Нью-Йорк спас Москву от Этуша

 

Муниципальные депутаты Пресненского округа столицы приняли революционное решение – они выступили против возведения памятника народному артисту и герою войны Владимиру Этушу, защищая москвичей от монументов. Жители города ещё не успели узнать об этом заботливом депутатском решении, а из далекого Нью-Йорка уже донеслось: «Мы победили!»

Эта удивительная история начиналась довольно прозаически и не обещала никаких скандалов. Скорее наоборот  дарила, казалось, предвкушение радости от возвращения в наш город артиста, любимого миллионами людей всех поколений. О его регалиях, званиях и заслугах можно было и не вспоминать, всего два слова действовали на всех магически  Владимир Этуш! И сразу же вставали залы, и звучали аплодисменты, и на лицах зажигались улыбки. Но так было не только в театрах, так было на рынках, куда он заходил, на улицах, в студенческих аудиториях... Хорошо помню, как года четыре назад поздним вечером после концерта Мирей Матье мы с Владимиром Абрамовичем, его женой и друзьями зашли в один из ресторанов на набережной: переполненный зал вдруг стал подниматься. К нашему столу мы шли под гул аплодисментов  множество незнакомых людей, увидев Этуша, оторвались от бесед и напитков, встали и с улыбками приветствовали любимого актера.

И ещё прекрасно помню 9 мая 2015-го года, день 70-летия Победы, Красную площадь и трибуну для почетных гостей. Когда Владимир Этуш стал подниматься на эту трибуну, там тоже все встали. Многие в орденах и медалях, в погонах и лампасах, заслуженные и уважаемые, они стоя аплодировали не просто пожилому любимому актеру  они приветствовали фронтовика с боевыми орденами на груди.

Такую реакцию на появление Владимира Этуша я видел многократно практически всюду  на театральных встречах, на приемах в Кремле, на улицах Москвы, Баку, Женевы, Канн, Монако... В испанских ресторанчиках, во французских музеях, на пляжах Италии и Геленджика... Его всюду узнавали, к нему и в России, и в зарубежных странах тянулись сделать селфи, взять автограф, просто с улыбкой постоять рядом. Одним своим появлением он дарил людям радость. Поэтому и сама идея воздвигнуть ему памятник к 100-летию казалась светлой и радостной. Светлой  потому что мы помним о его заслугах перед городом, который он юношей защищал в ополчении, а потом – добровольцем на фронте, который он долгую жизнь прославлял своим творчеством, просвещал будучи педагогом и ректором... А радостной  от предстоящей встречи. Памятники таким людям, они ведь тоже умеют дарить улыбку. Буквально на днях в самом центре Москвы открыли памятник Олегу Табакову, и, кажется, что там поселилась улыбка, потому что и взрослые, и дети с радостью делают с ним фото, вспоминают его роли, забывая ненадолго о своих тревогах и проблемах. У памятника Никулину на Цветном тоже улыбаются, и даже опостылевшие маски не скрывают этих светящихся глаз.

Но улыбка Владимиру Этушу вдруг оказалась лишней на улицах нашего города. Как только комиссия по монументальному искусству Мосгордумы обратилась к муниципальным депутатам Пресненского округа с предложением воздвигнуть на улице Спиридоновка памятник Этушу, вокруг этой идеи почти сразу стало возникать непонятное напряжение. Причём возникло оно не само по себе, а было организовано специальной петицией, размещённой на известном ресурсе Change.org. В петиции говорилось прямо и без всяких улыбок: «Совсем не обязательно ставить памятник на общегородской территории, чтобы хранить память о любимом многими актере. Для артистов давно придуманы аллеи звёзд, мемориальные доски, музеи, что вполне деликатно для городского пространства сохраняет память о знаменитостях. Иначе город может превратиться в подобие кладбища». Эта петиция была адресована комиссии по монументальному искусству Мосгордумы. И начиналась она с лаконичной фразы: «Мы, жители Москвы, против установки памятника В.Этушу...» Автор петиции  Ирина Паперно, жительница Нью-Йорка. «Считаем установку подобных памятников вредной для городского пространства», – пишет она в своей петиции. И с берегов Гудзона призывает москвичей активно ставить подписи под её воззванием. Самое поразительное, но некоторые москвичи действительно откликнулись. В числе первых голос Америки услышал муниципальный депутат Анатолий Юшин, который тут же написал у себя на страничке в Фейсбуке, что он против памятника. «Я не поддерживаю идею его установки, и потому что место выбрано, на мой взгляд, неудачно, и потому что, мне кажется, памятники надо устанавливать после того, как прошло хотя бы 10 лет со дня смерти»,  решительно заявил депутат, обратившись к своим избирателям, но «забыв» при этом уточнить, что не существует никаких законов о десятилетних ограничениях для установки памятника. Отдельные избиратели заявление, тем не менее, поддержали, не скупясь на комментарии. «Я против установки памятников почившим артистам, певцам, юмористам в принципе. Человек должен оставить ощутимый вклад в отечественную и мировую культуру, чтобы удостоится такой чести», – ответила Юшину москвичка Наталья Кузнецова. «Район живет прошлыми заслугами. Нужно работать на перспективу и финансировать в будущее», – выступил с наказом депутату некто Александр Максимов. А гражданка Ольга Яковлева практически вынесла «оптимистичный» вердикт: «Скоро места в городе не будет, одни покойники». Впрочем, уроженка Абхазии Марина Джурич уточнила и про покойников: «А на кладбищах актеров не хоронили на Руси потому, что профессия их считалась уж больно презренной. Хоронили их за кладбищенской (или церковной) оградой  вместе с самоубийцами. Наверное считали их теми, кто ещё при жизни самостоятельно и добровольно убил свою душу».

В то же самое время, когда жительница Нью-Йорка при моральной поддержке депутата Юшина и его сторонников собирала скудные голоса протеста, в муниципальный совет обращались и не менее известные, чем депутат, граждане Москвы. Они просили поддержать идею установки памятника и напоминали о заслугах легендарного Этуша. Свои видеообращение в муниципальный совет отсылали ученики, коллеги, друзья и поклонники Владимира Абрамовича  народная артистка России Юлия Рутберг, доктор медицинских наук Михаил Ломакин, театральный педагог и писатель Павел Любимцев, народная артистка России Мария Аронова, академик РАЕН Абрам Сыркин, заслуженные артисты России Ольга Тумайкина и Александр Олешко, политолог, профессор Николай Сванидзе, кинорежиссёр Борис Грачевский, известный актёр и литератор Вениамин Смехов, священник русской православной церкви отец Георгий и многие другие. После того, как мы стали публиковать эти обращения на сайте журнала «Театрал» под рубрикой «Встретимся у Этуша», сотни наших читателей и поклонников Владимира Абрамовича тоже начали отправлять в адрес Пресненского муниципального совета свои слова поддержки идеи создания памятника. Глава округа Дмитрий Юмалин вскоре написал у себя в аккаунте: «За неполную рабочую неделю мы получили более 300 обращений от граждан нашей страны и не только нашей с просьбой согласовать на Спиридоновке памятник В.А. Этушу».

Сколько сотен или тысяч этих обращений набралось к моменту исторического решения депутатов  неизвестно, но зато известно, что американскую петицию гражданки Паперно на сегодняшний день подписали 116 человек. И эта петиция стала весомее многих сотен голосов заслуженных деятелей культуры, науки, общественной жизни и просто благодарных зрителей Владимира Этуша. В ополчении под Москвой он не проиграл. А перед депутатом Юшиным и мисс Паперно не устоял. «Предложение об установке памятника было отвергнуто»,  радостно рапортует в Фейсбуке после заседания Пресненского Совета Юшин. «Мы победили!»  тут же подхватывает эту радость в Америке Паперно. И размещает фото с видом Нью-Йорка.

P.S. Специально для тех, кто не понял моей иронии по поводу «американского следа» в истории с памятником Этушу, подчеркиваю  дело, конечно же, не только в петиции, запущенной к нам скучающей гражданкой из Нью-Йорка. И вовсе не в голосе Америки, услышанном группкой муниципальных депутатов и устроивших в отдельно взятом округе Москвы «торжество демократии». Дело в странной избирательности тех, кому доверено принимать решение якобы «от имени народа». И кому позволено замечать одни удобные мнения и игнорировать массовые другие.

Напоминаем нашим читателям адрес пресненского муниципального совета, по которому они могут выразить депутатам своё мнение по поводу принятого решения: allpost@presnyamo.ru.
   
Валерий Яков,
главный редактор журнала «Театрал»

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Богомолов опубликовал новые правила Театра на Бронной

    Художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов на своей странице в Instagram рассказал о новых правилах работы театра. Семь пунктов заимствованы у Алвиса Херманиса, худрука Нового Рижского театра, акцент сделан на свободе слова и разнообразии политических взглядов. ...
  • «Золотая Маска» объявила программу онлайн-трансляций

    10 марта стартует проект «Золотая Маска» online. Трансляции четырех спектаклей, отмеченных экспертами театральной премии, пройдут на главной странице портала «Рамблер».  Откроет программу спектакль «Идиот» Новосибирского театра «Старый дом», получивший 11 номинаций на театральную премию «Золотая Маска». ...
Читайте также


Читайте также

  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Нью-Йорк спас Москву от Этуша

    Муниципальные депутаты Пресненского округа столицы приняли революционное решение – они выступили против возведения памятника народному артисту и герою войны Владимиру Этушу, защищая москвичей от монументов. Жители города ещё не успели узнать об этом заботливом депутатском решении, а из далекого Нью-Йорка уже донеслось: «Мы победили! ...
  • Софья Апфельбаум: «Такого периода в жизни театра не было еще никогда»

    Свой нынешний сезон коллектив РАМТа проводит в череде побед и тревог. С одной стороны, театр выпустил ряд премьер и готовится к новым, но с другой – вынужден работать в атмосфере многочисленных ограничений. Ситуация особенно усложняется на фоне предстоящего столетнего юбилея, который театр отметит в 2021 году. ...
Читайте также