Режиссер Егор Перегудов: «Тургенев состоит сплошь из нюансов и подтекста»

 

24 и 25 декабря в МХТ им. Чехова состоится премьера «Месяц в деревне», где артисты, действительно, попадут в деревню с её атмосферой и живыми фактурами, запахами и тактильными ощущениями, а зрители увидят «Тургенева в 5D». «Театрал» обсудил с режиссером Егором Перегудовым его первую постановку в МХТ и пьесу, связанную с МХАТом начала XX века.                  

— Егор, в одном из интервью вы сказали, что есть такие пьесы, мимо которых режиссер долго ходит и в результате все-таки сворачивает в их сторону. Почему вы «свернули» и остановились на «Месяце в деревне»? 

— Чтобы понять пьесу, надо ее поставить. Когда читаешь, вроде и понимаешь, как она сделана, что в ней может эмоционально зацепить, но истинные смыслы открываются только во время постановки. Ну а вообще предложение сделать спектакль в МХТ поступило от Сергея Васильевича Женовача. Понятно, что, если приходишь в Художественный театр, нужно соответствовать. И я решил взять историю, связанную с великим МХАТом начала XX века, прицельно перечитывал репертуар, который выстраивал Станиславский. «Месяц в деревне» в меня попал. В пьесе Тургенева очень простой, понятный язык. Несколько раз я занимался Островским, который настолько далек от того языка, на котором мы говорим сейчас, что всегда приходилось искать ход, чтобы преодолеть эту дистанцию.

Тургенев же говорит абсолютно сегодняшним языком. И если с текста счистить налет романтизма, условностей того времени, то выйдет современная, очень жесткая – и полифоничная – история с большим количеством любовных вариаций и перипетий.    


— Это ваш первый спектакль в МХТ им. Чехова. Что это значит для вас как для режиссера? 

— Художественный театр, конечно, — место, где давно «замесилась» энергия, которой до сих пор питаются русский и зарубежный театры. Когда репетируешь, сидя в кресле с табличкой «Немирович-Данченко», это многое значит.

Вот сейчас мы находимся в кабинете, где работал Анатолий Эфрос, стоял у окна и думал, как ставить «Ромео и Джульетту». Здесь было режиссерское управление Центрального детского театра. Известно, что режиссер — профессия одиночки. Но если в данный момент ты один, то во временнOй парадигме ты не одинок. И до меня были люди, которые не амбиции свои удовлетворяли, не деньги зарабатывали, а занимались делом – и после меня будут. Когда мыслишь себя в таком временнОм контексте, тогда нет ощущения одиночества. Например, когда на прогоне спектакля я сижу в зале, мне никто не скажет, что именно пошло не так, но я понимаю, что на моем месте сидел человек, который точно так же, как я, не сразу, но дошел до смысла.

— У спектакля «Месяц в деревне» очень богатая история, и начинается она с постановки 1872 года в Малом театре. Какие решения из тех, что вы видели, вас впечатлили? 
 
— До того, как я решил, что буду ставить эту пьесу, мне нигде не приходилось ее видеть, а потом я принципиально не смотрел. Хотя многие постановки есть в записи: и Эфроса, и Женовача, и Бутусова, и Марчелли. Конечно, если делаешь «Гамлета», то не можешь не войти в контекст знаковых постановок 20 века. Но пьеса «Месяц в деревне», я считаю, этого не требует. Не обязательно знать, как это делали другие, чтобы сделать самому. Мне кажется, здесь важнее эмоция, которая возникает при прочтении, а эта эмоция личная – и не имеет отношения ни к кому из других режиссеров.  

— Вы говорите, пьеса «Месяц в деревне» — это праздник для артистов. Особенно уникальна роль Наталья Петровны. Что вы имеете в виду?  

— Во-первых, роль Натальи Петровны – огромная по объему, я таких в драматургии не встречал. Во-вторых, при колоссальном объеме здесь довольно непросто найти разнообразие – развиваться и быть интересной зрителю на протяжении всего спектакля. Это, конечно, роль для большой артистки. Наташа Рогожкина прекрасно репетирует, и, я надеюсь, что все переносы премьеры из-за пандемии не помешают ей сыграть эту роль так, как она это может. Там очень важна человеческая обеспеченность: ты не можешь сыграть эту роль, если не наполнен темами, вокруг которых существует Наталья Петровна. А с другой стороны, важна техническая актерская оснащенность именно из-за того, что монологи – быстрые, диалоги – острые, и много очень тонких нюансов. В современном театре заниматься такими тонкостями не очень привычно: мы чаще работаем резкими мазками, фарсовыми ходами, яркой театральностью. Но Тургенев состоит сплошь из нюансов и подтекста. 

— Софья Апфельбаум, директор РАМТа, где вы являетесь главным режиссером, рассказала, что в планах у вас — спектакль по рассказам современного писателя-математика Романа Михайлова... 

— У Романа Михайлова есть сборник «Ягоды» – полуфантастические, полупсиходелические истории из 90-х-2000-х годов, очень абсурдные. Мне кажется, они соответствуют сегодняшнему времени и нашему отношению к информационному потоку. Там есть рассказ «Война», где персонажи попадают в некую «военную» зону и должны спасаться. При этом каждые полстраницы то веришь, то не веришь, что эта война в принципе есть. Мне кажется, что ощущение, с одной стороны, абсурда, а с другой стороны, растерянности что ли перед ситуацией, когда в принципе нет никакого источника информации, которому можно доверять, кроме собственной интуиции, когда нет человека, которому безусловно доверяешь, это абсолютно про сегодняшний день. Весь мир, как мне кажется, сейчас построен на столкновении информационных потоков – и ты никогда не будешь знать, где точная правда. Я пока только в стадии подготовки спектакля, потому что сейчас мы должны закончить «Месяц в деревне».   

  • Нравится



Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Наталья Рогожкина: «Всё, что с нами происходит – всё про любовь»

    В МХТ им. Чехова недавно состоялась премьера спектакля по пьесе Тургенева «Месяц в деревне» (режиссер Егор Перегудов). В интервью «Театралу» Наталья Рогожкина рассказала о том, чем привлекает ее этот проект и какой она видит свою героиню – Наталью Петровну. ...
  • «Человек независимый и смелый»

    15 января исполняется 75 лет известному актеру театра и кино Валерию Баринову. С юбилеем его поздравил председатель Союза театральных деятелей РФ Александр КАЛЯГИН. - Я счастлив поздравить Вас с юбилеем! Могу себе представить, с каким размахом отметили бы Ваш юбилей в театре, который за последние годы стал для Вас по-настоящему родным. ...
  • Николай Коляда: «Пока справимся своими силами»

    На волне пандемии и пресловутых ограничений страдают в первую очередь частные, авторские, независимые театры, чей основной доход формировался прежде всего на основе продажи билетов. Одним из первых пострадавших коллективов оказался «Коляда-театр», расположенный в Екатеринбурге. ...
  • Марк Розовский: «Поэтом себя не считаю»

    В поэтическом спецпроекте «Театрала» мы представляем стихи создателя и художественного руководителя Театра «У Никитских ворот» Марка РОЗОВСКОГО. –  Я очень признателен «Театралу» за то, что вы обратили внимание на мои стишата. ...
Читайте также