Беларусь. «Сегодня самое главное – не допустить жертв и насилия»

 

«Театрал» продолжает рассказывать о деятельности русских театров за рубежом, и, в связи с событиями, начавшимися после президентских выборов в соседней Республике Беларусь, за развитием которых следят по всему миру, журнал решил выяснить, насколько атмосфера протеста осложняет работу театра. О планах на новый сезон и о том, какой должна быть роль театра в общественной жизни, нам рассказал художественный руководитель НАДТ им. Горького Сергей Ковальчик.

- Сергей Михайлович, насколько события, происходящие сегодня в стране, влияют на подготовку к грядущему театральному сезону?

- До 21 августа все артисты и сотрудники Театра находились в отпуске, поэтому происходящие события на деятельности нашего коллектива никак не отразились. Самое главное, чего мы все сейчас ждем в театре – это полного завершения реконструкции сценического комплекса, нашей Большой сцены. На 88-й сезон у нас серьезные планы. Помимо того, что театр должен выпустить намеченные премьеры, нам предстоит колоссальная работа по адаптации всех 26 спектаклей репертуара Большой сцены, собственно, к новым сценическим условиям. Нужно будет полностью переписать световую партитуру всех постановок, учесть множество технических моментов. А кроме того, перезапустить спектакли в творческом смысле, так как часть репертуара Большой сцены не эксплуатировалась в связи с реконструкцией, которая длится с мая прошлого года. Так, что объем работы, который труппе предстоит одолеть с началом сезона, огромен. Что касается премьер, Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович сейчас работает над пьесой Ж.-Ф. Реньяра «Единственный наследник». Выпуск этого спектакля приурочен к юбилею нашего замечательного актера, народного артиста РБ Александра Ткаченка. Валентина Еренькова для Малой сцены готовит спектакль по Теннеси Ульямсу «Трамвай «Желание». Я планирую выпустить в этом сезоне рок-оперу по Дюма «Граф Монте-Кристо» (композитор Тимур Калиновский, автор либретто – Игорь Скрипко) и также являюсь художественным руководителем нашей совместной постановки с Ольгой Клебанович – «Братья Карамазовы», которой мы собираемся открыть сезон после окончания реконструкции.

- Расскажите, как театр пережил карантин, удавалось ли удаленно работать?

- Естественно, что никакая онлайн-репетиция не заменит репетиций вживую. Готовить подобным образом, разбирать небольшие отрывки, устраивать читки, конечно, можно, но, например, провести в Зуме репетицию «Графа Монте-Кристо», в котором занята большая часть труппы, в первую очередь, технически неосуществимо.

- В данный момент существуют карантинные ограничения на массовые сцены в музыкальных спектаклях, как будете решать этот вопрос?

- Премьеру «Монте-Кристо» мы отложили до Нового года, это уже точно. Но будем выпускать спектакль в этом сезоне. Во всяком случае таковы планы, и надеюсь, что к январю ситуация с коронавирусом, который, на самом деле все еще никуда не делся, прояснится.

- Как продаются билеты на сентябрь, шахматная рассадка до вас дошла?

- В сентябре театр еще не начнет работу для зрителей, а говорить о продажах на октябрь и о том, как они будут осуществляться по шахматному ли принципу или иначе, сложно. Сейчас театры по всему миру оказались в очень трудной ситуации из-за пандемии, и непросто предугадать, насколько у зрителя будет желание идти в театр. Насколько все эти меры действительно эффективны, и как на них будет откликаться зритель, вот главные вопросы.

- Расскажите подробнее о постановке «Братья Карамазовы», почему выбрали именно этот роман Достоевского и в чем видите его актуальность сегодня?

- Этот спектакль родился на режиссерском курсе, который я вел совместно с Ольгой Клебанович. Материал по «Братьям Карамазовым» был предложен Ольгой Михайловной студентам для экзамена по мастерству актера. Результат мне показался очень интересным и перспективным. Я решил, что эта работа имеет все шансы перерасти в спектакль Большой сцены, и впоследствии войти в репертуар. Поэтому сейчас «Братьев Карамазовых» репетируют четверо из семи изначально занятых и присоединившиеся к ним артисты театра. Также мы привозили студенческий вариант на «Балтийский дом», он участвовал в прошлом году театральной Универсиаде, которая проходила в Петербурге.

- Для спектакля вами выбрана какая-то определенная сюжетная линия? По какому принципу инсценируете столь масштабный роман?

- Вседозволенность, приводящая к отсутствию моральных тормозов при совершении человеком поступка – вот главная тема спектакля, которая сегодня важнее простого изложения сюжета. И для нас, как создателей спектакля, важно исследовать причины этой вседозволенности. Мысли Достоевского сегодня оказываются очень актуальны, многие фразы буквально отражают то, что происходит во всем мире и в нашей стране. Ведь после «стыдных» поступков пробуждается совесть.

- Артисты вашего театра записали видеообращение, в котором просят представителей силовых структур быть гуманнее по отношению к гражданам, мирно выражающим свое мнение. Это инициатива группы артистов, или позиция театра? И как вы считаете, может и должен ли  театр открыто реагировать на происходящее, активно заявляя свою гражданскую позицию?

- Сегодня самое главное – это сохранение мира и недопущение человеческих жертв и насилия. Мне очень больно за то, что происходит в нашей стране. Каждый человек имеет право на свою гражданскую позицию, и никто не может это запретить, иначе мы скатимся в средневековье. Но во все времена Театр призывал к гуманизму и человеколюбию. Нам, актерам и режиссёрам, Богом дана возможность высказывать свои чувства, свои эмоции, и свою гражданскую позицию через спектакли. Наша главная трибуна – это Сцена! В этом наше Призвание!

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Как победить вирус разъединения?

    В столице открылся второй по счёту театральный фестиваль, объединивший в своей программе не только спектакли русских зарубежных театров ближнего зарубежья, но и обширную образовательную программу от ведущих российских театральных деятелей. ...
  • Борис Казинец: «Благодаря пельменям я попал на "Голос Америки"»

    В 2016 году народный артист Грузии Борис Казинец стал лауреатом премии «Звезда Театрала» за то, что создал в Вашингтоне Театр русской классики (награда вручалась в номинации «Лучший русский театр за рубежом»). Однако сегодня разговор о другом – Борис Михайлович отмечает 90-летний юбилей, который планировал провести в Тбилисском государственном театре им. ...
  • Николай Свентицкий: «Русский театр в Грузии жив!»

    20 сентября исполняется 175 лет Тбилисскому государственному академическому русскому драматическому театру имени А.С. Грибоедова, старейшему русскому театру на постсоветском пространстве. Почти два века своего существования театр бережно хранит русскую культуру, русский язык. ...
  • Алла Сигалова готовит премьеру в Русском театре Эстонии

    73-й сезон откроется в Русском театре 5 сентября долгожданной премьерой музыкального спектакля «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» и одноименного фильма Габриэля Паскаля. Спектакль ставит российский хореограф и режиссер Алла Сигалова. ...
Читайте также