Уже не смешно

Театр Наций открыл сезон сразу тремя комедиями

 

В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли.

Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». Но что-то пошло не так.

Олег Долин на Малой сцене продолжил изыскания в жанре площадного театра. Только в этот раз не комедии дель арте, а французской буффонады. Круглая площадка-арена, почти полное отсутствие декораций, утрированные, карикатурные позы и жесты и герои-типажи: простак, сварливая жена, глупый отец, несчастные влюбленные. Незатейливый сюжет Мольера, взятый из средневекового фабио, повествует о пьянице и пройдохе Сганареле, которого по ошибке приняли за ученого доктора, но он сумел извернуться, запудрить клиентам мозги и организовать побег якобы хворой хозяйской дочки с её кавалером.

По идее, все на сцене должно искриться и пениться, как шампанское, создавая публике хорошее настроение. И молодые актеры – Илья Крикливец, Мария Лапшина, Глеб Пускепалис, Полина Виторган, Анастасия Голикова и другие очень стараются, выдерживая фарсовую форму: всячески валяют дурака, совершают почти акробатические трюки и заигрывают со зрителями, пытаясь включить их в действие. Но этой наивной, безыскусной комедии все же не хватает второго дна, какой-то внутренней, потаенной мысли, которая была в той же «Зобеиде» в РАМТе. И хотя в финале нам жизнерадостно сообщают: all you need is love, тема остается, на мой взгляд, не раскрытой.

В «Разбитом кувшине» Тимофея Кулябина, напротив, мысль есть, да еще какая. Комедию-анекдот Генриха фон Клейста он превратил в высказывание о современной Европе, которая пытается навести порядок в своих дальних пределах, но увязает в местных разборках, где нет правых и виноватых и где царят свои законы, далекие от норм цивилизованного права. По сюжету взаштатный городок приезжает контролер из Утрехта и присутствует на судебном разбирательстве дела о разбитом кувшине, в ходе которого выясняется, что виноват сам судья. Недаром эту комедию называют немецким «Ревизором».

Во времена Клейста разбитый кувшин был синонимом потери невинности, и речь шла не столько о порче имущества, сколько о девичьей чести. В наши дни такие переживания, возможно, выглядят старомодно, но не в них суть. Режиссер тут фокусируется на другом: на занавесе у него красуется карта условного европейского союза, а советник Вальтер приезжает не откуда-нибудь, а из Брюсселя. Причем, Ингеборга Дапкунайте играет его каким-то бесполым существом, почти андроидом в серебристом плаще и на высоких каблуках. Бесстрастная, официально чопорная, воплощающая верность закону и порядку, она кажется инопланетянкой среди этих мелких людишек с их слабостями и грехами. Но зато эти людишки гораздо витальней, они умеют по-настоящему любить и ненавидеть, и лучше бы европейскому правосудию не совать нос в их дела со своим чистоплюйством и нормативами. Разберутся сами.

Тимофей Кулябин в финале приготовил зрителям сюрприз, который переворачивает историю с ног на голову. Но случается это в последние пять минут. Все остальное время действие идет ни шатко ни валко и даже не очень смешно, хотя по жанру заявлен анекдот. Этой истории не хватает какого-то взрывного балканского колорита, который бы оживил по-европейски стильную картинку и несколько постную манеру игры.

Виталий Коваленко в роли судьи явно не очень уверенно чувствует себя в комическом жанре, Олег Савцов здорово играет манерного писаря Лихта, который всегда чует, куда дует ветер, и переобувается на лету, а Рустам Ахмадеев неожиданно нежен и трогателен в роли нескладного ревнивого жениха. Лишь Анна Галинова в привычном амплуа придурковатой деревенской бабы напоминает, что мы смотрим все-таки комедию и на ней полагается смеяться.

Кому хватает темперамента, так это актерам Евгения Марчелли. У него, как в большой итальянской семье, выясняют отношения шумно: кричат, бьются в истерике, падают в обморок и бьют по суду. Ну почти Альмодовар – женщины за гранью нервного срыва, только на наш суконно-посконный манер. Поэтому очень отзывается фраза одного из героев в конце первого акта: «Простите, я попал в сумасшедший дом?».

Марчелли привлек на постановку многих артистов, с которыми работал еще в Ярославле: Владимир Майзингер и Виталий Кищенко по очереди играют мягкотелого полконика Ростанева; Юлия Хлынина приглашена на роль бедной гувернантки Настеньки; Анастасия Светлова изображает «фантасмагорическую женщину» Татьяну Ивановну. Но главный во всей этой истории, конечно, Авангард Леонтьев в роли Фомы Опискина. Ради него все и затевалось. Это стопроцентное попадание в образ: маленький, плюгавенький человечек, бровки домиком, страдальческое выражение лица, он буквально раздувается на глазах вместе со своим эго, становясь домашним тираном, Наполеоном села Степанчиково. Рядом с ним даже монументальный Владимир Майзингер теряется, тушуется и даже становится как-то меньше ростом.

Но несмотря на постоянную суету на сцене и повышенные децибелы, действие пробуксовывает, не развивается. А заготовленные шутки почему-то не выстреливают, не доходят до зрителя – все мимо, мимо. То ли дело в шахматной рассадке и полупустом зале, противопоказанном особенно комедии. То ли актеры за полгода просто растренировались, потеряли хватку и умение налаживать контакт с публикой. Нарушение привычной связи между сценой и залом, вот этого пресловутого обмена энергией – пожалуй, главное печальное ощущение первых послекарантинных спектаклей.

Возможно, оно наладится позже. А может быть, мы действительно изменились и театр должен тоже стать другим, переизобрести себя и ответить на вопросы: кто мы, чем тут занимаемся и главное – зачем?

  • Нравится



Самое читаемое

  • Театральный донос

    Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. ...
  • «Содружество актеров Таганки» может возглавить Герасимов

    Народный артист и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов может стать художественным руководителем «Содружества актеров Таганки», сообщает РИА Новости. Это предложение, по словам Герасимова, поступило непосредственно от коллектива театра. ...
  • «Переснять этот дубль нельзя»

    Коллеги и друзья актера признаются, что не могут молчать о случившемся. На своих страницах в соцсетях высказались Кирилл Сереберенников, Иван Охлобыстин, Сергей Шнуров и многие другие.   Режиссер Кирилл Серебренников призвал оказать поддержку актеру Ефремову. ...
  • Николай Коляда заявил об уходе из своего театра

    8 сентября на сборе труппы уральский драматург, режиссер и основатель «Коляда-театра» заявил, что 20 декабря намерен оставить пост художественного руководителя-директора и эмигрировать из России.  По словам актеров, на это решение могла повлиять усталость от финансовых проблем: пять последних месяцев были самым сложным периодом для театра, который остался без зрителя, без доходов и не получал помощи от местных властей. ...
Читайте также


Читайте также

  • Уже не смешно

    В Театре Наций в течение недели одна за другой вышли премьеры спектаклей «Лекарь поневоле» Олега Долина, «Разбитый кувшин» Тимофея Кулябина и «Страсти по Фоме» Евгения Марчелли. Хотя все три спектакля были задуманы еще до пандемии, они идеально соответствуют рекомендациям нового министра культуры Ольги Любимовой начинать посткарантинный сезон с чего-то легкого: шуточный пустячок Мольера, комедия-анекдот Клейста, даже у Достоевского – минимально травматичное и сатирическое «Село Степанчиково и его обитатели». ...
  • «Идеальных людей не существует»

    Владимир Машков и Алена Лаптева представили новые спектакли по Агате Кристи и Александру Вампилову первым зрителям. Премьера «Старшего сына состоится 7 сентября (Сцена на Чаплыгина), а детектива «И никого не стало» – 10 сентября (Сцена на Сухаревской). ...
  • Отравленное время

    Театр Романа Виктюка 1 сентября открывает 24-й сезон премьерой - художественный руководитель театра представит знаковую пьесу Серебряного века «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Главные роли в новом спектакле исполняет звёздный актёрский дуэт - Людмила Погорелова и Дмитрий Бозин. ...
  • Где купить «Театрал»: журнал увеличил охват

    В редакцию чаще стали обращаться читатели с вопросом: где в условиях самоизоляции приобрести апрельский «Театрал»? В самом деле, интерес закономерен, поскольку театры закрыты, невозможно получить журнал и в редакции, а также у целого ряда наших партнеров (например, в ресторанах, где журнал выставляется на стойках, или в книжных магазинах). ...
Читайте также