«Вся поэзия театра»

Дмитрий Крымов поставил спектакль «Все тут.» по «мотивам своей жизни» и пьесы Торнтона Уайлдера «Наш городок»

 

Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль  это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу  из детства, из юности, из главного. 

Дмитрий Крымов и раньше знал, что «все тут» – только смотрят уже издалека, «со стороны», откуда не могут вернуться. Знал, когда ставил «Опус номер семь», и когда – «Тарарабумбию», и даже когда - «Торги». Наверное, и стал режиссером, чтобы рассказать об этом. Но посмотреть и на себя «со стороны» он решился не сразу, нужно было собраться с духом, чтобы стать одним из героев своего спектакля. Сперва он сделал в этом направлении один шаг (один шарж) в «Своими словами. Гоголь. «Мертвые души». История подарка», а теперь рискнул выйти из зала на сцену уже одним из главных героев – ребенком-юношей-художником-режиссером-ведущим – тем, кто, в конце концов, всё это придумал. Но, слава богу, что есть пьеса Уайлдера «Наш городок» и есть в ней Помощник режиссера (Александр Феклистов), который поможет и вовремя скажет «а вы пока останьтесь здесь» Крымову-персонажу (Александр Овчинников), в порыве чуть не шагнувшему вслед за своими воспоминаниями слишком далеко, туда, откуда уже нельзя вернуться.

Собственно, пьеса Уайлдера и ее персонажи – тоже входят в ряд, в вереницу тех важных в жизни людей и моментов, о которых так хочется рассказать. И вот на сцене «Школы современной пьесы» оживает вечер 1973 года, когда актеры американского театра Arena Stage на гастролях в Москве играли спектакль по пьесе «Наш городок», а в зале сидел юный Дмитрий Крымов, которого этот спектакль просто «перевернул». На следующий день он снова пошел на эту постановку уже вместе со своими родителями – режиссером Анатолием Эфросом (Павел Дроздов) и театральным критиком Натальей Крымовой (Татьяна Циренина), – чтобы поделиться своим открытием и вместе с ними снова увидеть поразившую его «простую» историю одного маленького далекого городка Гроверс-Корнерс, потому что уже тогда знал, что «театр – это совместное переживание».

Близкая Крымову театральная условность заложена в самой ткани пьесы Уайлдера. Зрителям спектакля посчастливится увидеть не только несколько ключевых сцен «Нашего городка» в «исполнении» театра Arena Stage, но и яркую сцену свадьбы из этой пьесы в «интерпретации» грузинского театра под руководством Михаила Туманишвили, который привез этот спектакль в Москву в 1987 году и посвятил его памяти своего друга, Анатолия Эфроса. 

Еще одним персонажем пьесы Крымова стала бессменный завлит его отца – Нонна Михайловна Скегина (Мария Смольникова). Эту маленькую энергичную женщину хорошо знают все, кто любит театр Эфроса, исследованию которого она посвятила всю оставшуюся жизнь. Ее трагикомический образ создан актрисой и режиссером с огромной нежностью, несмотря на, казалось бы, пародийную и даже гротесковую манеру изображения.

Здесь, как во всех спектаклях Крымова, чувствуется ироничный взгляд художника, который бесконечно любит своих героев – как и Чехов, тоже неожиданно ставший одним из персонажей действа. Потому что если уж Ведущий, как назван в этой пьесе альтер эго Крымова, решает вернуться, вернее обернуться и посмотреть туда, откуда когда-то ушел, то почему бы не показать фрагмент несостоявшегося спектакля «Чехов. Остров Сахалин» из серии «Своими словами». И режиссер бесстрашно увлекает публику в свое недавнее прошлое, когда в «Школе драматического искусства» жила и рождала «новые формы» Лаборатория Дмитрия Крымова.

Лоскутная ткань этого повествования объединена, прострочена, единой нитью – попыткой рассказать о том, как важно в жизни каждое мгновение. Про невозможность прочувствовать, продлить счастливые моменты, поскольку лишь потом приходит осознание, что это были недолгие минуты, дни, годы счастья – когда все были еще рядом, все были еще тут.

При том что все действие происходит на авансцене, глубину создают птицы (голуби, вспархивающие под потолок, осыпающийся позолотой), звери (черная кошка, изредка проходящая по одной ей известному маршруту) и двери, за которыми пространство открывается то рассветным всполохом, то отражением проходящего вдали поезда, то темнотой древнего грузинского храма (художник Мария Трегубова). А еще глубину пространства создает музыка спектакля – она разная, как и герои. И Dignare Генделя, и Ne me quitte pas Жака Бреля, и романс «Выхожу один я на дорогу», и джазовые композиции.

К финалу пьесы Уайлдера и почти сразу у Крымова становится понятно, что кладбище на холме – часть этого «нашего городка» и те из персонажей, кто постепенно оказываются там, на «той стороне», всё равно «все тут», с нами.

Каждый, кто в детстве видел мхатовскую «Синюю птицу», навсегда запомнил чувства, которые испытал вместе с героями, навестившими своих бабушку с дедушкой в Стране Воспоминаний - «Всякий раз, как вы о нас подумаете, мы просыпаемся и снова видим вас…»

Дмитрий Крымов «Синюю птицу» видел, и об этом, кроме его спектаклей, есть еще одно достоверное свидетельство.

«Теперь я иду в Художественный театр на «Синюю птицу» с семилетним сыном, – написала в своей рецензии на обновленный спектакль Станиславского в 1962 году Наталья Крымова.  – Это у нее переливается на голове – что? – Драгоценные камни. – Или просто обтесанные стекла? Он задал мне еще не один такой вопрос. Мы сражались долго и упорно. Иногда казалось, что вся поэзия театра, и Метерлинк, и Станиславский – всё беспомощно перед напором этой трезвости. Но, видимо, это было не так. Просто изменилось время – и дети стали немного другие. Я хотела, чтобы он по-моему понял «Синюю птицу», а он шел к ней по-своему, какими-то неведомыми мне путями. Он рассмотрел все вещественное: и драгоценные камни, и клетку, и кинжал за поясом у Хлеба, – сделал какие-то свои выводы и замолчал. Только в сцене «прощания» он опять открыл рот и сказал: – Мама, мне хочется плакать. Мы больше не сражались. Мы думали и чувствовали вместе. Как хорошо, что в Художественном театре идет «Синяя птица»! И можно прийти сюда, открыть дверь с тяжелым медным кольцом, пропустить вперед вот такого маленького материалиста и знать, что тут он получит свою долю поэзии и не будет обманут».

И зрители, приходящие сегодня на спектакли Дмитрия Крымова, обмануты не будут.

*Читайте о спектакле Дмитрия Крымова «Все тут.» в ноябрьском номере журнала «Театрал». 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Ноябрьский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. подписка и где купить) вы прочтете: - какие сюрпризы для зрителей готовит Максим Аверин; - кто стал лауреатом премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены»; - чем Александра Ширвиндта беспокоит «удалёнка»: авторская колонка артиста в «Театрале»; - как пандемия стала поводом для поборов: колонка главреда «Театрала» Валерия Якова; - почему Сергей Женовач увидел в «Старухе» злободневность; - как Валентина Талызина искала «свой путь в искусстве»; - что для Александра Збруева дороже всего на свете; - зачем Роман Виктюк на каждом спектакле обращается к Богу; - о чем Дмитрий Крымов рассуждает в премьере «Школы современной пьесы»; - чем Марине Неёловой приглянулось новое произведение Евгения Гришковца; - как Театр им. ...
  • «Вся поэзия театра»

    Не случайно Дмитрий Крымов назначает премьеры в свой день рождения – 10 октября, уж точно не для того чтобы, как он шутит, «гостей не звать домой». Просто каждый спектакль – это история из его жизни, а в день рождения хочется вспомнить то, что дорого сердцу – из детства, из юности, из главного. ...
  • Смерть автора

    В «Студии театрального искусства» начали сезон с Хармса, освобождающего смеха и мёртвой старухи, от которой никак не избавиться, как от фантомов советского прошлого или вездесущего ковида. Сергей Женовач оставляет за зрителем право на обе версии, но делает акцент на трагической невозможности творить. ...
  • «Театрал» октября уже в продаже!

    На страницах свежего номера (см. где купить и подписка) вы прочтете много интересного, и узнаете о том: - почему российские деятели культуры обеспокоены ситуацией в Белоруссии; - как актер Анатолий Белый относится к внутренней свободе и гражданской позиции; - чем театральное сообщество отреагировало на приговор Михаилу Ефремову; - что думает главред «Театрала» Валерий Яков о праве художника на слово и дело; - за кого голосуют зрители: шорт-лист премии «Звезда Театрала»-2020; - чем объясняет увольнение сотрудников Театра им. ...
Читайте также