Александр Семчев: «На сцене я хозяин, от третьего звонка и до поклонов»

 

В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью  с Александром СЕМЧЕВЫМ, которое он дал в программе Давида Шнейдерова и Виктории Малюковой «Синемания. Высшая лига». Актер рассказал о своих новых ролях – в МХТ им. Чехова и в фильме Ивана Твердовского «Конференция» (картину представят в сентябре на кинофестивале в Венеции), а также о том, как он учился в театральном вузе и почему театр для него важнее кино.  

-  Александр, вы – выпускник Щуки (Театральный институт им. Щукина – «Т»). Более того, вам повезло учиться у самого Евгения Рубеновича Симонова. Расскажите об этом.
- Поступил я туда очень легко, что называется – на раз. Прослушивала меня Нина Михайловна Дорошина, пропустила сразу на второй тур. В то время набиралось два курса. Меня отправили на конкурс, без каких-либо этюдов. А дальше уже было проще. Требовалось написать сочинение и пройти коллоквиум, проще говоря – собеседование. Вот, собственно, и вся история с поступлением. Правда, месяца через три по решению кафедры меня благополучно отчислили.
 
- Прогуливали занятия?
- Да, жизнь в общаге затянула. Но спустя время пришло понимание и назрел вопрос: что же я наделал, дурак такой? Надежду восстановиться я не оставил. Огромное спасибо декану моего факультета. Она меня быстро пристроила в ГИТИС на музыкальный курс.
 
- А почему домой не уехали?
- Потому что люди бывают злыми. Потому что на меня бы показывали пальцем, усмехались бы, глядя в лицо, и шипели бы за спиной, называя неудачником. Так что к маю я подготовил новую программу и вновь пошёл на вступительные экзамены. Меня восстановили, правда, отчисляли потом каждый семестр.
 
- За прогулы?
- Ну, естественно!
 
- А что вы, как правило, прогуливали?
- Например, я прогуливал историю изобразительного искусства. Знаете, ведь сильно позже приходит понимание, сколько всего было упущено. Вдруг становится понятно, что импрессионизм – это прекрасно. Что мимо прошли Кустодиев, Моне и Мане. Я уж не говорю о количестве непрочитанных книг, потому что на тот момент думал – зачем? Чего ради мне всё это нужно? Как-то по работе я встретился с Павлом Евгеньевичем Любимцевым, он сейчас преподаёт в Щуке, заведует там кафедрой. Так вот он мне сказал примерно следующее – ему нравятся умные артисты. Они должны быть таковыми. Просто что-то исполнять, конечно, тоже можно. Но лучше не надо. В принципе, на сегодняшний день именно такого мнения я сам и придерживаюсь. Чтение книг ещё никто не отменял, и чем ты будешь разностороннее и образованнее, тем лучше.
 
- Александр, вы поступали в Щуку, уже будучи актёром и работая в театре. Как вы думаете, можно ли сегодня стать актёром вообще без образования?
- Можно, история говорит о том, что подобные примеры есть.  Но такие люди, как правило, самородки. Как-то один актёр сказал мне: «Понимаешь, обаяние уходит с возрастом, а школа не уйдёт никогда». Всё-таки актёр – это такое ремесло, где важен вкус. А его как раз и воспитывает школа.
 
- Вообще, нужно ли актёру специальное образование?
- Я считаю, что нужно. В театре точно. Это в кино пойти могут многие, потому что там стоят другие задачи. Там главный человек – режиссёр, там важны монтаж, картинка и музыка. Для меня, кстати, важнее оператор. Это он делает картинку.
 
- Александр, позвольте задать вам вопрос от нашего информационного партнёра – журнала «Театрал». По информации издания, вы вводитесь в легендарный спектакль МХТ им. Чехова «№ 13D». Расскажите, пожалуйста, о своей новой роли.
- Да, действительно, я вхожу в этот спектакль. Роль там, правда, небольшая. Я играю управляющего гостиницей, в которую для утех заселяется главный герой в исполнении Игоря Верника. 11 сентября состоится первый показ с моим участием. Признаться, я до конца не понимал, стоило ли мне глубоко копать, создавая эту роль. Она ведь не такая большая по функционалу. В общем, посмотрим, что в итоге будет.
 
- Не считаете ли вы, что сегодня существует слишком много учебных заведений, которые так или иначе выпускают артистов?
- Как по мне, так их многовато. Всё-таки актёрская профессия – это его величество случай. А во всех этих школах часто собираются заблудившиеся люди. Я не до конца понимаю, что ими движет.
 
- Разве не желание славы и самовыражения?
- Мне кажется, что стремление прославиться преобладает над желанием играть.
 
- Театральные педагоги не приветствуют того, что их студенты уже на первом-втором курсе учёбы начинают подрабатывать съёмками в кино. Как вы к этому относитесь?
- Скорее, это раньше не приветствовалось, сейчас стало проще. Ведь это даёт возможность студентам понять, во что они ввязываются, в какую историю. Человек ещё ничего не умеет делать. А педагоги относятся к абитуриентам как к некому материалу, из которого можно попытаться что-либо слепить.
 
- Александр, расскажите о фильме «Конференция», в съёмках которого вы приняли участие. Совсем скоро он отправится на кинофестиваль в Венецию. Удалось ли вам его уже посмотреть?
- Нет, пока я его не видел. Более того, о том, что лента примет участие в фестивале, я узнал из интернета.
 
- Как вы попали в этот проект? Что за роль вы там исполнили?
- Мне была интересна эта история. Дело в том, что я играю парализованного человека. Мой герой не произносит в кадре ни слова.
 
- Есть такой фильм «Рождённые 4 июля» с Томом Крузом в главной роли. Он сыграл там ветерана вьетнамской войны, который передвигался в инвалидной коляске. Режиссёру ленты Оливеру Стоуну не понравилось, как актёр справляется с задачей и предложил ему сделать укол в позвоночник, чтобы вызвать временный паралич нижней части тела. Это помогло бы ему полноценно сыграть ветерана. Вы бы согласились на подобное?
- Вряд ли.
 
- Как вы готовились к роли?
- Что-то в интернете смотрел, что-то брал из жизни.
 
- Фильм «Конференция» затрагивает достаточно болезненную страницу нашей современной истории – «Норд-Ост», теракт на Дубровке. В связи с этим возникает вопрос. Зачем нужно снимать кино про боль?
- Не знаю, наверное, надо. Понимаете, боль бывает разная, смотря как отнестись к этому чувству. Оно возникает у всех, от рождения до последней минуты. Или вот, например, любовь. Это же тоже может быть больно.
 
- Как опыт работы в театре помогает вам при работе в кадре?
- Мне очень нравится подход Фаины Георгиевны Раневской. Она говорила, что в кадре нужно жить, а не играть. Чем точнее ты существуешь в кадре, тем лучше. Просто у кино и театра разный подход. На сцене я хозяин, от третьего звонка и до поклонов. Без лишних дублей и повторов, чего не скажешь о съёмочной площадке.
 
- Александр, душа и сердце ваши где – в театре или в кино?
- В театре, потому что к кино я отношусь как к заработку.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Рогожкина: «Всё, что с нами происходит – всё про любовь»

    В МХТ им. Чехова недавно состоялась премьера спектакля по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» (режиссер Егор Перегудов). В интервью «Театралу» Наталья Рогожкина рассказала о том, чем привлекает ее этот проект и какой она видит свою героиню – Наталью Петровну. ...
  • «Человек независимый и смелый»

    15 января исполняется 75 лет известному актеру театра и кино Валерию Баринову. С юбилеем его поздравил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр КАЛЯГИН. - Я счастлив поздравить Вас с юбилеем! Могу себе представить, с каким размахом отметили бы Ваш юбилей в театре, который за последние годы стал для Вас по-настоящему родным. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Марк Розовский: «Поэтом себя не считаю»

    В поэтическом спецпроекте «Театрала» мы представляем стихи создателя и художественного руководителя Театра «У Никитских ворот» Марка РОЗОВСКОГО. –  Я очень признателен «Театралу» за то, что вы обратили внимание на мои стишата. ...
Читайте также