Режиссер и педагог Николай Скорик отмечает юбилей

 

С 75-летием Николая Скорика, режиссера МХТ им. Чехова, поздравляют Ирина Мирошниченко и бывшие ученики, Александр Феклистов и Ирина Апексимова. 

Ирина Мирошниченко:


У меня такое впечатление, что я знаю Николая Лаврентьевича всю жизнь. Сколько я помню, он всегда был в Московском Художественном театре. Соратник и правая рука Олега Николаевича Ефремова, он работал с ним над многими спектаклями, в том числе над всеми постановками по пьесам Антона Павловича Чехова. Поэтому для меня он такой: мхатовский чеховский персонаж, человек, который чувствует и абсолютно понимает Художественный театр и имеет своё представление о Чехове! Причём, мы с ним дважды работали над одним и тем же чеховским произведением – «Чайкой». Я играла Аркадину в «Чайке», поставленной Ефремовым, много лет, начиная с 1984 года (это был срочный ввод) до последнего спектакля. А в 2001 году Николай Лаврентьевич восстановил эту постановку в память об Олеге Николаевиче, и я опять играла Аркадину. Но это было уже творение Николая Скорика – выношенное им, заново созданное вместе с прекрасной нашей командой, в которую вошли Евгений Миронов, Настя Скорик, Михаил Хомяков, Борис Плотников, Евгения Добровольская, Наталия Егорова, Владимир Краснов, Эдуард Чекмазов… И, конечно, Вячеслав Михайлович Невинный, который играл Сорина, моего брата. Мы с ним очень много придумывали, предлагали, в спектакле была масса открытий, и Николай Лаврентьевич откликался на все свежие решения. Ему очень хотелось, чтобы это была сегодняшняя «Чайка», хотя рождена она была много лет назад. Мы играли её в разных городах и странах, в том числе на фестивале в Баденвейлере – в маленьком городе, где умер Чехов. Это был незабываемый спектакль…

Я видела много прекрасных работ Николая Скорика в театре. И помню момент, когда он решил изменить свою жизнь: набрать курс, начать взращивать своих актёров. У него это получилось изумительно, он нашёл талантливейших людей, воспитал их, сделал из них коллектив – театр при Московском государственном институте культуры. И все они, его ученики, называют себя Скориками!

Он создаёт сам, он обучает и даёт продолжение нашей великой школе в новых именах и новых лицах. Человек, который несёт высокие традиции Художественного театра и при этом остро чувствует сегодняшний день. Его последняя работа «Блок» по поэме Александра Блока «Двенадцать» – это современно, глубоко и ново.

Мне кажется, что Коля встречает свой юбилей совершенно молодым человеком! Я вижу, как он работает с молодёжью, как живёт в её ритме, как горят его глаза. Я безумно за него рада и от всего сердца поздравляю его с юбилеем!

Александр Феклистов:

Нашему курсу очень повезло – Николай Лаврентьевич был на самом пике своего интереса к педагогике и в принципе это был период его творческого расцвета. Он вложил в нас
больше, чем предполагал учебный план. Практически жил с нами, пока делал спектакль «Дни Турбиных». Он отдавал нам всю свою жизнь, ни больше ни меньше. Возил  в свой
родной город Калугу, познакомил со своей чудесной мамой. Он в нас человечески вкладывался. Николай Лаврентьевич не просто педагог, но миссионер и культуртрегер,
как сейчас модно говорить. Он всегда во всем нам помогал, не оставил без внимания ни один наш вопрос или сомнение. Я это очень ценю, помню и буду помнить всю оставшуюся жизнь. Он один из первых важных моих учителей. Нянькался с нами, как мать нянькается с ребенком. Это дорого стоит, редко бывает. Нам повезло!

Ирина Апексимова:

Когда меня спрашивают о Николае Лаврентьевиче, обычно разговор заходит о спектакле «Ундина». Но сегодня мне хочется вспомнить другую его работу. Дипломный спектакль на нашем курсе - «Несколько танцев под шум дождя». В этой пьесе Атола Фугарда не меньше 300 страниц, Николай Лаврентьевич превратил их в 18! Пьеса на модную сегодня тему расизма. У нас на курсе темнокожих ребят не было, поэтому тема поменялась – спектакль получился про любовь. У Николая Ларвентьевича всегда все про любовь, за что я его обожаю. Благодаря этому спектаклю в нашей стране на театральной сцене впервые появился стэп. Скорик привел к нам молодого стэписта Аркадия Насырова (он играл в знаменитом фильме «Зимний вечер в Гаграх»). И дал возможность нам, молодым ребятам, не только научиться стэпу, но и выходить с этим спектаклем на сцену МХТ. Это был безумный, просто безумный успех.

У Николая Лаврентьевича чутье на музыку, уникальный музыкальный вкус! Он всегда подбирает потрясающий музыкальный ряд. Еще он невероятный авантюрист. В этом нашем спектакле не предполагалось женских ролей. Только три мужских, которые достались Жене Миронову, Валере Николаеву, Юре Кочневу. Но режиссер взял в спектакль и меня. И когда его спросил Олег Табаков: «При чем здесь Апексимова? », – он ответил: «А это – мечта!». Выкрутился моментально!

И на вопросы, как же это мы переделываем пьесу, отвечал – «да ну перестаньте, Фугард давно умер уже».

И вот прошло много лет, Валерий Николаев поехал в Америку, в Пристонский университет на стажировку по стэпу. И что вы думаете – его там познакомили с живым здоровым Фугардом. Это был, конечно шок (смеется).

В общем, Николай Лаврентьевич, прекрасный и любимый авантюрист. Благодаря своей энергии он точно так же сделал и «Ундину». Сумасшедшая же идея – превратить детскую сказку во взрослый вечерний спектакль. Мы были очень заражены этой его идеей. И играли спектакль на сцене МХТ с особенным чувством.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Андрей Кузичев: «Мы ощущаем жизнь как отчаянный эксперимент»

    Трудно поверить, но Андрей Кузичев, тот самый, который сыграл главную роль в «Пластилине» Кирилла Серебренникова, на днях отметил 50. Позади – шесть спектаклей Деклана Доннеллана, которые привели в Театр Пушкина, «Седьмая студия» в Школе-студии МХАТ, которая привела в педагогику, а теперь – курс Евгения Писарева, где он преподает актерское мастерство. ...
  • Генриетта Яновская: «Ее замечания были прелестны»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Абсолютный слух

    «Талант – это от Бога, – скажет однажды Людмила Максакова. – А вот как ты им распорядишься, насколько сумеешь своими ролями, своим творчеством донести до зрителей те самые «чувства добрые», насколько сможешь изменить мир своей душой, насколько сумеешь завоевать сердца и обратить их к прекрасному, – вот об этом должен думать человек театра…» Далее в лучших традициях юбилейного очерка следовало бы написать о том, что собственный талант народная артистка России, прима Театра им. ...
  • Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

    Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу. ...
Читайте также