«Вся поэзия театра»

Дмитрий Крымов поставил спектакль «Все тут.» по «мотивам своей жизни» и пьесы Торнтона Уайлдера «Наш городок»

 

Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль  это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу  из детства, из юности, из главного. 

Дмитрий Крымов и раньше знал, что «все тут» – только смотрят уже издалека, «со стороны», откуда не могут вернуться. Знал, когда ставил «Опус номер семь», и когда – «Тарарабумбию», и даже когда - «Торги». Наверное, и стал режиссером, чтобы рассказать об этом. Но посмотреть и на себя «со стороны» он решился не сразу, нужно было собраться с духом, чтобы стать одним из героев своего спектакля. Сперва он сделал в этом направлении один шаг (один шарж) в «Своими словами. Гоголь. «Мертвые души». История подарка», а теперь рискнул выйти из зала на сцену уже одним из главных героев – ребенком-юношей-художником-режиссером-ведущим – тем, кто, в конце концов, всё это придумал. Но, слава богу, что есть пьеса Уайлдера «Наш городок» и есть в ней Помощник режиссера (Александр Феклистов), который поможет и вовремя скажет «а вы пока останьтесь здесь» Крымову-персонажу (Александр Овчинников), в порыве чуть не шагнувшему вслед за своими воспоминаниями слишком далеко, туда, откуда уже нельзя вернуться.

Собственно, пьеса Уайлдера и ее персонажи – тоже входят в ряд, в вереницу тех важных в жизни людей и моментов, о которых так хочется рассказать. И вот на сцене «Школы современной пьесы» оживает вечер 1973 года, когда актеры американского театра Arena Stage на гастролях в Москве играли спектакль по пьесе «Наш городок», а в зале сидел юный Дмитрий Крымов, которого этот спектакль просто «перевернул». На следующий день он снова пошел на эту постановку уже вместе со своими родителями – режиссером Анатолием Эфросом (Павел Дроздов) и театральным критиком Натальей Крымовой (Татьяна Циренина), – чтобы поделиться своим открытием и вместе с ними снова увидеть поразившую его «простую» историю одного маленького далекого городка Гроверс-Корнерс, потому что уже тогда знал, что «театр – это совместное переживание».

Близкая Крымову театральная условность заложена в самой ткани пьесы Уайлдера. Зрителям спектакля посчастливится увидеть не только несколько ключевых сцен «Нашего городка» в «исполнении» театра Arena Stage, но и яркую сцену свадьбы из этой пьесы в «интерпретации» грузинского театра под руководством Михаила Туманишвили, который привез этот спектакль в Москву в 1987 году и посвятил его памяти своего друга, Анатолия Эфроса. 

Еще одним персонажем пьесы Крымова стала бессменный завлит его отца – Нонна Михайловна Скегина (Мария Смольникова). Эту маленькую энергичную женщину хорошо знают все, кто любит театр Эфроса, исследованию которого она посвятила всю оставшуюся жизнь. Ее трагикомический образ создан актрисой и режиссером с огромной нежностью, несмотря на, казалось бы, пародийную и даже гротесковую манеру изображения.

Здесь, как во всех спектаклях Крымова, чувствуется ироничный взгляд художника, который бесконечно любит своих героев – как и Чехов, тоже неожиданно ставший одним из персонажей действа. Потому что если уж Ведущий, как назван в этой пьесе альтер эго Крымова, решает вернуться, вернее обернуться и посмотреть туда, откуда когда-то ушел, то почему бы не показать фрагмент несостоявшегося спектакля «Чехов. Остров Сахалин» из серии «Своими словами». И режиссер бесстрашно увлекает публику в свое недавнее прошлое, когда в «Школе драматического искусства» жила и рождала «новые формы» Лаборатория Дмитрия Крымова.

Лоскутная ткань этого повествования объединена, прострочена, единой нитью – попыткой рассказать о том, как важно в жизни каждое мгновение. Про невозможность прочувствовать, продлить счастливые моменты, поскольку лишь потом приходит осознание, что это были недолгие минуты, дни, годы счастья – когда все были еще рядом, все были еще тут.

При том что все действие происходит на авансцене, глубину создают птицы (голуби, вспархивающие под потолок, осыпающийся позолотой), звери (черная кошка, изредка проходящая по одной ей известному маршруту) и двери, за которыми пространство открывается то рассветным всполохом, то отражением проходящего вдали поезда, то темнотой древнего грузинского храма (художник Мария Трегубова). А еще глубину пространства создает музыка спектакля – она разная, как и герои. И Dignare Генделя, и Ne me quitte pas Жака Бреля, и романс «Выхожу один я на дорогу», и джазовые композиции.

К финалу пьесы Уайлдера и почти сразу у Крымова становится понятно, что кладбище на холме – часть этого «нашего городка» и те из персонажей, кто постепенно оказываются там, на «той стороне», всё равно «все тут», с нами.

Каждый, кто в детстве видел мхатовскую «Синюю птицу», навсегда запомнил чувства, которые испытал вместе с героями, навестившими своих бабушку с дедушкой в Стране Воспоминаний - «Всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас…»

Дмитрий Крымов «Синюю птицу» видел, и об этом, кроме его спектаклей, есть еще одно достоверное свидетельство.

«Теперь я иду в Художественный театр на «Синюю птицу» с семилетним сыном, – написала в своей рецензии на обновленный спектакль Станиславского в 1962 году Наталья Крымова.  – Это у нее переливается на голове – что? – Драгоценные камни. – Или просто обтесанные стекла? Он задал мне еще не один такой вопрос. Мы сражались долго и упорно. Иногда казалось, что вся поэзия театра, и Метерлинк, и Станиславский – всё беспомощно перед напором этой трезвости. Но, видимо, это было не так. Просто изменилось время – и дети стали немного другие. Я хотела, чтобы он по-моему понял «Синюю птицу», а он шел к ней по-своему, какими-то неведомыми мне путями. Он рассмотрел все вещественное: и драгоценные камни, и клетку, и кинжал за поясом у Хлеба, – сделал какие-то свои выводы и замолчал. Только в сцене «прощания» он опять открыл рот и сказал: – Мама, мне хочется плакать. Мы больше не сражались. Мы думали и чувствовали вместе. Как хорошо, что в Художественном театре идет «Синяя птица»! И можно прийти сюда, открыть дверь с тяжелым медным кольцом, пропустить вперед вот такого маленького материалиста и знать, что тут он получит свою долю поэзии и не будет обманут».

И зрители, приходящие сегодня на спектакли Дмитрия Крымова, обмануты не будут.

*Читайте о спектакле Дмитрия Крымова «Все тут.» в ноябрьском номере журнала «Театрал». 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Вышел в свет октябрьский «Театрал»

    ВЫХОДИТ В СВЕТ ОКТЯБРЬСКИЙ «ТЕАТРАЛ»! На страницах второго осеннего номера вы прочтете:  почему Константин Райкин высказался против инициативы чиновников проверять репертуары театров; чему Евгений Цыганов не перестает удивляться; чего ждать от объединения Александринки и Псковского театра: интервью с Дмитрием Месхиевым; в чем природа глобальной агрессии: личное мнение Андрея Макаревича; какие театральные работы минувшего сезона зрители считают лучшими: шорт-лист премии «Звезда Театрала»; почему билетная мафия непобедима: авторская колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; как Дмитрий Крымов прочитал Чехова; зачем Семён Спивак обратился к теме художника и власти; каким запомнил Спартака Мишулина Александр Ширвиндт: авторская колонка худрука Театра сатиры в «Театрале»; что подтолкнуло Алексея Гуськова стать фотомоделью; как Владимир Машков «очеловечил» исторических персонажей; почему Театр им. ...
  • Вышел в свет сентябрьский «Театрал»

    23 АВГУСТА 2021 ГОДА ВЫХОДИТ В СВЕТ НОМЕР ЖУРНАЛА «ТЕАТРАЛ» ЗА СЕНТЯБРЬ. На страницах сентябрьского номера вы прочтете: где актриса БДТ Карина Разумовская предпочитает в творчестве риск; почему в новом сезоне главным жанром будет донос: авторская колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; как поддержать своих кумиров: «Звезда Театрала» объявляет шорт-лист; о чем Александр Молочников поставил «Чайку» в Большом театре; зачем «Ленкому Марка Захарова» понадобилось «Доходное место»; чем привлекателен для Аллы Демидовой эксперимент; почему «Современник» оказался в центре скандала; какие задачи ставит перед собой и коллективом новый директор театра «Практика» Елена Кузьмакова; почему фестиваль «Мир русского театра» в этом году не состоится; чего ждут театральные деятели от просветительского форума «Область театра»; как Театру им. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
Читайте также