«Талантлив во всём: в актёрстве, в режиссуре, в общении»

Коллеги и ученики поздравляют Владимира Андреева с 90-летием

 

Он учился в ГИТИСе на курсе Лобанова и Гончарова. Лобанов взял его в свой театр Ермоловой, а Гончаров поставил «Бег», где Андреев сыграл Голубкова. С лёгкой руки Гончарова он начал преподавать в ГИТИСе. Владимиру Андрееву не было сорока, когда актёры попросили его возглавить Театр им. Ермоловой. История повторилась в 89-м году. Он тогда был главным режиссёром Малого театра, но вернулся и стал единственным режиссёром, который объединил две труппы, тем самым сохранив коллектив Ермоловского театра, и он же единственный в истории добровольно оставил пост художественного руководителя.  Сейчас он президент, который принимает участие в жизни родного театра и продолжает выходить на его сцену и в старых и в премьерных спектаклях.

«Театрал» присоединяется к поздравлениям в честь 90-летия Владимира Алексеевича и желает ему здоровья, энергии и новых встреч с любящей его публикой!

 
Анна Каменкова, актриса театра и кино:
- Я знала Владимира Андреева по работам в Ермоловском театре. Видела «Утиную охоту», где он играл Зилова, «Дядю Ваню» с ним в главной роли и конечно же видела кинофильмы с его участием.  Когда узнала, что в «Принцессе цирка» мы с Владимиром Алексеевичем будет играть семейную пару, очень обрадовалась. Такого мужа ещё поискать надо! Партнёр он замечательный, с ним работать одно удовольствие. Мы много говорили, правда говорил в основном он, я больше слушала. Мы обсуждали свои роли, могли о чём-то втихаря от режиссёра договориться и сыграть, могли и поспорить с режиссёром. У Андреева опыт-то колоссальный, его импровизации принимались, но он ни в какие конфликты не вступал. Владимир Алексеевич человек доброжелательный, он лучше смолчит, чем выскажет что-то негативное.
 
Абсолютно легко и непринуждённо он общается и с мастерами, и с молодыми актёрами. Какая-то удивительная мягкость исходит от человека, который с высоты своего положения мог бы быть и суровым, и недовольным. Ничего подобного! В жизни он спокойный, сдержанный, но начинает играть и преображается. Это какое-то мудрое сбережение энергии, не желание тратить её по пустякам для того, чтобы потом выложиться на сцене или в кадре.
 
В перерывах между съёмками он читал стихи, которых знает невероятное множество. Мы слушали, затаив дыхание, настолько это было интересно.

В «Принцессе цирка» его герой по сценарию лежит в коме в течении десяти серий. Конечно лежал не он. Мне приходилось играть с воображаемым мужем. По этому поводу мы много хохмили. Владимир Алексеевич говорил: «Смотри Аня, как бы у тебя другой муж не появился». Ведь  в западных сериалах сплошь и рядом меняют артистов: в больницу попадает один, а выходит из неё другой.
 
Сначала я удивлялась, что в обеденный перерыв он ничего не ел, только сок пил. Меня хватило на два месяца, а потом и я перестала обедать, а он не ел с самого начала. Что тут скажешь - опыт.

Мы с ним участвовали в телевизионной передаче по поводу премьеры нашего фильма, сидели рядом. Было очень приятно принимать поздравления. Нежные очень приятные воспоминания от общения с ним. Я желаю ему здоровья. Он удивительный!
 
Александр Клюквин, актёр Малого театра:
- Андреев сначала ставил спектакли в нашем театре, как приглашённый режиссёр, а потом пришёл к нам главным режиссёром. Ничего не изменилось в его поведении. «Кресло» его не испортило.
Андреев - человек, который знает, чего хочет и умеет добиться от актёра того, что ему нужно. Он ведь сам актёр и понимает актёрскую сущность, чувствует на что актёр способен. Если он предлагал актёру сделать что-то, что тот явно не может, что не соответствует его органике, он сразу находил другой путь. Это очень подкупало, потому что есть режиссёры, которые относятся к актёрам как к пластилину, как к средству выразить себя. Бывает и ломают актёров. У него этого не было. Это - тонкий, чуткий режиссёр.
 
Я очень хорошо помню, как мы репетировали пьесу «Иван». Я видел с каким удовольствием работали с ним Евгений Яковлевич Весник, Виктор Иванович Коршунов. У меня были какие-то предложения, и он слушал даже меня, молодого актёра и с некоторыми моими идеями соглашался.
 
Мы с ним не могли общаться не то, что на равных, но даже как старший и младший партнёры. Между нами была очень большая разница в положении, но он относился одинаково внимательно ко всем актёрам и ко мне, в частности.  Там был момент, который показал до чего он деликатен. В одной сцене я выезжал на мотоцикле, меня за кулисами подталкивали. На прогоне помощников не оказалось, и я сам вывел мотоцикл. Получилась накладка, провал в действии и уже находясь на сцене я сказал: «Владимир Алексеевич, ну, что это такое, там никого не было, никто мне не помог». Он позвал постановщиков, они объяснились, а я стою на сцене с осознанием собственной гордости, что главный режиссёр из-за меня всё исправляет. А когда всё было решено, он повернулся ко мне: «А вам, Саша, я хочу сказать, никогда не останавливайтесь, это непрофессионально, делайте, как можете».  Мягкость, с которой было сделано это точное замечание меня поразила. Владимир Алексеевич невероятно тактичный, тонкий, умный человек.  Владимир Андреев талантлив во всём: в актёрстве, в режиссуре, в общении. Как бы сейчас сказали: Андреев — это бренд!
 
Елена Папанова, актриса театра Ермоловой:
- Я собралась было поступать в Школу-студию МХАТ, но папа сказал: «Ну, это же школа, а ГИТИС – институт», и я поступила на курс Андреева в ГИТИС. Конечно, мы его побаивались. Он был строгим, но ответственным педагогом. Несмотря на то, что возглавлял Театр Ермоловой, всегда находил, не в пример многим, для нас время и три раза в неделю обязательно вел занятия. После окончания он взял меня к себе в театр и сразу отправил на гастроли, думаю, для того, чтобы я быстрее со всеми познакомилась.
 
Когда мы вернулись меня ввели в спектакль «Дарю тебе жизнь» вместо заболевшей актрисы. Спектакль поставил Андреев, он играл главную роль, и он же вводил меня. Прекрасно понимая, что я волнуюсь, что это первая большая роль на профессиональной сцене и ввод срочный, он очень помогал мне. Был так терпелив и внимателен, что я перестала бояться, что мне предстоит стать партнёром моего педагога.
 
Играя в одном спектакле с таким актёром, как Владимир Алексеевич, всё равно учишься, хотя он впрямую не учит, но ты стоишь за кулисами и смотришь, как он играет. Это хорошая школа. Мне повезло, что Владимир Алексеевич был и моим педагогом, и режиссёром и партнёром
Мы сыграли несколько спектаклей, и Владимир Алексеевич меня спросил: «Лена, а папа придёт посмотреть, как ты играешь?» Я сказала папе, он обещал прийти, но уехал куда-то на съёмки. Через какое-то время Владимир Алексеевич опять поинтересовался, придёт ли папа? Папа опять уехал на концерты куда-то в Сибирь. Было так неловко, что я стала от него прятаться. Вижу в конце коридора идёт Андреев, я, что б на глаза ему не попасться шмыг в гримёрную. В конце концов папа пришёл, после спектакля они встретились. Уж о чём говорили не знаю, но Владимир Алексеевич всегда считал, что папа должен моей судьбой актёрской больше заниматься.

Потом я играла в постановках Андреева: «Крейцерова соната», «Товарищи граждане», «Василиса Мелентьевна», «Мария Стюарт». Во время репетиций он много уделяет внимания актёрам, помогает. Я не помню каких-либо замечаний, если они и делались, то очень тактично.
Я играла с ним в «Царе Максимилиане», с этим спектаклем мы ездили на неделю во Францию на фестиваль в Марсель. Прекрасные были гастроли.
 
В спектакль «Перед заходом солнца», где он должен был играть главную роль он собрал всех своих учеников. Позвонил мне: «Я хочу, чтобы ты сыграла Паулу». В работу нашу он не вмешивался, считая, что все его ученики уже взрослые профессиональные актёры. Видя такое доверие, ты себя увереннее чувствуешь. Я с большим светом и благодарностью вспоминаю все работы, связанные с Андреевым.
 
Я хочу ему пожелать, пускай он здоров будет ещё долгие годы!

У нас в театре есть «Зал имени Андреева», чем мы очень гордимся. В каком ещё театре есть зал прижизненно посвящённый мастеру.
 
 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Анатолий Белый: «Каждый со своим выбором всегда один на один»

    О протестах в Беларуси и запасах внутренней независимости, об экологии отношений в «Дяде Ване» и экологических катастрофах, о «Тайной вечере» Дмитрия Крымова и ежеминутном выборе – актер МХТ им. ...
  • Максим Аверин: «Не люблю жить прошлым»

    26 ноября Максиму Аверину исполняется 45 лет. Как актер готовится отметить эту дату и какие строит планы на нынешний театральный сезон – в интервью с ноябрьской обложки «Театрала».     – Максим, в первую очередь расскажите, пожалуйста, о предстоящих премьерах. ...
  • Алексей Франдетти о «Брате 2», Питере Пэне, «Стилягах» и Джуде Лоу

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с актером и режиссёром Алексеем Франдетти. В новом выпуске программы «Синемания. Высшая лига» он рассказал о том, как выстраивает свою работу, почему хочет сделать из фильма «Брат 2» мюзикл, какие проекты планирует реализовать и для чего хочет выучиться на дирижёра. ...
  • Антон Яковлев: «Не признаёт любви наполовину»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также