Мы Европа или где?

 

Первый раз за всю историю «Театрала» я собираюсь рассказать о замечательной выставке, которой вдруг не стало. Была – и нету. Она анонсировалась как главное событие ноября и даже больше – всего 2020 года. Но в одночасье без всяких объяснений и официальных писем растворилась неведомо куда. Сразу хочу заверить, что пресловутый вирус здесь если и сыграл какую-то роль, то далеко не первую. Впрочем, все по порядку.

Вплоть до начала октября российское арт-сообщество с замиранием ожидало огромную выставку в Третьяковской галерее «Многообразие / Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж». Шутка ли дело: на Крымском валу предстояло увидеть самое актуальное искусство Старого Света, включая Россию – впроекте участвовал 81 художник из 35 стран. Сплошь звезды первой величины: от Ильи Кабакова и Георга Базелица до Эрвина Вурма и Недко Солакова. Основная идея состояла в том, чтобы еще раз напомнить нам всем о европейской культурной идентичности: показать, что, несмотря на все конфликты и противоречия, Европа духовно едина, у нее есть «артистическое лицо». А что лежит в основе единства – отдельный и интересный вопрос, к ответу на который будут деликатно подталкивать кураторы из трех стран (свобода? равенство? братство?).

Договоренность об этом проекте была достигнута на самом высоком уровне: на Петербургском экономическом форуме соглашение подписали президент России Владимир Путин, президент ФРГ Герхард Шредер и, конечно, Эммануэль Макрон от Франции. Москва назначалась первым пунктом показа «Многообразия / Единства», а уже в следующем году экспозицию ждали в Берлине и Париже. Никакой ковид-19 не мог помешать триумфу европейского искусства: вопреки всем прогнозам о «второй волне» до октября Третьяковка настойчиво приглашала журналистов на эпохальную выставку, а западные СМИ наперебой восхваляли «беспрецедентные гастроли художественного блокбастера». И вот что-то пошло не так…

Буквально за месяц до открытия, когда все западные спонсоры уже внесли первые взносы, а произведения ждали отправки в Россию, в соцсетях разразился скандал. Природа этого скандала очень простая: кто-то из ревнителей «чистого искусства» не поленился посмотреть, что же создали заявленные западные художники. И тут оказалось – о, ужас! – фотограф Эрик Кессельс снимал когда-то мастурбирующего монаха. Но ведь он с Томасом Майлендером еще делал батут с портретом Трампа, на котором каждый мог полежать и попрыгать. У него вообще по части секса все очень жестко и брутально. А еще выяснилось, что Андерс Петерсен (р.1944 г.), классик шведского фото, помешан на некро- и зоофилии. Но, сказать откровенно, без фото Петерсена не было бы вообще рок-н-ролла и великой черно-белой панк-фотографии. Наконец, вишенкой на торте оказалась португальская художница Паула Регу, у которой нашлось изображение женщины с зубастой промежностью. По неофициальным данным, в министерстве культуры изучили все означенные материалы (и когда это наши чиновники обращали внимание на соцсети?), пришли в ужас и прикрыли проект.

То, что выставка не перенесена или отложена, но именно закрыта, свидетельствует сайт Третьяковской галереи. Так, например, выставка «Индия: современное искусство», которая не открылась во время карантина до сих пор, значится в планах. А «Единство» пропало навсегда, убрана отовсюду и никаких комментариев.

В связи с этим в глаза бросаются два момента. Первое: откровенная цензура в духе советских госприемок. Только на уровне слухов и возможных предположений сделан вывод о «вредоносности» западных вещей, которых живьем еще никто не видел. Никакой попытки диалога или компромисса (возможно, на него не пошла западная сторона).

Второе: в последнее время складывается полное ощущение намеренной травли Третьяковки за ее слишком либеральные подходы. Так, по всем центральным каналам уже прошла волна скандалов вокруг работ Алексея Каллимы, которого назвали едва ли не пособником кавказских террористов. Его картина была подарена галерее частными коллекционерами. Художник, родившийся в Грозном и получивший не одну премию, известен своими холстами на тему кавказских боевиков. И вот он из художника в глазах телевизионной пропаганды превращается в пособника экстремистов.

Каждый шаг музея, где нет «православия-народности» расценивается как предательство корней и страшная ересь. Понятно, что ни о каком общеевропейском проекте в этом случае говорить не приходится.


Можно, конечно, посочувствовать нам и Третьяковской галерее. Павел Третьяков привез немало первоклассных вещей именно из Европы (кроме русской живописи братья Третьяковы, как известно, собирали и западное искусство). Сегодня каналы перекрыты, шлюзы задраены, еще не открывшаяся выставка разбирается по костям, «кабы чего не вышло». Мы – не Европа, Европа – не мы. Комментарии, как говорится, излишни. Отменять – не строить. Ковид и великорусская «духовность» нам в помощь. 

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • О жизни Венской оперы расскажет австрийский фотопроект

    4 февраля в Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина откроется выставочный проект «Мир Венской оперы». Главный оперный театр – в объективе австрийского фотографа Лоиса Ламмерхубера, лауреата множества премий в области фотоискусства. ...
  • Людмиле Гурченко посвятили онлайн-выставку

    Театральный музей им. Бахрушина и музей-мастерская Людмилы Гурченко подготовили онлайн-проект «Звезда эпохи», посвященный 85-летию со дня рождения народной артистки СССР. Онлайн-выставка познакомит с еще одной гранью таланта артистки, с ее умением создавать неповторимые образы и уникальный стиль в одежде. ...
  • Выставка Брейгелей открылась в музее «Новый Иерусалим»

    Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз» открылась в подмосковном музее «Новый Иерусалим».   «Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. ...
  • «Верной дорогой идете, товарищи»

    Исторические документы, фотографии спектаклей, мемуары, критические статьи из фондов Российской государственной библиотеки искусств дают возможность проследить, как на протяжении столетия (с 1919 по 2019) менялся подход драматургов, режиссеров, исполнителей к образу Ленина на театральной сцене. ...
Читайте также