Сырой Тургенев

Егор Перегудов поставил «Месяц в деревне» как пьесу о неудачной самоизоляции

 

Главный режиссер РАМТа Егор Перегудов, приглашенный своим учителем Сергеем Женовачом поработать по соседству в Камергерском переулке, выбрал для постановки знаковую для Художественного театра пьесу Тургенева. Когда-то в ней блистал сам Станиславский, демонстрируя первые плоды своего знаменитого метода, а также модный художник Добужинский, представивший на сцене увядающую красоту русской усадьбы. В новом спектакле МХТ тоже в глаза бросается прежде всего сценография – вернее, её отсутствие в привычном смысле слове.

Говорят, на премьере «Месяца в деревне» в 1909 году публика начала аплодировать сразу при поднятии занавеса – роскошным изысканным интерьерам мирискусника Мстислава Добужинского (кстати, этому спектаклю Музей МХТ посвятил отдельный онлайн-проект на своем сайте). Сегодня по залу тоже проносится дружное «ах», когда занавес с чайкой распахивается, и на зрителей веет холодным туманом и запахом сена, устилающим все огромные подмостки. Потом будет еще много запахов: молока, спелых ягод и вина (можно проводить актуальный тест на потерю обоняния). А также звуков природы: то лягушки заквакают, то птицы запоют прямо во время дождя... Это своеобразный «привет» звукописи, которой увлекался и сам Станиславский на заре Художественного театра. А Чехов в ответ на это обещал написать пьесу с ремаркой: «действие происходит в стране, где нет ни комаров, ни сверчков, ни других насекомых, мешающих людям разговаривать».

Но все же деревню здесь понимают скорее как пространство метафизическое, без бытовых подробностей, изб, самоваров и т.д. Скорее как место дауншифтинга, куда доктор Шпигельский (ироничный и точный Павел Ворожцов) отправляет замотанных, морально нездоровых городских жителей немного успокоить нервы. Можно сказать, отправляет в самоизоляцию: в деревню, в глушь, в Саратов. Но во время этого вынужденного карантина завсегдатаи буржуазных салонов ощущают себя не в своей тарелке. Почувствовать гармонию бытия и слиться в экстазе с матерью природой у них не получается, несмотря на прописанные доктором дыхательные упражнения. 

Во-первых, в деревне все время льет дождь – количество выпадающих на сцену МХТ осадков явно превышает месячную норму. Но благодаря художнику Владимиру Арефьеву и художнику по свету Дамиру Исмагилову выглядят они максимально разнообразно и живописно: то как тончайшая водяная пыль, то как настоящий звездопад крупных искрящихся капель. Любоваться этими чудесами сценической техники можно бесконечно. Но приходится посочувствовать актерам – те почти четыре часа играют мокрыми до нитки.

Дождь, видимо, символизирует стихию, которая смывает с людей все наносное, маски приличия и благовоспитанности, и обнажает их истинные желания. Но не все так просто.


В деревне герои меняют пышные юбки и пиджаки на грубые плащи и резиновые сапоги, в общем, опрощаются и заземляются как могут. Но достичь такой же простоты и естественности чувств им никак не удается. Наталья Петровна (Наталья Рогожкина) постоянно находится в раздраженном состоянии женщины, которая привыкла контролировать, подмечать и анализировать все свои эмоции: боязнь старости, зависть и ревность к чужой свежести, молодости и наивности, стремление понравиться и даже влюбленность (в наше время она наверняка регулярно посещала бы психотерапевта). Несчастная истязает себя рефлексией, не в силах отдаться с головой нахлынувшей страсти, и мучает переменами настроения окружающих мужчин: добряка-мужа (Александр Усов), старого воздыхателя Ракитина (Эдуард Чемазов) и самого виновника переполоха – неопытного студента Беляева (Кузьма Котрелев).

Наталья Петровна еще пытается рисоваться и держать лицо, но выход в свет при полной амуниции  оборачивается курьезом, когда в решительный момент любовники путаются в ее многочисленных юбках, шнуровках и бантиках, кувыркаясь в сене. Наряды от кутюр тут явно не к месту. Зато простая служанка Катя (Маруся Пестунова) в своем лаконичном мини – ходячий секс и соблазн: угощает ли она Беляева малиной, нанизывая ягоды на тонкие пальчики, или молоком, выливая потом весь бидон на себя. Но для гнилых интеллектуалов, испорченных цивилизацией, в которых режиссер явно видит своих современников, эта естественная, природная чувственность недоступна. Комичный сосед Большинцов (Александр Семчев) сразу признается, что он с женщинами «не того-с». Шпигельский делает брачное предложение компаньонке Лизавете Богдановне (Анастасия Скорик) по-деловому, без малейшего проблеска эмоций. Даже у Верочки (Надежда Колеганова) её первое, еще не вызревшее чувство оказывается отравлено и смято грубым психологическим вторжением Натальи Петровны.    

Русская сцена знала немало прекрасных воплощений «Месяца в деревне», который современники считали несценичным: хрестоматийная нежно-акварельная постановка Анатолия Эфроса с Ольгой Яковлевой, кружевной уютный спектакль самого Сергея Женовача в Мастерской Фоменко с восхитительной Галиной Тюниной, из последних – трагическая история разбитой судьбы у Юрия Бутусова в Театре Ленсовета и наэлектризованная страстью любовная драма у Евгения Марчелли в Ярославле. Егор Перегудов решил придерживаться авторского определения пьесы как комедии, работая с актерами на контрасте с меланхолично-туманной обстановкой места действия. Его герои, действительно, комичны: неловкие, нескладные, не в ладу с собой и с миром, они особенно нелепо смотрятся здесь – на лоне природы, так сказать. Говорят о прекрасной погоде, когда идет дождь, устраивают пикник, вымокая насквозь, неловко машут граблями и вилами и вязнут в этом несчастном сене, как в своих невысказанных, запретных желаниях.

В общем, Пушкин вполне мог бы адресовать им свою эпиграмму:
«Нет ни в чем вам благодати;
С счастием у вас разлад:
И прекрасны вы некстати
И умны вы невпопад».

  • Нравится



Самое читаемое

  • В Никола-Ленивце открывается фестиваль «Архстояние»

    С 23 по 25 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» пройдет Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». Гостей ждут перформансы известных современных художников, концерты и три новых арт-объекта. Общая тема смотра – «Личное»: по мысли организаторов, художники должны сбросить маски и прочие общественные регалии ради простоты и искренности. ...
  • Театрам разрешили полные залы при условии введения QR-кодов

    Московские театры и другие учреждения культуры получили возможность заполнять зал на 100% при условии введения системы пропусков по QR-кодам. Об этом сообщили в Департаменте культуры Москвы. Организациям, которые будут пускать посетителей по QR-кодам, не нужно будет соблюдать ограничения по количеству зрителей при проведении культурно-досуговых или зрелищных мероприятий - спектаклей, концертов, представлений, лекций, творческих встреч и кинопоказов. ...
  • «Плач женщины на могиле мужа оскорбляет военных?»

    Большой резонанс в СМИ и театральной сфере вызвало недовольство ветеранов организации «Офицеры России» премьерным спектаклем «Первый хлеб» в театре «Современник». «Офицеров России» возмутило использование актерами ненормативной лексики, «неприкрытая пропаганда однополой любви и ценностей ЛГБТ-сообщества». ...
  • «Офицеры России» жалуются на Театр «Современник»

    Общественная организация «Офицеры России» обратилась в Генпрокуратуру и мэрию Москвы с заявлением по поводу премьеры «Первый хлеб». Поводом, как утверждают составители обращения, послужило оскорбление ветеранов. ...
Читайте также


Читайте также

  • Новое творческое пространство в Москве. Здесь начинается театр

    В июне в Фурманном переулке, дом 6 открылась Театральная Мастерская «На Чистых». Недавно у нас начался набор в группы – детские и взрослые. Преподают в Мастерской педагоги из «Щепки», «Щуки», Школы О. Табакова, актеры и режиссеры московских театров. ...
  • Репетиция апокалипсиса

    Пока столичные театры взяли паузу, «Практика» играет свои премьеры на территории Музея Москвы, где обоснуется с нового сезона. 22 июля здесь покажут спектакль Марины Брусникиной «В кольцах» по повести «Несчастливая Москва» – фантасмагории, которая за три года до ковида напророчила «атаку» неизвестной эпидемии. ...
  • «Чайка. Прерванный полет»: премьера Александра Молочникова в Большом

    На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета «Чайка» – по одной из самых востребованных пьес в мире. Практически нет ни одного мало-мальски известного режиссера, в чьем послужном списке её бы не было. ...
  • Итоги сезона: театр продолжается

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Удачи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Олегу Лоевскому. Удачи сезона Самый главный успех этого сезона, что мы начали работать после пандемии, и большей радости и счастья я не знаю. ...
Читайте также