Тренировки на кошках эпохи ковида

 


От Москвы до самых до окраин, как пелось в известной песне, теперь ковид проходит как хозяин необъятной Родины моей. Он все активнее влияет на наши планы, возможности, условия жизни и, что особенно печально, даже на сроки биографии. Мысль о том, что он так же по-хозяйски ведет себя и на чужих родинах, не очень успокаивает. Свои проблемы – ближе к телу. И к делу, которое страдает не столько от ковида, сколько от чиновников, взявших пандемию на вооружение. 

Репрессивные фантазии властей на тему коронавируса практически не знают границ. Новые ограничения и новые все более внушительные штрафы придумываются с необычайной легкостью и без всякой разумной логики. Складывается стойкое впечатление, что власть озабочена не тем, как помочь нам выжить, выстоять, не разориться и не пойти по миру, а прежде всего – вариантами контроля за каждым из нас и поводами для штрафов. Вместе со второй волной пандемии, которая вовсе не стала неожиданностью, поднимается вторая волна ограничений и репрессий. Чиновники словно испытывают нас «на слабо», проверяя, до какой степени можно укоротить поводок наших прав и свобод, до какой мелочи можно контролировать нашу личную жизнь и до какой глубины можно залезть в наши карманы. Пандемия в этом процессе уже не столько причина, сколько предлог.

Театры на этом всероссийском полигоне произвола выступают в роли подопытных кроликов. А точнее – кошечек. В любимой миллионами  кинокомедии «Операция Ы и другие приключения Шурика» персонаж Вицина перед ограблением  склада тренируется с платочком морфия, пытаясь усыпить Никулина. Никулин резко отмахивается, и, указав на Моргунова, советует: «Иди тренируйся на…» Но увидев суровый моргуновский взгляд тут же поправляется: «…На кошках». И покорный Вицин начинает укладывать одну за другой стоящие в ряд фарфоровые статуэтки кошечек.  В нашей пандемийной действительности роль кошечек явно отведена театрам, малому бизнесу и тематическим СМИ.  На этой поляне трусоватые по своей сути чиновники могут тренироваться совершенно безбоязненно сколько угодно. Самые высокие начальники не одернут, а грозные «моргуновы» крупного бизнеса не погрозят лоббистским кулаком.

В результате – очередные эксперименты и санкции. Не успели театры освоить премудрости шахматной рассадки, а им уже велят не допускать в свой Дом тех, кому за 65. Требуют проверять паспорта на входе, заставляют контролировать, чтобы никто из зрителей во время спектакля не снял маску, проверяют, нанесены ли отметки социальной дистанции в гардеробах, буфетах и туалетах… А за нарушения грозят либо штрафами в сотни тысяч рублей, либо закрытием на срок до трех месяцев. Причем все это – не буйство больной фантазии, а реальность эпохи ковида.

Чиновники Роспотребнадзора и административно-технической комиссии Москвы уже пронеслись по некоторым театрам контрольными облавами в поисках нарушений. Контролеры у нас всегда жили и живут под девизом: «Кто ищет, тот всегда найдет». Стоит ли удивляться, что проверенные театры оказались под угрозой санкций – где-то некоторые несознательные зрители сняли маски в темноте, где-то некоторые санитайзеры стояли не на том месте, где-то не хватило полосок в туалете… И сразу – протоколы, угрозы, санкции.

Театры покорно стоят навытяжку, им некуда деться от этих экспериментов, нечем защититься от этих наездов, не к кому обратиться за поддержкой. У них нет могучих лоббистов во власти, как у строительных компаний, у столичного транспорта, у крупного бизнеса. Поэтому мы не видим дотошных проверяющих в переполненных вагонах метро, они не торопятся в столичные аэропорты, где никому нет дела до социальной дистанции, они не бродят с протоколом по строительным объектам и не врываются внезапно в офисы крупных компаний, чтобы проверить там наличие полосок в туалете. Там есть шанс нарваться на «кулак Моргунова». Поэтому тренируются «на кошках».

Журнал «Театрал» тоже не увернулся от тренировок. Наши административные службы теперь вынуждены немалую часть рабочего времени тратить на составление отчетов в мэрскую комиссию о том, кто из сотрудников находится на удаленке, отсылать неопознанным контролерам личные номера телефонов наших журналистов, данные их социальных карт, проездных билетов… И строго следить, чтобы не менее 30 процентов коллектива в редакции не появлялось. А в случае нарушений – угроза немалых штрафов. То, что эти угрозы более чем реальны, мы прекрасно понимаем. На днях получили штрафные протоколы из Пенсионного фонда, в которых указано, что мы должны понести денежное наказание, так как на два дня в марте опоздали с отчетом. Казалось бы, жирующие чиновники Пенсионного фонда могли бы обойтись предупреждением по поводу не самого сурового нарушения. Но нам сразу прислали штраф. И это первое финансовое проявление внимания властей к «Театралу» за время пандемии. Двадцать восемь писем направили мы за эти месяцы во все властные инстанции с просьбой о поддержке, в ответ получили почти столько же отписок. И ни копейки помощи, ни малейшей скидки или отсрочки. А штраф – пожалуйста. 

Опасность ковида безусловно реальна. Забывать об осторожности и ответственности нельзя ни на улице, ни на работе, ни в театре. Но вирус, к сожалению, не одинок. С ним наперевес за нами охотится ненасытный чинуша. И еще большой вопрос – кто коварнее, циничней и опасней.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • «Когда ждешь мессию, а приходит урядник…»

    В одном из очерков, посвященных памяти Евгения Леонова, Марк Захаров написал: «Вечером 29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов, собираясь на работу в спектакле «Поминальная молитва», дома, уже одеваясь, упал и мгновенно умер. ...
Читайте также


Читайте также

  • Зрители без страха и упрека

    Если верить статистике и оптимизму властей – ковид практически разбит и пандемия отползает. Осталось только всем уколоться, и вирусное прошлое нам больше не грозит. Правда, верить нашей статистике и руководящему оптимизму – дело сомнительное, но это тот случай, когда чертовски хочется верить. ...
  • Четвертушка здравого смысла

    Новогодний номер «Театрала» хотелось бы посвятить радостным и праздничным событиям уже хотя бы потому, что печали в уходящем високосном – хоть отбавляй. Один ковид чего стоит, поставивший на колени не только родное Отечество, неустанно встающее на ноги, но нагнувший и все прогрессивное человечество. ...
  • Чертовой дюжине вопреки

    Не знаю, как читатели журнала, но коллектив «Театрала» в приметы никогда не верил. Мы же культурные люди, как говорится в одном малоизвестном стишке, поэтому не обижаем черного кота и не плюём через левое плечо. Но обойти без последствий цифру тринадцать, да еще выпавшую на високосный год, нам все же не удалось. ...
  • Тренировки на кошках эпохи ковида

    От Москвы до самых до окраин, как пелось в известной песне, теперь ковид проходит как хозяин необъятной Родины моей. Он все активнее влияет на наши планы, возможности, условия жизни и, что особенно печально, даже на сроки биографии. ...
Читайте также