«Многие его постановки воспринимались, как ожог»

Друзья и коллеги – в память о Владимире Малыщицком

 

23 сентября для многих театральных деятелей Санкт-Петербурга связан с именем основателя и первого режиссера Молодежного театра на Фонтанке Владимира Малыщицкого (1940-2008). В этот день ему исполнилось бы 80 лет. По случаю памятной даты друзья и коллеги поделились своими воспоминаниями.
 
Наталья Дмитриева, актриса Молодежного театра на Фонтанке:


– В Малыщицком при внешней хрупкости был такой вулкан, такое кипение, внутри... Самое главное впечатление о нем – потрясающее чутье к литературе, связанное с этим кипением. Так он стремился вывести артистов на высокий уровень духовности, чтобы зритель взбудоражился, чтобы  что-то понял в своей жизни через театр… Потому что каждый человек должен быть «за» что-то или «против» чего-то. 
 
Тогдашние студийные перегибы мы, артисты, многие по своей лености не одобряли, не понимали. Ну, что это такое: приходи даже тогда, когда не занят, читай груды отзывов… Многое приходит спустя время… На расстоянии стало понятно: для него-то театр был всей жизнью, а для нас не всей… И с детьми побыть хотелось, и дома… В небольшом этом человеке было громадное мировоззрение, искавшее альянс с современной, самой острой литературой. Он понимал, что может что-то сказать миру, при необходимости ИНОсказать. И так он всех настраивал, что все работали на его идею…
 
Ловлю себя на мысли, что если бы сейчас можно было возобновить «Отпуск по ранению», то я хочу и сегодня принимать в таком спектакле участие. Кино снимается – уходит, спектакль в театре ставится – уходит… А тут  не ставилось – горело. И  так горело, что и сегодня было бы остро современно. Жалко, конечно, что в свое время не было у меня с ним какого-то особого сближения, личного контакта. Мы все крепки задним умом… Но то, что он делал, это был театр высочайшего уровня.
 
Валерий Кухарешин, актер Молодежного театра на Фонтанке:
– Официальное открытие Молодёжного театра состоялось 18 января 1980 года. Было очень неожиданно, что это помещение летнего катка в Измайловском саду дали Малыщицкому. Сначала стенки были облицованы белым кафелем, пол был цементным… Общее впечатление было какого-то спортивного зала. Буквально в ночь перед первым спектаклем мы все, включая директора театра, вооружившись ломами и молотками, откалывали от стен эту кафельную плитку… И обнаружившиеся под ней шершавые стены были очень даже кстати для нашего спектакля «Сотников». Конечно, помещение было не театральное, но по эстетике оно подходило для спектаклей Владимира Афанасьевича.
 
…Театры, как люди, переезжая в новые дома, осваиваются и обживаются постепенно. Так и мы после общежития ЛИИЖТа, где долгие годы обитал Studio Малыщицкого, с которого всё начиналось, начали потихоньку обживать это здание в саду. Про нас тогда практически никто не знал, и помню, как мы даже зазывали прохожих у метро «Технологический институт». Но постепенно театр стали узнавать: он отличался от других – у него было своё лицо.
Для нас были  нормальными, повседневными понятиями – честь, достоинство, вера, Отчизна, мы говорили о них всерьез, без пафоса, и это осталось навсегда. Это были  главные уроки Владимира Афанасьевича. В его спектаклях не было ни слова лжи, он говорил о времени, которое хотел изменить, с болью, открыто, прямо, - таким был он, и это чувство правды заражало и тех, кто с ним работал, и тех, кто приходил в театр. Подобного театра тогда в городе не было, да и сейчас, думаю, нет. Многие постановки воспринимались, как ожог, до сих пор я встречаю зрителей, которые помнят их, как будто видели вчера, – «Сто братьев Бестужевых», «Сотникова», «И дольше века длится день»…
 
Евгений Клубов, актер Молодежного театра на Фонтанке:

- Я учился на том курсе Рубена Сергеевича Агамирзяна, который был первым для Малыщицкого в ЛГИТМиКе. Курс, честно говоря, непростой, потому что было много актерских детей: Костя Воробьев, Оля Самошина, Саша Улик, Саша Исаков… Мы уже были в теме театральной, видели театральную жизнь… Помню, как пришел к нам Рубен Сергеевич, привел Малыщицкого, сказал: «Вот Володя. Он у вас будет вести занятия». И ушел. А Владимир Афанасьевич тут же, на первом занятии, сказал: «Так, запомните. Системы Станиславского нет. Но есть Гротовский». Так и начали заниматься… А на втором курсе мы его уже на руках 1 сентября заносили по лестнице в аудиторию. Институт весь не понимал: как это? Ведь он не мастер курса был, а обычный педагог… Удивительный был человек. У него был такой запас энергии, которая впереди всего века его выносила! Что там Любимов… Мне даже казалось, что он впереди Любимова бежит… А уж когда он нас пригласил в ЛИИЖТ на спектакль «Сотников»…  Это был год 1978-й, наверное, в общежитии на улице Егорова… Знаете, есть сценическая правда, а есть просто правда. Мы посмотрели, и испытали потрясение…
 
Я очень благодарен ему за то, что он взял меня в театр. Уже на четвертом курсе я играл в «Сто братьев Бестужевых», в «Сотникове», в «Цене тишины»… Помню, задерживались долго в театре. Сначала после спектакля собирали написанные зрителями отзывы, потом Малыщицкий садился и говорил: «А теперь, давайте, разберем спектакль...».  Разбирали, а после этого он нам читал – Рудницкого, Лотмана, только-только вышедшую книгу Высоцкого «Нерв»… Мы потом хорошо, если на метро успевали, на последний поезд. А у меня дети еще маленькие были, и я все думал, почему так… И утром, занят ты в спектакле – не занят, приходили к десяти часам в театр. Молодым теперь рассказываю – не понимают: на репетицию вызов должен быть, а если у нас съемки?.. Но был такой порядок, такое отношение к театру. И только теперь я понимаю, что играть те спектакли «с холодным носом» было невозможно. А Малыщицкий находил свою, особую правду и в Рудницком, и в Лотмане и в Высоцком. Он заряжал нас этой энергией.
 
Когда он ушел из театра, я долго не смотрел его спектакли. Потом, увидев «Заповедник», понял, что он был и очень хорошим артистом.  Когда же увидел в его исполнении «Корову» - сюжет, снятый по рассказу Платонова, понял, что в Ленинграде-Петербурге мимо нас прошел большой артист, который мог бы играть короля Лира… Я горд был, что у меня такой педагог и режиссер, и вновь был потрясен. Я увидел  юмор, мудрость и простоту. А «Корову» я бы на месте театральных педагогов показывал в качестве театрального пособия студентам…
 
Справка

Владимир Малыщицкий (1940-2008), основатель и первый главный режиссер Молодежного театра (1979-1983).
«Человек идеи и прорыва», – написал о нем Яков Гордин, «Дон Кихот театра», –  сказал Андрей Толубеев.
«Задачей театра является поиск новых контактов сцены и зала. Нет кулис, есть единое пространство для артистов и зрителей. Есть дом, открытый, в котором ждут близких людей. …Свои играют для своих на взаимно волнующие темы без дидактизма и поучения на уровне настоящей, серьезной литературы», – так думал Владимир Малыщицкий.

Открылся Молодежный театр 18 января 1980 года спектаклем «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Бориса Голлера.
 
В. А. Малыщицкий – выпускник режиссерского отделения Ленинградского института культуры, Высших режиссерских курсов Ю. П. Любимова (Театр на Таганке) и аспирантуры под руководством Г. А. Товстоногова (ЛГИТМиК). Более четырех десятилетий его творческой деятельности связаны с Петербургом. Он – один из лидеров российского студийного движения, создатель легендарной студии ЛИИЖТа, театра «Студия-87» в Пушкине, Театра Владимира Малыщицкого (ныне – Камерный театр Владимира Малышицкого на ул. Восстания, 41).

С его именем связаны сценические воплощения (в большинстве – первые) крупнейших авторов российской литературы – Вознесенского, Васильева, Быкова, Кондратьева, Володина, Давыдова, Гордина, Айтматова, Искандера, Довлатова, Ерофеева, Булгакова, Бродского, Коржавина.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ушла из жизни Ирина Скобцева

    Во вторник, 20 октября, в возрасте 93 лет скончалась народная артистка РСФСР Ирина Скобцева, вдова Сергея Бондарчука. Об этом сообщили в инстаграм-аккаунте компании Федора Бондарчука Artpictures.ru.  Ирина Скобцева родилась в Туле 22 августа 1927 года, окончила истфак МГУ по специальности искусствоведение, играла в студенческом театре. ...
  • «Жизнь после жизни – уникальное явление»

    В понедельник в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония открытия памятника легендарному режиссеру и руководителю Театра Ленком Марку Анатольевичу Захарову. У закрытой покрывалом композиции собрались актеры театра, друзья и поклонники Мастера. ...
  • Скончался создатель театра «Тень» Илья Эпельбаум

    Режиссер ушел из жизни на 60-м году в одной из московских больниц от последствий коронавирусной инфекции.  Поверить в это невозможно. Кажется, что это очередная мистификация, на которые был так щедр Илья Эпельбаум. Гениальный придумщик, фантазер, создатель целых миров, в реальности которых трудно было усомниться. ...
  • Скончался главный дирижер Тюменского филармонического оркестра

    Главный дирижер и худрук областного симфонического оркестра, Евгений Шестаков умер в Тюмени. Причиной его смерти стал коронавирус. «Пришла трагическая новость из моей дорогой и любимой Тюмени, - цитирует ТАСС  слова Дениса Мацуева. ...
Читайте также