Режиссер Егор Перегудов: «Тургенев состоит сплошь из нюансов и подтекста»

 

24 и 25 декабря в МХТ им. Чехова состоится премьера «Месяц в деревне», где артисты, действительно, попадут в деревню с её атмосферой и живыми фактурами, запахами и тактильными ощущениями, а зрители увидят «Тургенева в 5D». «Театрал» обсудил с режиссером Егором Перегудовым его первую постановку в МХТ и пьесу, связанную с МХАТом начала XX века.                  

— Егор, в одном из интервью вы сказали, что есть такие пьесы, мимо которых режиссер долго ходит и в результате все-таки сворачивает в их сторону. Почему вы «свернули» и остановились на «Месяце в деревне»? 

— Чтобы понять пьесу, надо ее поставить. Когда читаешь, вроде и понимаешь, как она сделана, что в ней может эмоционально зацепить, но истинные смыслы открываются только во время постановки. Ну а вообще предложение сделать спектакль в МХТ поступило от Сергея Васильевича Женовача. Понятно, что, если приходишь в Художественный театр, нужно соответствовать. И я решил взять историю, связанную с великим МХАТом начала XX века, прицельно перечитывал репертуар, который выстраивал Станиславский. «Месяц в деревне» в меня попал. В пьесе Тургенева очень простой, понятный язык. Несколько раз я занимался Островским, который настолько далек от того языка, на котором мы говорим сейчас, что всегда приходилось искать ход, чтобы преодолеть эту дистанцию.

Тургенев же говорит абсолютно сегодняшним языком. И если с текста счистить налет романтизма, условностей того времени, то выйдет современная, очень жесткая – и полифоничная – история с большим количеством любовных вариаций и перипетий.    


— Это ваш первый спектакль в МХТ им. Чехова. Что это значит для вас как для режиссера? 

— Художественный театр, конечно, — место, где давно «замесилась» энергия, которой до сих пор питаются русский и зарубежный театры. Когда репетируешь, сидя в кресле с табличкой «Немирович-Данченко», это многое значит.

Вот сейчас мы находимся в кабинете, где работал Анатолий Эфрос, стоял у окна и думал, как ставить «Ромео и Джульетту». Здесь было режиссерское управление Центрального детского театра. Известно, что режиссер — профессия одиночки. Но если в данный момент ты один, то во временнOй парадигме ты не одинок. И до меня были люди, которые не амбиции свои удовлетворяли, не деньги зарабатывали, а занимались делом – и после меня будут. Когда мыслишь себя в таком временнОм контексте, тогда нет ощущения одиночества. Например, когда на прогоне спектакля я сижу в зале, мне никто не скажет, что именно пошло не так, но я понимаю, что на моем месте сидел человек, который точно так же, как я, не сразу, но дошел до смысла.

— У спектакля «Месяц в деревне» очень богатая история, и начинается она с постановки 1872 года в Малом театре. Какие решения из тех, что вы видели, вас впечатлили? 
 
— До того, как я решил, что буду ставить эту пьесу, мне нигде не приходилось ее видеть, а потом я принципиально не смотрел. Хотя многие постановки есть в записи: и Эфроса, и Женовача, и Бутусова, и Марчелли. Конечно, если делаешь «Гамлета», то не можешь не войти в контекст знаковых постановок 20 века. Но пьеса «Месяц в деревне», я считаю, этого не требует. Не обязательно знать, как это делали другие, чтобы сделать самому. Мне кажется, здесь важнее эмоция, которая возникает при прочтении, а эта эмоция личная – и не имеет отношения ни к кому из других режиссеров.  

— Вы говорите, пьеса «Месяц в деревне» — это праздник для артистов. Особенно уникальна роль Наталья Петровны. Что вы имеете в виду?  

— Во-первых, роль Натальи Петровны – огромная по объему, я таких в драматургии не встречал. Во-вторых, при колоссальном объеме здесь довольно непросто найти разнообразие – развиваться и быть интересной зрителю на протяжении всего спектакля. Это, конечно, роль для большой артистки. Наташа Рогожкина прекрасно репетирует, и, я надеюсь, что все переносы премьеры из-за пандемии не помешают ей сыграть эту роль так, как она это может. Там очень важна человеческая обеспеченность: ты не можешь сыграть эту роль, если не наполнен темами, вокруг которых существует Наталья Петровна. А с другой стороны, важна техническая актерская оснащенность именно из-за того, что монологи – быстрые, диалоги – острые, и много очень тонких нюансов. В современном театре заниматься такими тонкостями не очень привычно: мы чаще работаем резкими мазками, фарсовыми ходами, яркой театральностью. Но Тургенев состоит сплошь из нюансов и подтекста. 

— Софья Апфельбаум, директор РАМТа, где вы являетесь главным режиссером, рассказала, что в планах у вас — спектакль по рассказам современного писателя-математика Романа Михайлова... 

— У Романа Михайлова есть сборник «Ягоды» – полуфантастические, полупсиходелические истории из 90-х-2000-х годов, очень абсурдные. Мне кажется, они соответствуют сегодняшнему времени и нашему отношению к информационному потоку. Там есть рассказ «Война», где персонажи попадают в некую «военную» зону и должны спасаться. При этом каждые полстраницы то веришь, то не веришь, что эта война в принципе есть. Мне кажется, что ощущение, с одной стороны, абсурда, а с другой стороны, растерянности что ли перед ситуацией, когда в принципе нет никакого источника информации, которому можно доверять, кроме собственной интуиции, когда нет человека, которому безусловно доверяешь, это абсолютно про сегодняшний день. Весь мир, как мне кажется, сейчас построен на столкновении информационных потоков – и ты никогда не будешь знать, где точная правда. Я пока только в стадии подготовки спектакля, потому что сейчас мы должны закончить «Месяц в деревне».   

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Духовная оккупация»

    27 марта в Театре Моссовета состоялась премьера «Странника». Юрий Еремин поставил спектакль по пьесе Горького «Старик», сюжет которой сравнивают с «Отверженными» Гюго, а нравственно-философскую проблематику – с произведениями Достоевского. ...
  • Антон Долин: «Кончаловский VS Навальный»

    Андрей Кончаловский, чьи «Дорогие товарищи» по всей логике должны были победить в голосовании и получить первый приз на премии критиков «Белый слон», за несколько дней до церемонии снял свой фильм с конкурса из-за того, что другой приз критики присудили фильмам ФБК* и Навального. ...
  • Умер актер Артем Тынкасов

    Актер театра «Содружество актеров Таганки» Артем Тынкасов умер в возрасте 50 лет. Об этом на своей странице в Facebook сообщил директор «Гоголь-центра» Алексей Кабешев.   «Умер Артем Тынкасов. Вот так. Хочу запомнить его таким. ...
  • Елена Яковлева сыграет в премьере «Современника»

    14 и 15 апреля на Основной сцене «Современника» состоится премьера спектакля Владимира Панкова «Театр» по роману Сомерсета Моэма. Главные роли сыграют Елена Яковлева и Владислав Ветров. За визуальные решения отвечает художник Максим Обрезков. ...
Читайте также


Читайте также

  • Нина Гуляева отмечает юбилей

    Свой творческий путь актриса МХТ им. Чехова Нина Гуляева начинала с ролей детского репертуара. Уже было четко обозначено амплуа: травести. Рост и голос подчеркивали хрупкость натуры. Но при этом довольно скоро оказалось, что творческий диапазон этой «хрупкой натуры» – гораздо шире ее первых работ. ...
  • Дмитрий Сумин: «В душе я клоун, поэтому трагифарс – мое все»

    Молодой артист МХТ имени Чехова Дмитрий Сумин стремительно и успешно ввелся в комедию Михаила Рахлина «Веселые времена». Сыграл вальяжного французского графа, которого «перевоспитывает» любовь советской девушки. ...
  • Антон Яковлев: «На таких идеалистах держится мир»

    В репертуаре Театра сатиры появился спектакль «Лес», который сразу привлек внимание зрителей. Во-первых, режиссер Антон Яковлев, обладатель престижных наград, среди которых почетное место занимает премия «Звезда Театрала». ...
  • Денис Суханов отмечает 50-летие

    Сегодня, 6 апреля, свой 50-й день рождения отмечает ведущий актер театра «Сатирикон» Денис Суханов. «Высокоодаренный артист с врожденным профессионализмом, абсолютно настроенный на работу, артист вертикального взлёта, – говорит худрук «Сатирикона» Константин Райкин. ...
Читайте также