Театральный донос

Писатель Юрий Поляков призвал «органы» проверить вахтанговцев

 

Одним из самых ярких событий сентября стало юбилейное открытие сотого сезона Театра Вахтангова. Об этом рассказали все ведущие СМИ, это обсудили все поклонники театра, но вряд ли широкая публика догадывалась, что замечательный праздник мог быть сорван. Причём самым испытанным в печальной истории России методом – доносом в «органы».
 
Бдительный гражданин Поляков Ю.М. сообщал «органам», что руководство Вахтанговского театра неправильно распоряжается государственными деньгами, приводил вереницу цифр, и завершал многостраничное послание классической фразой любого доноса: «прошу провести проверку по указанным фактам с целью выявления хищения денежных средств». Эта история так и осталась бы незамеченной в театральном мире, да и не только в театральном, если бы не вышедшая на днях в «Московском комсомольце» публикация известного публициста и театроведа Александра Минкина. Пересказывать ее не имеет никакого смысла, потому что статья эта само по себе отдельное авторское произведение с тонами, полутонами, образами и эмоциями. Ну как перескажешь исходящее от статьи ощущение брезгливости, которое автор явно испытывает, рассказывая о своем «герое»? Почувствовать это можно лишь погрузившись в многогранный материал, на который мы и даем ссылку.

Уже одно название публикации обещает нескучную историю: «Драматург Поляков хочет обрусить и оправославить Театр Вахтангова. Горсть отравленных презервативов на русской сцене». Автор, явно не снимая привычных ныне перчаток и маски, методично препарирует многочисленные выступления и публикации, в которых господин Поляков уже не первый год «разоблачает» вахтанговцев, возглавляемых явным «агентом» Евросоюза литовцем Туминасом. В финале этой удивительной истории и возникают сочиненные писателем странички банального лживого доноса, направленного им в органы.

«Театрал» решил выяснить оставшиеся за рамками публикации МК подробности едва не разгоревшегося очередного «театрального дела». Мы обратились к вахтанговцам, и директор театра Кирилл Крок охотно и образно рассказал нам, как незадолго до открытия юбилейного сезона к нему в кабинет пришли вежливые люди в штатском. Они представились сотрудниками Следственного комитета России, предъявили документы и любезно попросили ответить на несколько вопросов. Причину внезапного интереса к театру скрывать не стали – в органы еще в феврале поступило заявление гражданина Полякова Ю.М. Гражданин сообщает о возможных хищениях крупных бюджетных средств, и органы обязаны реагировать. Поэтому следователи, отложив наконец все свои уголовные дела, пришли в середине августа в театр «с целью выявления». И сразу же зашли к директору, надеясь, видимо, застать его врасплох как раз в момент хищения. Но директор вместо этого что-то мирно обсуждал со своими сотрудниками и при появлении в кабинете вежливых мужчин в штатском совершенно не испугался. Совсем наоборот  предложил кофе и выразил полную готовность ответить на любые вопросы. Не удержался лишь один раз  громко усмехнулся, когда услышал фамилию заявителя.

Писатель Поляков директора Крока не удивил. В последние годы директору не раз приходилось реагировать на поляковские «разоблачения», в которых Театр Вахтангова обвинялся в игнорировании современных российских драматургов, в отсутствии интереса к жизни россиян, в том, что в театре устраиваются сомнительные ярмарки недружественной прибалтийской страны... Разоблачитель неустанно выступал и в защиту русского «Евгения Онегина», которого доверили литовцу Туминасу, а литовец опустился до «занятия похабщиной» и разглядел русскую душу Татьяны совсем не в том месте, где её разглядывает русский Поляков...

Цитировать и описывать далее все эти дурно пахнущие «разоблачения» не имеет смысла, чтобы не вынуждать читателей тянуться за маской. Выступать в защиту вахтанговского «Онегина» тоже было бы странно, учитывая его многолетний успех не только на московской сцене, но и на сценах ведущих театров мира от Китая до Нью-Йорка. Дело вовсе не в качестве постановки спектакля, давно уже признанного мировым шедевром русского театра. И не в придуманных «хищениях». Все дело в «козлёнке». За него вахтанговцы и отвечают.

Как уже не раз писали различные СМИ, нападки писателя на Театр Вахтангова и его руководителей начались после того, как вахтанговцы отказались от спектакля «Козлёнок в молоке», автором которого и был господин Поляков. Спектакль не один год шёл в Театре имени Рубена Симонова, но после присоединения этого театра к Театру Вахтангова, репертуар был практически полностью обновлён, и многие спектакли, включая «Козлёнка», ушли в историю. Так же, как уходят ежегодно в историю отжившие своё спектакли практически во всех театрах. Процесс этот по-своему печальный, особенно когда с репертуара снимаются настоящие шедевры, но неизбежный. И все это понимают. Поэтому информационных войн в защиту уходящих в прошлое творений ни один нормальный автор не устраивает. Тем более, что у автора всегда есть возможность предложить свою пьесу другому театру. Но автор Поляков решил биться за «Козлёнка» до конца. Статьи писал, интервью раздавал, к министру Мединскому обращался... Разве что до общества защиты животных не дошёл. Да и то скорее потому, что вспомнил про более надежное русское средство  донос.

Сотрудники СК визитом в Театр Вахтангова не ограничились. Они пригласили директора на беседу в Следственный комитет. И Кирил Крок с кипой документов долго и детально объяснялся по каждому пункту «заявления гражданина Полякова Ю.М.», доказывая всю глупость, безграмотность и безосновательность утверждений заявителя. Показывая, как в театре считается каждая копейка, как аккуратно используется каждый бюджетный рубль, как рачительно распоряжаются собственными внебюджетными средствами...

Кириллу Кроку повезло  он беседовал с грамотными специалистами, которые понимали объяснения и знали, вероятно, цену заявлению. Да и вряд ли они ограничились лишь беседой с директором. В театре не раз проходили плановые проверки и Министерства культуры, и Счетной палаты, и других контролирующих органов, так что у следователей был широкий выбор документов для анализа. И были все основания ограничиться беседой, что они и сделали. А затем отправили ответ заявителю, сообщив, что не видят оснований для возбуждения уголовного дела в связи с отсутствием события и состава преступления в деятельности Театра Вахтангова.

При этом у самого заявителя руки развязаны. Он может сочинить любое надуманное заявление, не опасаясь никаких последствий. Может принести своих «козлят» в любой другой театр, а потом использовать все средства для того, чтобы от «козлят» не могли избавиться, даже если они изрядно постарели. Он может рассылать надуманные заявления в любые инстанции, и инстанции будут вынуждены реагировать и затем ему отвечать. Лишь сам заявитель, как ни странно, ни за что не отвечает. Он не ответит за свой ложный донос ни перед Кириллом Кроком, который изводил на беседы с «органами» не только рабочее время, но и личные нервы. Ни перед Театром Вахтангова, которому едва не испортили праздничное открытие юбилейного сезона. Ни перед Следственным комитетом, который отвлекал сотрудников и бессмысленно тратил на проверку ложного доноса реальные бюджетные средства.

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • Андрей Максимов: «О ситуации в Театре Моссовета»

    Кому интересно... О СИТУАЦИИ В ТЕАТРЕ МОССОВЕТА Так получилось, что я был первым режиссером, которого Евгений Марчелли пригласил на постановку после того, как его назначили худруком театра Моссовета. Моя интерпретация пьесы Мережковского "Гроза прошла" идет на сцене Под крышей. ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ахеджакова прокомментировала скандал вокруг «Современника»

    Лия Ахеджакова связывает скандал вокруг премьеры «Первый хлеб» с недоброжелателями Виктора Рыжакова, с теми, кто не хотел бы видеть его художественным руководителем «Современника». Об этом народная артистка заявила в комментарии РБК. ...
  • «театр post» покажет новый спектакль по пьесе Пряжко

    «театр post» представит новый спектакль Дмитрия Волкострелова – «Ленточки» по пьесе Павла Пряжко. Премьерный показ пройдет 14 августа в петербургском арт-пространстве «Патефон».  «Ленточки» осмысляют события 2020 года – в мире вообще и в частности в Беларуси, на родине автора, где после президентских выборов развернулось протестное движение. ...
  • Метрополитен-опера запретила вход детям до 12 лет

    Метрополитен-опера объявила, что детям в возрасте до 12 лет, вакцинация которых в настоящее время не предусмотрена, будет запрещено посещение театра, независимо от того, привиты сопровождающие их взрослые или нет. Руководство Мет подчеркивает, что они тесно сотрудничают с экспертами в области здравоохранения, чтобы снизить риски и к открытию сезона создать безопасное пространство для всех. ...
  • Премьеры в Пермском Театре-Театре выпустят Григорьян и Квятковский

    Пермский Театр-Театр объявил планы на новый, 95-й сезон, среди них – премьеры Бориса Мильграма, Филиппа Григорьяна и Юрия Квятковского.  Мюзикл «Три товарища» в постановке Бориса Мильграма станет первой премьерой юбилейного сезона. ...
Читайте также