Фотообъективная история: Александр Леньков

Сегодня в проекте «Театрала» фото из архива фотографа Екатерины Варюхичевой и Анатолия Морковкина

 

Хочется вспомнить одну из последних встреч с замечательным артистом Александром Леньковым, когда осенью 2011 года он провел для «Театрала» экскурсию по Театру им. Моссовета и разыграл для нас целый моноспектакль.

- А сейчас я покажу вам набросок к новой роли, – сказал нам Александр Леньков. - Але-оп! И на голове у актера – женский парик с накрученными бигуди. За время нашей прогулки Леньков еще не раз менял образ, обыгрывая буквально все, что попадется под руку.

В бутафорском цехе схватил шпагу и напал на невидимого противника, в костюмерном – прочитал стихи, завернувшись в плащ Плятта, а, услышав в буфете громкий спор, обратился к нашему фотокорреспонденту: «Снимайте скорее, это же настоящий скандал!».

В трудовой книжке Ленькова стоит лишь одна запись, сделанная летом 1964 года, – актер. Правда, впервые на моссоветовскую сцену он вышел десятью годами ранее, когда школьником сыграл эпизод в спектакле. Его трудно было представить в роли профессора или маститого генерала: режиссеры часто назначали артиста на роли чудаковатых персонажей и больших оригиналов – словно на всю жизнь сохранил он юношеский задор от первой своей роли. Наверное, поэтому трудно было понять, когда Леньков в образе, а когда говорит всерьез.

«Вы нас не так поняли»
В 1950-е годы Театр Моссовета располагался еще не в саду «Аквариум» (сюда он переехал в 1959 году), а возле станции метро Электрозаводская. Артисты тут же прозвали станцию ЭлектрозавАдская – в честь своего худрука.

– Это было удивительное время, и люди были совершенно другие, – вспоминал актер, пока мы шли с ним от служебного входа к гримеркам. – Например, если Завадский и гневался, то выглядело это как моноспектакль. Под рукой на режиссерском столике у него всегда были остро отточенные карандаши. Во время репетиций он водил ими по бумаге, но если что-то не ладилось, бросал карандаши и шел к выходу. И следом за ним тут же бежал кто-то из актеров: «Юрий Александрович, вы нас не так поняли». Завадский останавливался, смотрел неудачнику в глаза и степенно возвращался за стол к своим карандашам. Я никогда не видел, чтобы он унижал своих коллег: это вообще не в природе нашего театра, хотя здесь всякое бывало. У нас если кого и отравят, то сделают это красиво.

Закулисная атмосфера в каждом театре разная. В Театре Моссовета просторные коридоры, светлые стены и модная мебель напоминают дорогой отель: здесь и персонал чуткий, и атмосфера домашняя. Если однажды, вернувшись в гримерку, артист попросит стакан воды, то каждый раз в такой же точно момент спектакля, ему будут подавать стакан воды. А еще спина становится ровнее, когда идешь на сцену мимо мемориальных табличек, укрепленных на дверях: Раневская, Орлова, Плятт, Марков, Марецкая, Жженов, Бортников… За кулисами тишина и идиллия и лишь актерские капризы время от времени нарушают этот уют.

– У нас был актер Борис Лавров, который трепетно относился к своим парикам, – продолжает Леньков. – Однажды ему показалось, будто гример перепутал парик. «Что ты мне принес?» – возмутился Лавров и швырнул парик в урну. Тогда второй гример незаметно достал парик, вышел за дверь, встряхнул его, причесал, вошел и снова надел на Лаврова. «Ну, вот видишь, – обрадовался тот, – вот этот уже точно мой». Наши гримеры умеют обмануть красиво. Кстати, в гримерном цеху театра до сих пор по старинке шьют парики (хотя многие коллективы давно пользуются готовой продукцией).

«Не приходите в театр»
Александр Леньков помнил, как по этим коридорам широким шагом торопился на сцену Ростислав Плятт, как опираясь на палочку шла Фаина Раневская, как по-королевски вышагивала Любовь Орлова… Кстати, однажды юные Маргарита Терехова и Елена Козелькова поинтересовались у Орловой, как ей удается всегда хорошо выглядеть, на что актриса ответила: «Девочки, секрет прост – если вы плохо себя чувствуете или у вас какие-то проблемы, не приходите в театр».

Как и многие, Леньков боготворил Раневскую, однако избегал с ней встреч в коридоре:

– После спектакля Фаина Георгиевна неизменно спрашивала: «Как я играла»? И не дай бог, кто-нибудь скажет: «Нормально». Надо было отвечать: «Гениально» или «Я плакал, когда наблюдал за вашей игрой». Предсказать ее реакцию было невозможно. Однажды мой коллега стал давать ей советы: «Вы знаете, Фаина Георгиевна, сегодня в такой-то сцене вы слегка пережали».  Раневская недоуменно посмотрела на него, сказала: «Дурак», – и направилась к лифту. Конечно, ей не его замечания были важны, в этих расспросах проявлялась природа парадоксальной личности.

В репетиционном зале, куда привел нас Леньков, – зеркальные стены, вдоль которых установлен балетный станок, рояль и несколько стульев. Обстановка доведена до минимализма: ничего не должно отвлекать от творческого процесса.

Бутафорский цех в Театре Моссовета напоминает музей. Бесчисленные баночки, коробки, атрибуты роскошной жизни сюда часто поставляли артисты. – Например, Любовь Орлова одна из немногих имела право выезжать за границу и здесь многое из того, что она когда-то привезла: красивые бутылочки из-под алкоголя, коробочки от пудры, зарубежные журналы с красивыми обложками.


  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Фотообъективная история: Роман Виктюк

    Сегодня, 28 октября, народному артисту России Роману Виктюку исполняется 84 года. В этом году он стал одним из лауреатов международной премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в самой почетной номинации - «Легенда сцены». ...
  • Фотообъективная история: Владимир Зельдин

    Накануне объявления имен лауреатов в самой почетной номинации премии «Звезда Театрала»-2020 - «Легенда сцены», мы решили вспомнить нашего первого лауреата в этой номинации –  Владимира Зельдина, уникального актера, который выходил на сцену своего родного Театра Российской армии до 100 лет. ...
  • Фотообъективная история: «Евгений Онегин» в Вахтанговском театре

    «Театрал» продолжает публиковать фотографии из архивов театральных фотографов. Сегодня мы представляем вашему вниманию съемку Анатолия Морковкина, сделанную в январе 2013 года на репетициях и на прогоне перед премьерой спектакля Римаса Туминаса «Евгений Онегин» в Театре Вахтангова. ...
  • Фотообъективная история: Александр Филиппенко

    В 2003 году на телеэкраны вышел сериал «Бедная Настя», в котором снялись в одночасье ставшие знаменитыми юные Елена Корикова, Петр Красилов, Даниил Страхов, Дмитрий Исаев. Кроме талантливой молодежи в сериале сыграли и мэтры отечественного театра и кино. ...
Читайте также