«Не бывает настоящего без живой истории»

В Театре Пушкина вручили Памятные знаки и представили книгу, основанную на дневниках Алисы Коонен

 

25 декабря в день рождения Камерного театра состоялась уже традиционная для Театра Пушкина церемония награждения Памятным знаком деятелей культуры, чьё творчество отмечено исключительным вкусом и стилем в духе традиций театра Александра Таирова. Обладателями почётного знака стали актриса Анастасия Вертинская, хореограф и режиссёр Сергей Землянский и историк театра Мария Хализева.

«Театр Пушкина старается хранить и продолжать традиции Камерного театра, который существовал особняком, параллельно тому, что происходило на улице, исповедуя искусство и красоту в чистом виде», – приветствовал собравшихся художественный руководитель Евгений Писарев.

«Наш первый лауреат – Анастасия Вертинская, которая не нуждается в представлении. На сцене она создала галерею образов, отвечающих эстетике Камерного театра: ее героини всегда существовали вне быта. Эти роли вполне бы могла сыграть таировская актриса. К сожалению, сегодня Анастасия Александровна не смогла присутствовать на церемонии, но позже я лично передам ей Памятный знак. Ещё хочу добавить, что, когда в 2019-м была варварски ограблена могила Таирова и Коонен, Вертинская была первым человеком, кто откликнулся на это происшествие. Она не стала дожидаться никаких инстанций, даже не стала обращаться к нам, а сама выступила главным инициатором восстановления барельефа», – сказал Евгений Писарев и перешёл к представлению следующих лауреатов.

Памятным знаком с формулировкой «за создание уникального сценического языка» отмечен хореограф и режиссёр Сергей Землянский, поставивший в Театре Пушкина за минувшее десятилетие не один спектакль, в том числе посвящённый юбилею Камерного театра, по записям и фотографиям восстановив многие сцены из легендарных постановок Таирова.

«Я хочу рассказать об одном удивительном эпизоде. Однажды, когда я вышел со служебного входа и направился на репетиции «Материнского поля» в Филиал, ко мне обратился пожилой мужчина, со словами: «Вы не знаете, как пройти к Камерному театру?» Я растерялся, говорю: «Вот Театр им. Пушкина, напротив МХАТ им. Горького, дальше Театр на Малой Бронной, здесь нет Камерного театра». Сейчас по прошествии нескольких лет, когда я уже столько всего прочитал про историю Камерного театра и людей, которые в нем служили, вспоминаю тот эпизод как знаковый», – поделился Сергей Землянский.

Третьим обладателем Памятного знака стала историк театра Мария Хализева, которая на протяжении последних пяти лет работала над созданием монографии, основанной на дневниках Алисы Коонен. Так, вторая часть церемонии награждения перешла в презентацию исторического труда о великой актрисе – «Алиса Коонен. Моя стихия – большие внутренние волненья. Дневники 1904-1950».

«Я благодарна огромному количеству людей, моим коллегам по Государственному институту искусствознания, моим редакторам и всем, с кем мы работали над выпуском книги в издательстве «Новое литературное обозрение». Благодарна Театру Пушкина за поддержку и, конечно, же Алисе Георгиевне Коонен за, что она «позволила» исследовать и изучать ее жизнь. Алиса Георгиевна единственная героиня моих исследований, с которой на протяжении всего времени написания книги я вела непрекращающийся диалог. Напор, метания, страсти, характерные ее темпераменту, и спустя столетие способны захватывать в плен, как захватывали ее современников», – рассказывает Мария Хализева. Автор также поделилась с гостями презентации своими впечатлениями от погружения в эпоху, жизнь Коонен. С какими трудностями пришлось столкнуться в период работы, какой выдержки и скрупулезной проверки фактов требует исторический труд.

Вместе с Марией Хализевой книгу представили глава издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова и театровед, театральный обозреватель «Ъ» Ольга Фединина.  «Когда читаешь дневники Алисы Коонен, видишь в них историю большой актрисы, талантливого человека, путь становления личности. Это подлинный роман воспитания в виде дневника, – говорит Ирина Прохорова. – Поэтому книга так ценна и важна для нас сегодняшних. И хотя за текстом стоит личная, внутренняя история человеческой жизни, через записи проступает трагическая эпоха. Монологичность дневника превращается в разговор с самим собой о самосохранении, о необходимости выстоять. Лично для меня история жизни Алисы Коонен, отражённая в дневниках, это документ эпохи. Документ, который встраивается в общую издательскую стратегию – рассказать о той эпохе через ярчайших ее представителей. И, конечно, сама книга отвечает на один из главных вопросов: «Кто есть кто», – подчеркнула Прохорова.

«Не бывает живого сегодняшнего дня без понимания истории, как не бывает живой истории без понимания сегодняшнего дня, – продолжила Ольга Федянина. – Мне видится очень ценным то, что эта книга очевидно будет интересна не только театральной публике, но и широкому кругу читателей. Публикация источников невероятно важная вещь, учитывая то обстоятельство, что архивы нашего XX века – довольно болезненный вопрос, и неизвестно, как мы должны дотягиваться до той истории, которая в этих архивах лежит. Книга дневников Алисы Коонен – это настоящий и роскошный источник, который содержит в себе огромные человеческие истории XX века», – подытожила Федянина.

  • Нравится



Самое читаемое

  • «Бутусов. Король Лир. Backstage»

    Премьера Юрия Бутусова – главного режиссера Театра Вахтангова – «уравнение с десятью неизвестными»: говорить о замыслах заранее никто не мог, казалось, вся постановочная команда – под подпиской о неразглашении: «На репетициях всё очень хрустально, очень хрупко. ...
  • «Каждый, кто учился у Мягкова, гордится, что был его учеником»

    Андрей Мягков  был родом из семьи ленинградских интеллигентов. Отец – профессор технологического института, мама – инженер-механик. Сам Андрей Васильевич окончил химико-технологический институт, но приехавшая из Школы-студии МХАТ комиссия кардинально изменила его судьбу. ...
  • Директор МАМТа Андрей Борисов: «Я не склонен к алармистским настроениям»

    В конце минувшего года экс-директор Пермского театра оперы и балета Андрей Борисов принял для себя непростое решение, согласившись возглавить Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. По его словам, решение было непростым не только потому, что требовалось соблюсти множество этических нюансов, но еще и потому, что трудно было оставить свою деятельность в Перми: в последние годы в тандеме с Теодором Курентзисом Андрей Борисов вывел Пермский театр оперы и балета на высокий международный уровень. ...
  • «Когда ждешь мессию, а приходит урядник…»

    В одном из очерков, посвященных памяти Евгения Леонова, Марк Захаров написал: «Вечером 29 января 1994 года Евгений Павлович Леонов, собираясь на работу в спектакле «Поминальная молитва», дома, уже одеваясь, упал и мгновенно умер. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также