
Его открыла Шепитько, конечно. И какое счастье, что он появился на столичной сцене! Ведь все случайно произошло: Плучеку разрешили ставить «Бесов», впервые на советской сцене вдруг разрешили, и вот он увидел «Восхождение» и сказал - «Найдите мне этого артиста, он мне нужен для Достоевского». Плотников тогда работал в Свердловском ТЮЗе, был таким романтическим героем. Его взяли в театр Сатиры, «Бесов», конечно, никаких не случилось, их так и не разрешили. Зато Москва получила потрясающего «нездешнего» артиста.
В кино его народ больше полюбил за Борменталя в «Собачьем сердце». Он и вправду там хорош. Но ещё был фильм, в которым он великолепно сыграл - «Дикая охота короля Стаха» Рубинчика, этот фильм совершенно выпадает из советского киноряда, он отдельный, «чужой», как и сам Плотников - с его тонкими пальцами и удивлёнными глазами.
Впервые на сцене я увидела его в «Павле Первом» Мережковского / Хейфеца на сцене Театра Армии, это был блестящий дуэт - с Олегом Борисовым. Плотников играл Александра, а Борисов - Павла. Это были абсолютно равные по масштабу фигуры - как актёры, так и их персонажи. Восхитительная интеллектуальная дуэль. Редчайший случай.
А в МХТ я очень любила Войницкого/ Плотникова в «Дяде Ване» Карбаускиса. Я такого Войницкого не припомню, его обычно играют таким неврастеником отчаявшимся. А Плотников словно в ином мире существовал, который никак не мог совпасть с реальностью. В мире «неба в алмазах») Карбаускис очень чувствовал этого артиста, умел открыть в нем неожиданное, такое, что сам Плотников в себе не подозревал! Он же Собакевича у него сыграл в «Мертвых душах»! Да как!) ещё, конечно, великий «Копенгаген» Фрейна - кто бы мог подумать, что столь многословная интеллектуальная драма станет хитом театра! Табаков, Плотников, Барнет и Карбаускис создали настоящий шедевр из диалогов.
А ещё Плотников пел. Пел профессионально, это совсем не актерское пение, хотя, безусловно, драматическое. Его восхитительный чистый тенор звучал в нескольких фильмах, а на сцене - кажется, лишь раз - в «Литургии оглашённых» у Рыбникова в частном театре он сыграл и спел главную партию. По сути, этот его дар так и не был реализован в полной мере.
Хотя именно этим своим талантом он, похоже, гордился больше всего, считая его фамильной ценностью , семейным наследием - «все Плотниковы пели»)
Очень тёплый, остроумный, негромкий человек. Осколок от другого мира.
Еще удивительный факт: после съёмок в «Восхождении» он поступил на филфак Свердловского университет, и полностью отучился, шесть лет. Оставаясь при этом артистом. Ему было мало уметь, ему необходимо было знать!
Борис Григорьевич Плотников. Светлая память.
