Режиссер и педагог Николай Скорик отмечает юбилей

 

С 75-летием Николая Скорика, режиссера МХТ им. Чехова, поздравляют Ирина Мирошниченко и бывшие ученики, Александр Феклистов и Ирина Апексимова. 

Ирина Мирошниченко:


У меня такое впечатление, что я знаю Николая Лаврентьевича всю жизнь. Сколько я помню, он всегда был в Московском Художественном театре. Соратник и правая рука Олега Николаевича Ефремова, он работал с ним над многими спектаклями, в том числе над всеми постановками по пьесам Антона Павловича Чехова. Поэтому для меня он такой: мхатовский чеховский персонаж, человек, который чувствует и абсолютно понимает Художественный театр и имеет своё представление о Чехове! Причём, мы с ним дважды работали над одним и тем же чеховским произведением – «Чайкой». Я играла Аркадину в «Чайке», поставленной Ефремовым, много лет, начиная с 1984 года (это был срочный ввод) до последнего спектакля. А в 2001 году Николай Лаврентьевич восстановил эту постановку в память об Олеге Николаевиче, и я опять играла Аркадину. Но это было уже творение Николая Скорика – выношенное им, заново созданное вместе с прекрасной нашей командой, в которую вошли Евгений Миронов, Настя Скорик, Михаил Хомяков, Борис Плотников, Евгения Добровольская, Наталия Егорова, Владимир Краснов, Эдуард Чекмазов… И, конечно, Вячеслав Михайлович Невинный, который играл Сорина, моего брата. Мы с ним очень много придумывали, предлагали, в спектакле была масса открытий, и Николай Лаврентьевич откликался на все свежие решения. Ему очень хотелось, чтобы это была сегодняшняя «Чайка», хотя рождена она была много лет назад. Мы играли её в разных городах и странах, в том числе на фестивале в Баденвейлере – в маленьком городе, где умер Чехов. Это был незабываемый спектакль…

Я видела много прекрасных работ Николая Скорика в театре. И помню момент, когда он решил изменить свою жизнь: набрать курс, начать взращивать своих актёров. У него это получилось изумительно, он нашёл талантливейших людей, воспитал их, сделал из них коллектив – театр при Московском государственном институте культуры. И все они, его ученики, называют себя Скориками!

Он создаёт сам, он обучает и даёт продолжение нашей великой школе в новых именах и новых лицах. Человек, который несёт высокие традиции Художественного театра и при этом остро чувствует сегодняшний день. Его последняя работа «Блок» по поэме Александра Блока «Двенадцать» – это современно, глубоко и ново.

Мне кажется, что Коля встречает свой юбилей совершенно молодым человеком! Я вижу, как он работает с молодёжью, как живёт в её ритме, как горят его глаза. Я безумно за него рада и от всего сердца поздравляю его с юбилеем!

Александр Феклистов:

Нашему курсу очень повезло – Николай Лаврентьевич был на самом пике своего интереса к педагогике и в принципе это был период его творческого расцвета. Он вложил в нас
больше, чем предполагал учебный план. Практически жил с нами, пока делал спектакль «Дни Турбиных». Он отдавал нам всю свою жизнь, ни больше ни меньше. Возил  в свой
родной город Калугу, познакомил со своей чудесной мамой. Он в нас человечески вкладывался. Николай Лаврентьевич не просто педагог, но миссионер и культуртрегер,
как сейчас модно говорить. Он всегда во всем нам помогал, не оставил без внимания ни один наш вопрос или сомнение. Я это очень ценю, помню и буду помнить всю оставшуюся жизнь. Он один из первых важных моих учителей. Нянькался с нами, как мать нянькается с ребенком. Это дорого стоит, редко бывает. Нам повезло!

Ирина Апексимова:

Когда меня спрашивают о Николае Лаврентьевиче, обычно разговор заходит о спектакле «Ундина». Но сегодня мне хочется вспомнить другую его работу. Дипломный спектакль на нашем курсе - «Несколько танцев под шум дождя». В этой пьесе Атола Фугарда не меньше 300 страниц, Николай Лаврентьевич превратил их в 18! Пьеса на модную сегодня тему расизма. У нас на курсе темнокожих ребят не было, поэтому тема поменялась – спектакль получился про любовь. У Николая Ларвентьевича всегда все про любовь, за что я его обожаю. Благодаря этому спектаклю в нашей стране на театральной сцене впервые появился стэп. Скорик привел к нам молодого стэписта Аркадия Насырова (он играл в знаменитом фильме «Зимний вечер в Гаграх»). И дал возможность нам, молодым ребятам, не только научиться стэпу, но и выходить с этим спектаклем на сцену МХТ. Это был безумный, просто безумный успех.

У Николая Лаврентьевича чутье на музыку, уникальный музыкальный вкус! Он всегда подбирает потрясающий музыкальный ряд. Еще он невероятный авантюрист. В этом нашем спектакле не предполагалось женских ролей. Только три мужских, которые достались Жене Миронову, Валере Николаеву, Юре Кочневу. Но режиссер взял в спектакль и меня. И когда его спросил Олег Табаков: «При чем здесь Апексимова? », – он ответил: «А это – мечта!». Выкрутился моментально!

И на вопросы, как же это мы переделываем пьесу, отвечал – «да ну перестаньте, Фугард давно умер уже».

И вот прошло много лет, Валерий Николаев поехал в Америку, в Пристонский университет на стажировку по стэпу. И что вы думаете – его там познакомили с живым здоровым Фугардом. Это был, конечно шок (смеется).

В общем, Николай Лаврентьевич, прекрасный и любимый авантюрист. Благодаря своей энергии он точно так же сделал и «Ундину». Сумасшедшая же идея – превратить детскую сказку во взрослый вечерний спектакль. Мы были очень заражены этой его идеей. И играли спектакль на сцене МХТ с особенным чувством.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Ольга Кабо: «Моя главная красная дорожка – путь домой после работы»

    В рамках партнерской программы с Радио 1 «Театрал» публикует интервью с заслуженной артисткой России Ольгой Кабо. 7 октября в Чеченском государственном драматическом театре им. Ханпаши Нурадилова прошла премьера нового спектакля «В горы за тобой» с участием Ольги Кабо. ...
Читайте также