Анатолий Полянкин: «Мы сделали ставку на практическое театроведение»

 

Высшая школа сценических искусств – самый молодой театральный вуз в России. В интервью «Театралу» ректор Школы Анатолий Полянкин рассказал о перспективах ВШСИ и, в частности, о том, почему в сентябре вуз продлил набор абитуриентов, и какие ноу-хау выгодно отличают учебную программу.
 

- Анатолий Евсеевич, по каким образовательным программам был набор студентов в Высшую школу сценических искусств в 2020-2021 учебном году?
- Набор осуществляли по программам «Актерское искусство» (заочное), «Технология художественного оформления спектакля» (очно-заочное) и программе «Театроведение и театральная журналистика» (очное). На театроведческую программу мы объявили дополнительный набор до конца сентября 2020 года. Для многих пандемия нарушила планы, и потому мы решили продлить сроки приемной кампании.
 
- Почему не просто «Театроведение», а «Театроведение и театральная журналистика»?
- Это – наша идея и наше, если угодно, ноу-хау, предоставлять студентам в рамках одной образовательной программы возможность получить диплом о высшем образовании и диплом о дополнительном профессиональном образовании по смежной специальности.
 
Эту идею мы сформулировали вместе с Дмитрием Трубочкиным, когда создали в 2017 году нашу «Школу практического театроведения». Первый набор в эту Школу состоялся в 2018 году по программе «Театроведение и продюсирование»: по окончании обучения студенты получат диплом о высшем театроведческом образовании и диплом о дополнительном профессиональном образовании по специальности «продюсирование»: руководитель курса Дмитрий Трубочкин.
 

В 2019 году состоялся новый набор по программе «Театроведение и драматургия», руководители программы Павел Руднев и Михаил Дурненков. В этом году в «Школе практического театроведения» начинает учиться курс под руководством Екатерины Морозовой и Виктора Борзенко.

 
- Чем вызван столь нетипичный подход к формированию учебных программ?
- Мы просто оформили документально то, что уже фактически происходит. Получив образование, студенты хотят иметь возможность профессионально развиваться не в узких рамках одной специальности, но в широком диапазоне, пробуя себя в смежных специальностях в зависимости от того, как сложится их судьба в театре. Театроведческое образование оказалось очень широким, гибким и подходящим для того, чтобы на его основе воспитать широко образованного «человека театра» – универсала, способного быстро обучаться, иметь профессиональные навыки в письме, в организаторской деятельности и даже в том, чтобы выполнять практические задачи на сцене – как помощник режиссера или даже артист, если потребуется.
 
Театроведческое образование очень для этого подходит: знания о театре сегодня можно «развернуть» в практическую сторону. Наш вуз дает для этого прекрасные возможности: у нас работают самые высококлассные специалисты в мире: рядом с театроведами обучаются студенты по актерским и режиссерским образовательным программам, которыми руководит творческий лидер Школы, ее художественный руководитель Константин Райкин; учатся студенты по технологическим театральным специальностям, их обучением руководит заместитель генерального директора Большого театра Андрей Проничев. Так что, есть все условия для комбинирования теоретических и практических дисциплин. Тем студентам, кто захочет связать свою жизнь с театроведческой наукой, чтобы писать статьи, книги и читать лекции, тоже созданы все необходимые условия: у нас великолепные педагоги гуманитарного направления.
 
- Мы привыкли к тому, что театроведов воспитывают для того, чтобы они только писали…
- А мы понимаем, что не все созданы для того, чтобы профессионально заниматься писательством, так что, в рамках нашего образования мы стремимся приоткрыть двери и в смежные специальности. Чем раньше студент получит опыт широкого профессионального кругозора в театре, тем более гибким будет он, самостоятельно развиваясь в своем деле.
 
- Высшая школа сценических искусств недавно изменила свою организационно-правовую форму: была частным учреждением, а стала автономной некоммерческой организацией. В чем смысл и цель такой перемены?
- Изменение организационно-правовой формы было предпринято с единственной целью: существенно расширить возможности нашего вуза, сделать следующий шаг в его развитии. Учреждение – самая низшая юридическая форма некоммерческой организации; будучи учреждением, наш вуз не имел право ни на имущество, ни на участие в значимых грантовых конкурсах, ни на возможность получать льготные кредиты, ни на льготную форму налогообложения и т.д. и т.п., и многие наши идеи и проекты оставались не реализованными.
 
После реорганизации путем изменения организационно-правовой формы в собственности АНО «Высшая школа сценических искусств» теперь находится земельный участок и все недвижимое имущество, переданное «Фондом поддержки и развития культуры» имени Аркадия Райкина. Ранее этот Фонд, являясь собственником недвижимого имущества Школы, выплачивал государству ежегодно 4 000 000 рублей – это налог на имущество по его среднегодовой стоимости. Для Фонда это была невероятно большая финансовая нагрузка, которую он, как «каторжный», покрывал все эти годы. Теперь, став АНО, от этой налоговой нагрузки мы избавлены.

Но главное: юридическая форма «Учреждение» не позволяла использовать альтернативные источники финансирования. Теперь же наш ВУЗ, являясь автономной некоммерческой организацией, позволит позиционировать ее как организацию социальной направленности, или, как сегодня принято говорить, «социальное НКО». Это выводит Школу на качественно новый уровень грантовой поддержки: это невероятно важный для нас шаг, открывающий огромные перспективы.
 
-  Но для этого в Высшей школе сценических искусств должны быть программы социальной направленности?
- Они давно существуют, работают и позволяют нам развиваться при активном международном сотрудничестве. Вот уже несколько лет Школа реализует научно-образовательный проект «Социальный театр». У него сразу несколько целей, главная из которых – разработка образовательного модуля «Социальный театр» для применения в программах дополнительного, высшего и послевузовского образования различных специальностей – театроведческой, актерской, режиссерской.
 
Мы действуем на основании пятистороннего международного соглашения, сторонами которого являются: Российский центр Международного института театра ЮНЕСКО (Россия), АНО «Высшая школа сценических искусств» (Россия), Итальянский центр Международного института театра ЮНЕСКО (Италия), Факультет истории, социальных и гуманитарных наук Университета Саленто (Италия), Театр-лаборатория Astràgali-Eufonia (Италия). Руководителем этой научно-образовательной программы является профессор Фабио Толледи – президент Итальянского центра Международного института театра ЮНЕСКО, режиссер и педагог, автор книг по проблематике социального театра и, с мая 2019 года, профессор нашей Школы.
 
- А будет ли польза студентам Школы от такого мощного международного сотрудничества?
- Когда мы затевали столь масштабную международную программу, о студентахмы думали в первую очередь. Наш образовательный модуль «Социальный театр» будет предусматривать возможность для студентов, прошедших обучение, получить европейский конвертируемый диплом(сертификат), учитываемый в рамках программ дополнительного профессионального образования и – в перспективе – в рамках высшего и послевузовского профессионального образования. Площадками для образовательного эксперимента в этом направлении являются Университет Саленто (Италия) и наша Высшая школа сценических искусств.
 
Не за горами и следующий шаг: организовать волонтерский центр «Социальный театр» на базе нашего ВУЗа. Он создаст новую эффективную платформу для взаимодействия студентов и педагогов, профессионалов и любителей и позволит сделать проблему социализации через театр более заметной в масштабах общества.
 
Справка
Высшая школа сценических искусств – один из самых молодых творческих вузов Москвы и России и единственный ВУЗ России, для которого было выстроено специальное здание, оснащенное современным оборудованием. В здании, кроме учебных аудиторий, имеется учебный театр-трансформер, амфитеатр на крыше и примыкающий к зданию Школы открытый театр для массовых представлений. Художественный руководитель ВУЗа Константин Райкин осуществил первый набор студентов по специальности «Актерское искусство» в 2013 году. С тех пор Школа интенсивно развивается, открывает новые образовательные программы.

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Дарья Юрская: «Мама самый щедрый человек»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова состоялась первая премьера сезона – спектакль по мотивам повести Андрея Платонова «Ювенильное море». Режиссер Наталья Назарова рассказала «Театралу» об опасности коллективных иллюзий, роли личной ответственности и информационном мире. ...
  • Шамиль Хаматов: «Несостоявшийся энергетик»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
  • Марк Розовский: «Мальчик, не болей!»

    Журнал «Театрал» выпустил в свет уникальный сборник, который состоит из пятидесяти монологов известных актёров, режиссёров и драматургов,  рассказывающих о главном человеке в жизни — о маме. Эти проникновенные воспоминания не один год публиковались на страницах журнала, и теперь собраны вместе под одной обложкой. ...
Читайте также