Режиссер и педагог Николай Скорик отмечает юбилей

 

С 75-летием Николая Скорика, режиссера МХТ им. Чехова, поздравляют Ирина Мирошниченко и бывшие ученики, Александр Феклистов и Ирина Апексимова. 

Ирина Мирошниченко:


У меня такое впечатление, что я знаю Николая Лаврентьевича всю жизнь. Сколько я помню, он всегда был в Московском Художественном театре. Соратник и правая рука Олега Николаевича Ефремова, он работал с ним над многими спектаклями, в том числе над всеми постановками по пьесам Антона Павловича Чехова. Поэтому для меня он такой: мхатовский чеховский персонаж, человек, который чувствует и абсолютно понимает Художественный театр и имеет своё представление о Чехове! Причём, мы с ним дважды работали над одним и тем же чеховским произведением – «Чайкой». Я играла Аркадину в «Чайке», поставленной Ефремовым, много лет, начиная с 1984 года (это был срочный ввод) до последнего спектакля. А в 2001 году Николай Лаврентьевич восстановил эту постановку в память об Олеге Николаевиче, и я опять играла Аркадину. Но это было уже творение Николая Скорика – выношенное им, заново созданное вместе с прекрасной нашей командой, в которую вошли Евгений Миронов, Настя Скорик, Михаил Хомяков, Борис Плотников, Евгения Добровольская, Наталия Егорова, Владимир Краснов, Эдуард Чекмазов… И, конечно, Вячеслав Михайлович Невинный, который играл Сорина, моего брата. Мы с ним очень много придумывали, предлагали, в спектакле была масса открытий, и Николай Лаврентьевич откликался на все свежие решения. Ему очень хотелось, чтобы это была сегодняшняя «Чайка», хотя рождена она была много лет назад. Мы играли её в разных городах и странах, в том числе на фестивале в Баденвейлере – в маленьком городе, где умер Чехов. Это был незабываемый спектакль…

Я видела много прекрасных работ Николая Скорика в театре. И помню момент, когда он решил изменить свою жизнь: набрать курс, начать взращивать своих актёров. У него это получилось изумительно, он нашёл талантливейших людей, воспитал их, сделал из них коллектив – театр при Московском государственном институте культуры. И все они, его ученики, называют себя Скориками!

Он создаёт сам, он обучает и даёт продолжение нашей великой школе в новых именах и новых лицах. Человек, который несёт высокие традиции Художественного театра и при этом остро чувствует сегодняшний день. Его последняя работа «Блок» по поэме Александра Блока «Двенадцать» – это современно, глубоко и ново.

Мне кажется, что Коля встречает свой юбилей совершенно молодым человеком! Я вижу, как он работает с молодёжью, как живёт в её ритме, как горят его глаза. Я безумно за него рада и от всего сердца поздравляю его с юбилеем!

Александр Феклистов:

Нашему курсу очень повезло – Николай Лаврентьевич был на самом пике своего интереса к педагогике и в принципе это был период его творческого расцвета. Он вложил в нас
больше, чем предполагал учебный план. Практически жил с нами, пока делал спектакль «Дни Турбиных». Он отдавал нам всю свою жизнь, ни больше ни меньше. Возил  в свой
родной город Калугу, познакомил со своей чудесной мамой. Он в нас человечески вкладывался. Николай Лаврентьевич не просто педагог, но миссионер и культуртрегер,
как сейчас модно говорить. Он всегда во всем нам помогал, не оставил без внимания ни один наш вопрос или сомнение. Я это очень ценю, помню и буду помнить всю оставшуюся жизнь. Он один из первых важных моих учителей. Нянькался с нами, как мать нянькается с ребенком. Это дорого стоит, редко бывает. Нам повезло!

Ирина Апексимова:

Когда меня спрашивают о Николае Лаврентьевиче, обычно разговор заходит о спектакле «Ундина». Но сегодня мне хочется вспомнить другую его работу. Дипломный спектакль на нашем курсе - «Несколько танцев под шум дождя». В этой пьесе Атола Фугарда не меньше 300 страниц, Николай Лаврентьевич превратил их в 18! Пьеса на модную сегодня тему расизма. У нас на курсе темнокожих ребят не было, поэтому тема поменялась – спектакль получился про любовь. У Николая Ларвентьевича всегда все про любовь, за что я его обожаю. Благодаря этому спектаклю в нашей стране на театральной сцене впервые появился стэп. Скорик привел к нам молодого стэписта Аркадия Насырова (он играл в знаменитом фильме «Зимний вечер в Гаграх»). И дал возможность нам, молодым ребятам, не только научиться стэпу, но и выходить с этим спектаклем на сцену МХТ. Это был безумный, просто безумный успех.

У Николая Лаврентьевича чутье на музыку, уникальный музыкальный вкус! Он всегда подбирает потрясающий музыкальный ряд. Еще он невероятный авантюрист. В этом нашем спектакле не предполагалось женских ролей. Только три мужских, которые достались Жене Миронову, Валере Николаеву, Юре Кочневу. Но режиссер взял в спектакль и меня. И когда его спросил Олег Табаков: «При чем здесь Апексимова? », – он ответил: «А это – мечта!». Выкрутился моментально!

И на вопросы, как же это мы переделываем пьесу, отвечал – «да ну перестаньте, Фугард давно умер уже».

И вот прошло много лет, Валерий Николаев поехал в Америку, в Пристонский университет на стажировку по стэпу. И что вы думаете – его там познакомили с живым здоровым Фугардом. Это был, конечно шок (смеется).

В общем, Николай Лаврентьевич, прекрасный и любимый авантюрист. Благодаря своей энергии он точно так же сделал и «Ундину». Сумасшедшая же идея – превратить детскую сказку во взрослый вечерний спектакль. Мы были очень заражены этой его идеей. И играли спектакль на сцене МХТ с особенным чувством.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Нина Гуляева отмечает юбилей

    Свой творческий путь актриса МХТ им. Чехова Нина Гуляева начинала с ролей детского репертуара. Уже было четко обозначено амплуа: травести. Рост и голос подчеркивали хрупкость натуры. Но при этом довольно скоро оказалось, что творческий диапазон этой «хрупкой натуры» – гораздо шире ее первых работ. ...
  • Дмитрий Сумин: «В душе я клоун, поэтому трагифарс – мое все»

    Молодой артист МХТ имени Чехова Дмитрий Сумин стремительно и успешно ввелся в комедию Михаила Рахлина «Веселые времена». Сыграл вальяжного французского графа, которого «перевоспитывает» любовь советской девушки. ...
  • Антон Яковлев: «На таких идеалистах держится мир»

    В репертуаре Театра сатиры появился спектакль «Лес», который сразу привлек внимание зрителей. Во-первых, режиссер Антон Яковлев, обладатель престижных наград, среди которых почетное место занимает премия «Звезда Театрала». ...
  • Денис Суханов отмечает 50-летие

    Сегодня, 6 апреля, свой 50-й день рождения отмечает ведущий актер театра «Сатирикон» Денис Суханов. «Высокоодаренный артист с врожденным профессионализмом, абсолютно настроенный на работу, артист вертикального взлёта, – говорит худрук «Сатирикона» Константин Райкин. ...
Читайте также