетях и на экранах электронных девайсов, стала куда более насыщенной, чем реальная. На карантине она зацепила и театр – не только кино, где герои десктоп-фильмов уже давно общаются в мессенджерах, говорят по видеосвязи, ищут информацию в браузере – и на экране видна, как на ладони, вся их подноготная. Даже сейчас, когда все постепенно возвращаются в офлайн, очевидно, что опыты по соединению двух условностей – цифровой и театральной – продолжатся. Театр по инерции будет двигаться в сторону digital и мультимедиа, будет поддерживать и расширять виртуальные контакты с аудиторией. Новые онлайн-форматы можно использовать, по крайне мере, как тест нового материала. «Сперва показать зрителю онлайн, а потом решить – выходить с ним на сцену или нет», – считает Алексей Франдетти.

Станет ли цифровой театр новой нишей со своей аудиторией, покажет время. Но уже сегодня можно утверждать, что он стал «испытательным полигоном» для проектов, которые перейдут в новую, посткарантинную жизнь. И первый онлайн-фестиваль «Цифровой театр» получит продолжение в новом сезоне. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Digital-переворот

    На время карантина театр, как и все мы, переселился в цифровую среду, где друг за другом стали появляться zoom-спектакли. Сначала поднялась волна интереса, но скоро все сошлись на мысли, что Zoom вынуждает повторяться, штамповать однообразные «окна» с говорящими головами, а театральная игра, перенесенная на экран, подчас вызывает чувство недоумения. ...
  • Онлайн-фестиваль «Цифровой театр». Зрительский фидбэк

    Журнал «Театрал» и дирекция первого онлайн-фестиваля «Цифровой театр» подвели итоги конкурса на самый интересный зрительский отзыв. Публикуем текст победителя, который попадет и на страницы сентябрьского номера. ...
  • Оцифрованный театр

    Цифровой театр – нужен он или нет? Может ли заменить обычный, живой и ламповый, в эпоху пандемии, которая может растянуться надолго и стать нашей новой реальностью? Об этом я думала все три месяца на карантине, наблюдая, как театр, лишенный возможности нормально работать, изобретает все новые способы пробиться к зрителю сквозь экраны компьютеров, как упрямая трава прорастает сквозь собянинскую плитку. ...
  • Первый онлайн-фестиваль «Цифровой театр» подвел итоги

    Дирекция онлайн-фестиваля «Цифровой театр»-2020, организованного журналом «Театрал», объявила итоги первого смотра, показавшего разнообразие новых театральных онлайн-проектов, созданных российскими театрами во время вынужденного ухода в цифровое пространство в период пандемии. ...
Читайте также