Мифы и легенды театрального мира

Что нужно знать об «устройстве» театра

 
В отношении «репертуарного театра» как понятия и как явления сложилось несколько стереотипов, мешающих судить о нем непредвзято.

СТЕРЕОТИП 1. РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР – РУССКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ.

Это – совсем не так. Репертуарный театр по своему происхождению – родственник режиссерского театра, возникшего в Европе XIX века, когда в театре соединилась единая художественная воля режиссера, гармоничный и дисциплинированный актерский ансамбль и продуманная репертуарная политика. Образ такого театра забрезжил еще в XVIII веке в Англии, о нем мечтали итальянцы и французы; а в середине XIX века образцом его – в том числе для МХТ – стал немецкий Мейнингенский театр: недаром в репертуаре этих двух театров на рубеже веков были очень красноречивые совпадения.

Ведущие театры Европы и сегодня – репертуарные. Оказавшись в Дойчес Театре или в других театрах Берлина, в Национальном театре в Афинах, в Комеди Франсез в Париже и так далее, вы вдруг начинаете чувствовать себя, «как дома», заметив, как рекламируется постоянная труппа, как строится репертуар. Иными словами, репертуарный театр – это не местное этнически-русское изобретение, а результат многовекового развития мирового театра. Он возник позднее фестивального театра, позднее антрепризного театра и изначально воспринимался как наиболее прогрессивное явление театрального искусства.

СТЕРЕОТИП 2. РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР – ОБЯЗАТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.

Это – тоже не так. Были и есть примеры негосударственных репертуарных театров – популярных и востребованных. МХТ не был государственным до 1919 года, и в Москве было достаточно острословов, которые замечали, что, став государственным и академическим, этот театр кончился как художественный. Но в этих слишком смелых словах острословов была и доля наблюдательности. Переход от живого дела, замешанного на эксперименте, к советскому театрально-зрелищному предприятию, живущему по законам плановой экономики, со всеми признаками поточного производства, репертуарными комиссиями, цензурой, пожизненными рабочими местами и несменяемыми руководителями и т. д.: все это – непростое наследие репертуарного театра, доставшееся нам от советской эпохи и по сей день неохотно уходящее в прошлое. Однако дискредитирует ли советское театрально-зрелищное предприятие сам по себе феномен репертуарного театра? или идею государственной поддержки репертуарного театра? или великие художественные достижения советского репертуарного театра? – никоим образом. Современная организационная форма, противоположная репертуарному театру – антреприза. В отношении нее есть еще один стереотип.

СТЕРЕОТИП 3. АНТРЕПРИЗА – ЗАВЕДОМО ДЕФЕКТИВНАЯ ФОРМА, НИЧТОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАЧЕСТВА СПЕКТАКЛЕЙ, НЕСПОСОБНОЕ К ДОЛГОВРЕМЕННОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ – ТАК, ТЕАТР-ОДНОДНЕВКА, ТЕАТР ОДНОГО СПЕКТАКЛЯ.

Это – в корне неверно. Есть антрепризы, спектакли которых живут по 20 лет и больше, развиваются, видоизменяются, но не теряют своего высокого художественного уровня. Конечно, есть печально известное явление мирового (не только российского) жульничества, называемое «чёс», и существующее преимущественно в форме антрепризы: оно возможно в условиях крайне неравномерного театрального предложения в столице и в провинции. Но антреприза – если мы говорим не о чёсе – всегда выполняла важную функцию, без которой трудно вообразить развитие театра: в XVIII веке в Италии и в XIX веке в России антреприза мощно и подвижно развивала театральную сеть в городах, где не было крупных театров. Может ли антреприза в современной России стать основной формой существования театров? Кажется, едва ли, и вот почему:

а) Антрепризы, наиболее востребованные в художественном отношении, становятся очень похожими на репертуарные театры. Они начинают тяготеть к одной площадке, стараются закрепить за собою несколько постоянных имен актеров, ведут определенную репертуарную политику.

б) Главное условие успеха антрепризы – привлечение высокопрофессиональных актеров. Большинство же из них выходит из системы русского репертуарного театра – ибо именно оттуда растет русская актерская школа, существующая в форме мастерской, руководимой одним мастером. Русская актерская и режиссерская мастерская в театральном вузе – это организм, вырастающий к четвертому-пятому курсу в мини-репертуарный театр. Вместо того, чтобы с порога не любить антрепризу, надо присмотреться к некоторым положительным ее чертам, и именно это происходит в театральном мире в последние десятилетия.

в) Репертуарные театры перенимают черты антрепризы, но от этого не теряют своего лица. Например, они приглашают сторонних актеров для некоторых спектаклей, а некоторые спектакли воспринимают как «проекты», предназначенные для показа в течение определенного периода. Все это не бросает тень на лицо репертуарного театра, но разнообразит его художественную политику.

Мы находимся в такой стадии театрального процесса, когда репертуарный театр и антреприза как формы сближаются, и, похоже, не за горами то время, когда разница между ними и вовсе перестанет нам казаться существенной.


Поделиться в социальных сетях:



Читайте также

  • Семь фильмов Александра Митты

    28 марта 90-летие отмечает кинорежиссер Александр Митта. В преддверии юбилея «Театрал» подготовил подборку самых известных работ Мастера. 1. Звонят, откройте дверь (1965) Об удивительных открытиях двенадцатилетней девочки, которая по заданию любимого вожатого ищет в городе зачинателя пионерского движения. ...
  • У «Современника» появился «Идеальный расчёт»

    Во вторник, 28 марта, на Основной сцене театра «Современник» будет представлен премьерный спектакль «Идеальный расчет» по пьесе Пристли «Ракитовая аллея». К творчеству классика британской драматургии Джону Бойтону Пристли обратился режиссер Дмитрий Креминский. ...
  • Любовь по Астафьеву

    Уникальное здание Московского историко-этнографического театра погружает зрителей в уютную атмосферу еще до того, как начинается спектакль. Всё – от фасада до фойе – здесь дышит историей. Приверженность традициям и фольклору отличают камерный театр на Северо-Востоке Москвы. ...
  • Умер экс-директор Театра на Таганке Николай Дупак

    На 102-м году жизни скончался экс-директор Театра на Таганке, заслуженный артист Николай Дупак. Дупак руководил Театром на Таганке почти 30 лет, с начала 60-х. Он позвал в театр Юрия Любимова, принял на работу Владимира Высоцкого, несмотря на первоначальные возражения худрука; переманил в Москву Давида Боровского, тогда еще художника Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. ...
Читайте также

Самое читаемое

  • Новый Рижский театр отменил премьеру с Чулпан Хаматовой

    В Новом Рижском театре отменили премьеру Gogolis. Nature Morte, где одну из ролей в должна была сыграть Чулпан Хаматова. Отмену объяснили «творческой неудачей». За более чем тридцатилетнюю историю театра под руководством Алвиса Херманиса это первый подобный случай. ...
  • Премьера «Тихий Дон» готовится в театре «Русская песня»

    4 и 5 марта в театре «Русская песня» состоится премьера спектакля «Тихий Дон». Режиссер Дмитрий Петрунь отразил в трехчасовой постановке самые яркие моменты жизни героев легендарного романа Михаила Шолохова. ...
  • Эмилия Спивак: «Для папы театр – это всё!»

    Актриса театра и кино Эмилия СПИВАК – дочь худрука Молодежного театра на Фонтанке Семена Спивака – впервые вышла на сцену в 12 лет с «Письмом Татьяны», впрочем, становиться артисткой поначалу не собиралась. Но в итоге выбрала актерскую профессию и не жалеет об этом. ...
  • Фотообъективная история: Андрей Миронов

    7 марта  –  82 года со дня рождения выдающегося советского актера театра и кино Андрея Миронова. Журнал «Театрал» решил напомнить историю фотографа Владимира Машатина, связанную со съемками артиста. ...
Читайте также